Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перестройка психологии. Законы вежливого обращения с психологией






 

На каждом этапе своего развития психологическая наука имеет некий центр, ось вращения, круг проблем, вокруг которых концентрируются наиболее перспективные направления исследований. В зависимости от качественных особенностей этого центра психология начинает бурно контактировать с соответствующими смежными науками – физиологией, математикой, юриспруденцией, социологией, биологией и др. Сейчас таким центром психологической науки является Человек, следовательно, важнейшими союзниками психологии в решении проблем. Человековедения становятся науки, для которых не чужда человеческая проблематика. Немалый вклад в перестройку психологии сегодня вносится писателями, публицистами, философами, экономистами, политиками.

Понимание сущности психического не может быть лёгким, так как.:

1. Природа психического отличается от всех наблюдаемых и ненаблюдаемых явлений и окружающего мира (его нельзя увидеть, пощупать, зафиксировать приборами, т.е. ощутить непосредственно).

2. Психическое можно изучать только опосредованно (через его проявления в той или иной системе взаимосвязей объективного мира). Для этого важно задать некоторую систему координат, в рамках которой оно бы существовало в своих важнейших характеристиках.

3. Выбор системы координат в значительной мере зависит от того, кто делает этот выбор, от той задачи, которую он решает.

Традиционно выделяли три системы отношений, в которых проявляется психика (рис.1.).

Целостное понятие психического (психики) может быть дано только при его анализе во всей системе взаимоотношений. Ограничение же рамками какого-нибудь одного из указанных аспектов дает неполное понятие. На этой схеме мир психических явлений выглядит в предельно обобщённом и, следовательно, обеднённом виде (как на любой схеме). Реальное же богатство психических явлений не находит своего воплощения ни на какой схеме. Оно поистине бесконечно.

Сложившаяся традиция трактовки природы психического (схема 1) пронизана познавательной (гносеологической) ориентацией, познавательной парадигмой. Влияние этой ориентации настолько сильно сказывается до сих пор,

Рис. 1. Различия проявлений психики в разных системах отношений.

(Традиционный – гносеологический подход)

 

что по праву можно говорить о целой эпохе, периоде, который можно назвать гносеологическим периодом развития отечественной психологии (с 30-х годов).

Гносеологическая парадигма было удобной для административно – командной системы, т.е. психология никуда не вмешивалась, ничего не предлагала изменить в социально-политическом, экономическом и правовом отношениях (т.е. была пассивной). Она лишь давала административно-командной системе дополнительные аргументы в пользу развиваемых в стране научных направлений (т.е. было «ручной», «карманной», несмотря на ряд исследований, составивших гордость отечественной и мировой психологической науки).

Но гносеологически ориентированная психология оказалась неспособной научно обеспечить задачи перестройки, когда в этом возникла острейшая потребность. Для этого должна быть иная психология.

Перестройка психологии должна быть начата с преодоления гносеологического подхода к трактовке природы психики, т.к. в его рамках всё многообразие практических связей человека с миром было ограничено только системой отражательных отношений (что очень убого).

Преодоление гносеологического подхода к трактовке природы психики может быть осуществлено (согласно С.Л. Рубинштейну) путём изменения системы координат, в рамках которых она рассматривается. Такой подход называется онтологическим (т.е. он рассматривает психическое не в познавательных отношениях, а в системе всего комплекса взаимосвязей психического с миром, т.е. рассматривает психическое как реальность (рис 2)).

Таким образом, с точки зрения онтологического подхода психическое – это не только отражение мира, но и преодоление его несовершенства с точки зрения своих целей: «переход от царства объектности к растущей роли субъектности, это рождение Субъекта, Человека, Личности; это переход от безответственности к ответственности ха весь мир, от бездуховности к духовности. Онтологически ориентированная психология – активна!» (Китов А.Г.).

Рис. 2. Психическое как реальность (действительность).

Онтологический поход

 

Сформулированные положения важны как мировоззренческие компоненты образования современного руководителя! Они, конечно же, должны быть конкретизированы с учётом специфики стоящих задач, чтобы приобрести непосредственно практический смысл. Это позволит успешно решать новые задачи.

Сформулируем два основных закона обращения с психологической реальностью, нарушение которых приводит к серьёзным негативным последствиям.

 

1-ый закон вежливого обращения с психологией.

 

,

где: ψ – объем психологических преобразований;

а – ускорение (планируемая скорость преобразования);

С – величина усилий.

Трудно придать строго количественную выраженность переменным ψ и а.

Суть формулы: Величина психологической перестройки и скорость, с которой это планируется сделать, находятся в обратной зависимости, чем больший объём психических преобразований предполагается в процессе реформ, тем меньшим должен быть темп этих преобразований. И наоборот: хотите ускоряться – делайте это только по отношению к предельно меньшему объёму психических преобразований.

Правильность психологического запрета на высокие темпы преобразований может быть подтверждена нашим собственным опытом борьбы с алкоголизмом, событиями в Афганистане, Чечне, Дагестане экономической реформой 17 августа 1998г. и др.

Означает ли этот закон, что никакие быстрые продвижения в экономическом, политическом и правовом отношениях невозможны в принципе? Нет. Он накладывает лишь некоторые ограничения, оставляя свободным выбор стратегии реформ. Вот почему этот закон должен быть дополнен ещё одним.

2-ой закон вежливого обращения с психологией.

Терпит крах любой проект (план, реформа и т.д.), который требует от общества шага большего, чем это позволяет зона ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это такая величина перемен, на которые общество в принципе готово, или может пойти, повинуясь непринудительным мерам. В разных обществах и в разные времена величина этой зоны разная (в зависимости от степени зрелости социальных отношений, уровня развития культуры, национальной психологии, традиций, обычаев и т.д.).

Между 1-ым и 2-ым законами есть глубокая внутренняя связь, выражаемая правилом:

Самая революционная программа преобразований может быть реализована, если она будет осуществляться последовательными шагами, каждый из которых не выходит за пределы зоны ближайшего развития. В противном случае программа превращается в кампанию, заложенная в ней идея – в абстрактный лозунг, необходимое идеологическое обеспечение – в демагогию.

При первых же сбоях в реализации программы, вызванных перешагиванием за границы зоны ближайшего развития (форсированием темпов), рождаются предпосылки для свёртывания демократических процессов.

Высказанные положения очень важны для системы управления, для полноценного включения и развития психики в процессе реализации управленческих функций. Для этого необходимо рассмотреть психическое как реальность в новой системе координат – управленческой деятельности и её задачах.

С учётом этого, схема включения психического в структуру управленческой деятельности примет следующий вид (рис. 3).

 

Рис.3. Способы включения психического в структуру управленческой

деятельности

Важным условием эффективности управления является умение руководителя (в зависимости от управленческого контекста) практически использовать и формировать психическое на всех этапах в своей повседневной деятельности.

Искусство работы с психологическим потенциалом человека – есть важнейший компонент профессионального мастерства руководителя любого ранга, любого министерства и ведомства, в любой стране, во все времена.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.