Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существо макроэкономического регулирования






 

Рассмотрим вопрос темы по существу: почему необходимо регулировать национальное хозяйство в целом? В чем состоит главная цель такого упорядочения экономики? Ответ на эти вопросы связан с пониманием характера объектов управляющего воздействия.

Этими объектами является три макроэкономические струк­туры - образно говоря “три кита”, на которых держится вся рыночная макроэкономика.

Во-первых, это - совокупный спрос. Такой спрос - сумма денег, которую члены общества готовы затратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от ряда факторов:

уровня цен;

величины доходов населения;

распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);

налогов (части доходов, отданных государству);

государственных закупок (спроса государства);

предложения денег со стороны кредитных учреждений. Во-вторых, объектом общенационального регулирования яв­ляется совокупное предложение. Оно представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители реализуют всем покупателям.

Объем совокупного предложения определяется та­кими факторами:

уровнем рыночных цен;

потенциально возможным объемом изготовления благ в стра­не;

уровнем издержек производства продукции;

коммерческой выгодой ее выпуска.

В-третьих, макроэкономическим объектом регулирования яв­ляется совокупное производство. Под ним подразумеваются все виды хозяйства нации, выпускающие товары и услуги.

Все регулируемые объекты внутренне взаимосвязаны друг с другом. Между ними устанавливаются прямые связи: а) совокупное предложение во многом определяет совокупный спрос, и на­оборот, спрос в масштабе национального рынка прямо воздей­ствует на общий объем предложения; б) производство непосред­ственно предопределяет суммарное предложение. Имеются также косвенные связи: совокупный спрос воздействует на суммарное предложение, а через него - на все производство.

Наконец, между объектами регулирования существуют необ­ходимые объемные соотношения. При их нарушении возникает макроэкономическое неравновесие. Допустим, что производство оторвалось от учета объема всего покупательского спроса и со­здало благ больше, чем это нужно для общественного потреб­ления. Тогда возникает кризис перепроизводства. Если же про­изводство доставило существенно меньше продуктов, чем нужно для потребления людей, то налицо кризис недопроизводства.

Теперь мы может ответить на важный вопрос: каково главное условие нормального развития макроэкономики - такого состояния национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь покупательский спрос?

Данным условием является соблюдение народнохозяйственной пропорциональности. Это означает: во-первых, равенство объемов суммарных величин спроса, предложения и производства нации и, во-вторых, соответствие друг другу структур этих макроэко­номических объектов. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Закон вы­ражает условие существования нормальной народнохозяйствен­ной системы: необходимость постоянного поддержания соответ­ствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства.

Нарушения закона пропорционального развития макроэко­номики проявляются в известных нам видах неравновесия:

а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупного спроса); б) кризисах перепроизвод­ства (превышении объема всего предложения и производства над совокупным спросом); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда); г) инфляции (превышении предложения денег над их спросом).

Теперь пора выяснить: кто или что может предотвратить или, по крайней мере, уменьшить нарушения народнохозяйст­венных пропорций?

Логично предположить, что для постоянного поддержания общей сбалансированности национального хозяйства нужен ка­кой-то регулятор всей макроэкономики (его часто называют “хо­зяйственный механизм”).

Макроэкономический регулятор - это общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства.Он вы­полняет следующую роль: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по от­раслям и видам хозяйства в соответствии с общественными по­требностями; стимулирует высокоэффективное предпринима­тельство.

Регулятор макроэкономики начинает действовать при опре­деленных предпосылках, а именно - в условиях единого наци­онального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и рынок. На этом плацдарме стал функ­ционировать исходный тип хозяйственного механизма - рыноч­ный.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.