Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение и использование прибыли в торговых организациях.




Экономически обоснованное распределение и использование прибыли имеет важное значение с точки зрения интересов не только торговой организации, но и общества в целом.

Система распределения прибыли должна обеспечивать рациональное отношение с госбюджетом и создавать условия для дальнейшего развития торговой организации. Прибыль, получаемая ею, распределяется на две части: 1) в виде налогов и обязательных отчислений направленную в бюджет в внебюджетные фонды; 2) остающуюся после уплаты налогов и поступающую в распоряжение организации.

Порядок распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении организации, определяется ею самостоятельно в учредительных документах или иных локальных нормативно правовых актах.

За счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, могут формироваться ее фонды: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд риска, фонд выплаты девидентов и др. Чистая прибыль, направленная в фонды, определяется в процентах от ее общей величины или в абсолютном выражении.

Фонд накопления создается для финансирования развития организации, т.е. воспроизводства основных средств, а также пополнения собственных оборотных средств. Он аккумулирует прибыль и другие источники организации для создания нового имущества, приобретения оборудования и оборотных средств. По его объеме судят о росте имущества фирмы.

Фонд потребления формируется для финансирования следующих целей: выплаты премий, вознаграждений, пособий, трудовых и социальных льгот; выдачи беспроцентных ссуд; оплаты дополнительных дней отпуска; оказания материальной помощи; приобретения путевок; выплаты девидентов и др.Данный фонд выступает источником средств, зарезирвированных для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощерению трудового коллектива.

Резервный фонд создается, как правило, акционерными обществами для выплаты девидентов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли, для покрытия и погашения кредиторской и депонентской задолженности и на другие цели.

За счет чистой прибыли оказывается благотворительная и спонсорская помощь, уплачиваются штрафные санкции, оплачиваются любые расходы, не относящиеся на себестоимость.

Действующий порядок распределения и использования прибыли может не предусматривать формирования фондов, тогда прибыль используется общей массой согласно смете или иному документу, регламентирующему порядок, полномочия и возможные направления использования прибыли.

Направления распределения и использования чистой прибыли:1) перечисление части прибыли собственнику имущества; 2) резервирование части чистой прибыли в соответствии с законадательством и уставом; 3) накопление чистой прибыли для финансирования инвестиций во внеоборотные активы; 4) потребление, связанное с расходами на выдачу займов работникам и выплату вознаграждения по итогам работы за год; 5) покрытие убытков в соответсвии с законадательством; 6) уплата отчислений (членских взносов) в связи с вхождением в состав объединений.



 

33. Анализ прибыли и рентабельности торговой деятельности.

В современных условиях важнейшей задачей торговых организаций является получение прибыли в объеме , достаточном для дальнейшего развития, решения производственных и социальных задач. Ее решение зависит от эффективного управления процессом формирования прибыли. Механизм управления прибылью включает следующие элементы: 1)учет и экономический анализ прибыли и рентабельности; 2)экономически обоснованное прогнозирование и планирование прибыли и др финн показателей; 3) разработка конкретных мероприятий по достижению целевого объема прибыли; 4) организация действенного контроля за выполнением запланированных мер и принятие соответствующих управленческих решений в зависимости от изменяющейся хоз операции.

Источником информации для анализа прибыли служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность: ф. №1»БухгБаланс»; ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»; фю№3 «Отчет об изменении капитала»; ф.№4-у «Отчет о выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности; ф.№12-ф (прибыль) «Отчет о финн результатах»; ф.№4-ф (баланс) «Отчет о составе средств и источниках их образования»; данные операционного и управленческого учета и другие источники учетной и не учетной информации.



Основная цель анализа - выявить неиспользованные резервные увеличения прибыли и повышения рентабельности.

В процессе анализа решаются следующие задачи: 1) устанавливается степень выполнения плана по общей сумме прибыли и в разрезе ее видов, а также структурных подразделений и отраслей деятельности; 2)определяется динамика суммы прибыли и уровня рентабельности по организации в целом и в разрезе структурных подразделений и отраслей деятельности; 3)производятся расчет и оценка влияния основных факторов на сумму прибыли и рентабельности; 4) изучаются пропорции и конкретные направления использования и распределения прибыли, оценивается их эффективность.

Анализ прибыли и рентабельности производится в определенной последовательности: сначала оцениваются состояние и динамика общей суммы прибыли и уровня рентабельности в целом по торговой организации, затем в разрезе структурных подразделений и видов деятельности. Анализ за год дополняется изучением прибыли и рентабельности по кварталам и месяцам, в том числе - с точки зрения влияния различных факторов на эти показатели.

В процессе анализа прежде всего определяют влияние факторов, формирующих прибыль. Так, объем товарооборота, уровни доходов и расходов на реализацию товаров, уровень отчислений, уплачиваемых из доходов, определяют величину прибыли от основной деятельности - прибыль от реализации; прибыль от операционной деятельности и внереализационных операций обуславливает общую величину прибыли по организации. На рентабельность воздействуют структура товарооборота, уровни средней торговой надбавки и издержкоемкости реализации отдельных товаров.

1) Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли: ∆П=((Т10)×Ренобо)/100 где Т1 - товарооборот отчетного периода; Т0 - товарооборот базисного периода; Ренобо- рентабельность оборота в базисном периоде. Чтобы при расчете исключить влияние изменения цен на товары, необходимо товарооборот и прибыль привести в сопоставимый вид!

2) Влияние изменения среднего уровня доходов от реализации товаров на прибыль определяется: ∆П= ((УДр1-УДр0)×Т1)/100, где УДр1- уровень дохода от реализации в отчетном периоде; УДр0- уровень дохода от реализации в базисном периоде; Т1- товарооборот отчетного периода.

3) Влияние изменения уровня отчислений от доходов на сумму прибыли:

∆П=(УО д.р.1 - УО д.р.0)×Т1)/100, где УО д.р.1- уровень отчислений от реализации в отчетном периоде; УО д.р.0- уровень отчислений от дохода от реализации в базисном периоде; Т1- товарооборот отчетного периода.

4) Влияние изменения уровня расходов на реализацию товаров определяется по формуле: ∆П=(УРр1-УРр0)×Т1)/100 , где УРр1 - уровень расходов на реализацию в отчетном периоде; УРр0- уровень расходов на реализацию в базисном периоде.

5) Влияние изменения прибыли по операционной деятельности и внереализационным операциям определяется прямым счетом по формуле: ∆П=Поп/вн1оп/вн0 , где Поп/вн1 - прибыль от операционной или внереализационных операций в отчетном периоде; Поп/вн0 - прибыль от операционной деятельности или внереализационных операций в базисном периоде.

Совокупность всех факторов должно соответствовать сумме отклонений прибыли отчетного периода от ее суммы в базисном периоде.

 

Методы прогнозирования (планирования) прибыли в торговых организациях.

При планировании прибыли исходят из ее статуса главной цели и меры эффективности всей деятельности организации, обеспечивающей основу ее развития в перспективе.

В качестве исходной информации при планировании прибыли используются соци-экон показатели города и района, материалы анализа прибыли и рентабельности за предшествующие годы, планы товарооборота, доходов и расходов на плановый год.

Основными методами планирования прибылив современных условиях , позволяющим определить оптимальный вариант прогноза прибыли на предстоящий период с учетом условий деятельности и перспектив дальнейшего развития, являются методы экстраполяции, прямого счета, целевого формирования прибыли, нормативный, CVP, прогнозирования денежного потока, факторного моделирования, а также экономико-статистические и экономико-математические методы.

Метод экстраполяции наиболее прост. Горизонтальный (трендовый) анализ динамики прибыли за ряд лет позволяет выявить тенденции ее развития, которые затем учитываются в планировании. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает изменения факторов внешней среды и внутренней среды, влияющие на прибыль в плановом периоде. Экстраполяция дает достаточно точные результаты лишь на относительно короткий прогнозный отрезок времени.

Метод прямого счета несложен и достаточно надежен. Его целесообразно использовать в планировании прибыли, если предварительно обоснованы планы товарооборота, доходов и расходов организации. Плановая сумма прибыли от реализации определяется как разность между доходами (за вычетом отчислений) и расходами от реализации товаров. Недостаток этого метода в том, что он основан на одновариантном расчете плана показателей.

Последовательность выполнения: 1) разрабатывается прогноз доходов от реализации; 2) разрабатывается прогнозируемая величина расходов на реализацию; 3) прогнозируемая прибыль от реализации определяется как разность между прогнозной величиной доходов от реализации и прогнозной величиной расходов на реализацию; 4) разраб прогноз величину прибыли от инвестиций и финн деят, которая рассчитывается на основе прогнозов доходов и расходов от этих видов деят; 5) рассчитыв прогнозир величину общей прибыли = прогноз Прибыли от реализ +прогн Приб от инвест и финн деят; 6) определяем чистую прибыль= общая прибыль - налоги и прочие удержания из прибыли.

Метод целевого формирования прибыли на плановый период позволяет увязать плановые показатели со стратегией деятельности торговых организаций. Его суть состоит в определении потребности субъекта хозяйствования в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли. Прибыль на плановый период, исчисленная этим методом, служит базой для планирования других показателей деятельности организации: дохода от реализации и товарооборота.

Нормативный метод также отличается простотой в использовании. В качестве норматива может быть принята норма прибыли на вложенный капитал. Последний рассчитывается как прогнозируемая сумма основных и оборотных средств.

Метод CVP (планировании прибыли на основе ее взаимосвязи с расходами и товарооборотом) дает возможность определить виды прибыли исходя из той же информации, что требуется для метода прямого счета. Первоначально определяется точка безубыточности в плановом периоде, а затем сумма маржинального дохода (сумма прибыли и постоянных расходов). Метод CVP эффективен при оперативной корректировке плана прибыли в ситуации изменения условий хоз деят и плановых объемных показателей.

Метод прогнозирования денежного потока широко используется в странах с развитой рыночной экономикой. Он предполагает планирование потока денежной наличности (т.е. поступления денежных средств в организацию) по периодам. Прибыль определяется как сумма прироста денежного потока за период.

Метод факторного моделирования состоит в многовариантных расчетах прибыли на плановый период путем последовательного применения заданных значений отдельных факторов. В построении многофакторной регрессионной модели учитывается степень влияния каждого из факторов.

Экономико-статистический метод а) с применением коэффициента эластичности. Последовательность: 1) определяют Кэл.=((∑Потч-∑Ппр)/∑Ппр)//((∑ТО отч-∑ТОпр)/∑ТОпр))

2) определяют темпы прироста Прибыли плановой= Кэл×Т прир ТОпл;; ; 3) определяют планируемую прибыль =(∑Потч×(100+ТприрПпл))//100; 4) определяют уровень рентабельности продаж

=( ∑П пл/∑ТО пл)×100.

б)метод скользящей средгней.Последовательность: 1)постоянно выравнивают уровни рентабельности продаж и опред среднегодовое изменение рентабельности ∆=(Kn-K1)///(n-1); 2) определяют планируемый уровень рентабельности = Kn+2∆; 3) определяют планируемую сумму прибыли = (Планир уров рентабельности ×ТО пл)//100

Обоснованность выбора плана-прогноза прибыли проверяется на основе индексной модели эффективного функционирования организации: Iп>Iт>Iрес>Iфзп

Где Iп - индекс изменения прибыли;Iт - индекс изменения товарооборота;Iрес- индекс изменения суммы основных средств в оборотных средствах;Iфзп- индекс изменения фзп.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал