Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-значимые качества специалиста в сфере управления






Тема 2.3. Профессионально значимые качества и профессиональное мастерство специалиста-управленца

План:

1. Профессионально-значимые качества специалиста в сфере управления.

2. Психологическая характеристика профессионального мастерства специалиста-управленца.

 

Профессионально-значимые качества специалиста в сфере управления

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Она отражает устойчивое разделение труда по основным направлениям производства, профессиональной деятельности.

То особенное, что является более углубленной характеристикой профессии, как общей категории, входит в понятие «специальность». Она требует более частных знаний и конкретного практического опыта, является фундаментом профессии.

В непосредственной связи с понятиями «профессия» и «специальность» находится категория «квалификаци я». Последняя отражает степень овладения работником суммой знаний, умений и навыков, которые относятся к данной профессии или специальности (т.е. степень овладения профессионально значимыми качествами).

Профессионально-значимые качества специалиста-управленца — это совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять необходимые профессиональные функции в системе управления.

Образованию профессионально-значимых качеств способствуют активные формы и методы обучения, т.е. способы организации про­цесса обучения, а также взаимодействия преподавателя и обучающих­ся, направленные на реализацию модели профессиональной деятель­ности.

Процесс обучения (усвоения социального опыта) определяется как внешними, объективными условиями (т.е. способами организации процесса обучения, способами взаимодействия преподавателя и обу­чающихся, содержанием образования и др.), так и внутренней пози­цией обучающегося, совокупностью мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооцен­ка. Поэтому внешние условия должны быть нацелены прежде всего на развитие собственной активности личности самого учащегося, на включение его в самостоятельную поисковую деятельность, развитие творческого мышления и умения приобретать знания.

В основе активных форм и методов обучения лежит личност­но-деятельностный подход, суть которого состоит в следующем: эффективное усвоение знаний, умений и навыков возможно лишь в ре­зультате включения личности в активную самостоятельную деятель­ность, которая соответствует возможностям и склонностям личности и осознается ею как значимая для ее профессионального и личност­ного развития. Важнейшим условием реализации этого подхода явля­ется профессионализация обучения. Она предполагает воссоздание предметного и социального контекста будущей профессиональной де­ятельности, на канву которого могут быть наложены процессы позна­ния, усвоения абстрактных знаний.

Повышение активности и творческой самодеятельности слушате­лей в усвоении знаний, формировании умений, навыков и примене­ния их на практике обеспечивается такими активными формами обуче­ния, как: деловые, ролевые, интеллектуальные игры; моделирование, анализ и проигрывание ситуаций; видеотренинги и обратная связь с помощью видеоустановок; опыт межличностного общения; эксперимен­тальные учебные упражнения; самообучение и самоконтроль; взаимо­действие с другими членами аудитории; проблемные лекции и семина­ры.

Среди активных форм обучения особое внимание следует уделять деловой игре. В деловой игре воспроизводится профессиональная обс­тановка, сходная по своим основным характеристикам с той, которая присуща реальной деятельности сотрудника ОВД. При этом воспроизво­дятся лишь наиболее типичные ситуации в сжатом масштабе времени. Сочетание опыта и знаний, требуемое деловой игрой и ею формируе­мое, позволяет яснее увидеть целостность процесса будущей про­фессиональной деятельности, лучше понять смысл обучения, увидеть свои ошибки и оценить приобретения. Наглядность, осязаемость про­цесса поиска и получения результатов приводят к глубокому понима­нию учебного материала.

В кругу активных методов обучения наибольшее распространение получил проблемный метод, который обеспечивает максимальную акти­визацию поисковой деятельности слушателей в процессе решения поз­навательных задач. Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знания в «готовом виде», а формирует проблемные зада­чи, ставя слушателя в позицию первооткрывателя и побуждая искать способы их нестандартного решения. Вузовская подготовка должна сформировать специалиста, обладающего важнейшими творческими спо­собностями, т.е. умеющего самостоятельно увидеть проблему, сфор­мулировать ее, выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки, собрать данные, предложить методику их обработки, проанализировать их, сделать выводы, увидеть возможность приложения полученных результатов и т.д.

Таким образом, профессионально-значимые качества возникают и развиваются в совместной деятельности и общении, через другого человека, во взаимодействии и диалоге с ним. Их становление про­исходит на уровне мотивационно-потребностной сферы личности, ми­ровоззрения и предполагает, в первую очередь, формирование лич­ностного смысла выбранной профессии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.