Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Масса валовой прибыли




 

При подсчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произве­денных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма подсчитывается путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

Масса валовой прибыли (åПв) - это разница между суммой продаж (åЦо) и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров - åСс):

åПв = åЦо - åСс

Рассмотрим простой пример (цифры условные). Небольшая фабрика занимается изготовлением дверных замков. Цена за штуку - 10 марок. За год продано 4 тыс. штук. Сумма продаж составила 40 тыс. марок. Совокупная же себестоимость всех изделий - 5 тыс. марок. Стало быть, валовая прибыль фабрики - 35 тыс. марок.

На деле фирма получает прибыль не так просто, как это описано в данном примере, а главное, не сразу - не с момента начала продажи готовой продукции. Напротив, предприятие пер­воначально несет значительные косвенные расходы (на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, об­служивание машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продукции добавляются прямые затраты. В итоге все время на­растает величина совокупных издержек - сумма постоянных и переменных расходов.

Затем наступает такой момент, когда сказывается эффект увеличения масштабов производства: при росте выпуска изделий себестоимость каждого из них будет снижаться (из-за экономии постоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с величиной совокупных издержек (åСс), то есть будет достигнута точка самоокупаемости произ­водства. В дальнейшем наращивание выпуска товаров приведет к образованию и увеличению валовой прибыли. Наглядной ил­люстрацией такого процесса служит рис. 11.3 (цифры условные).

Из рис. 11.3 видно, что первоначально сумма продаж товаров (åЦо) была меньше совокупных издержек (åСс), которые в начале производства составили 150 тыс. руб. Однако при выпуске 30 тыс. изделий достигнута точка самоокупаемости (åЦо = åСс). В по­следующем происходило увеличение массы валовой прибыли (åПв). За счет снижения себестоимости имеется возможность снизить цену товара без значительной потери прибыли.

Напрашиваются вполне очевидные выводы. Образование мас­сы валовой прибыли зависит:

а) от производственных факторов - величины совокупных

издержек и масштабов производства;

б) рыночного фактора - уровня оптовых (сбытовых) цен. Получение массы прибыли даст возможность начать ее рас­пределение.

 

Рис. 11.3. Образование совокупной прибыли



 

Распределение прибыли

 

Кому же достается вся валовая прибыль? Многие люди полагают, что вся прибыль идет в частную собственность бизнесмена и расходуется на его лич­ные нужды. Это верно лишь в том случае, если предприниматель является единоличным собственником предприятия. Однако пос­ле того как бизнесмен растратит всю прибыль на личные по­требности, он потеряет возможность осуществлять накопление капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не в праве при­своить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.

В условиях постиндустриального общества распределение прибыли для большинства собственников сильно усложнилось по сравнению с начальной фазой капитализма. Оно схематически изображено на рис. 11.4.

 

Рис. 11.4. Распределение валовой прибыли

 

Прежде всего из прибыли вычитаются суммы, уходящие “на сторону”. Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями, а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджеты государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накоп­ление, на охрану окружающей среды, подготовку и переподго­товку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причи­тающийся ему лично предпринимательский доход. В акционерном обществе предназначенная в качестве личного дохода часть при­были распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в общий капитал.



При подобном распределении валовой прибыли с увеличе­нием ее размера приумножается собственность бизнесменов и государства, а также появляется возможность увеличить доход, идущий в личное потребление не только работников каждой фирмы, но и других граждан страны, получающих общественные блага от государства.

За рубежом и в нашей стране имеются еще формы распре­деления прибыли, которые объединяют последнюю с оплатой труда.

Прежде всего это касается многих людей, занимающихся мелким -бизнесом. При этом имеются в виду так называемые “смешанные предпринимательские доходы”. Их получают те еди­ноличные собственники, которые производят и реализуют товары обычно на неорганизованном рынке. В их доходах как бы сли­ваются воедино заработная плата (возмещающая расходование рабочей силы) и прибыль.

Совокупный денежный доход, состоящий из зарплаты и части прибыли, могут получать рабочие на предприятиях, где приме­няются стимулирующие системы “участия в прибылях”, “в ка­питале”. При этом денежное вознаграждение делится на две части. Первая и главная его доля выплачивается по обычным нормам оплаты труда, а вторая - в конце года в виде премии из прибыли фирмы. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибыли, которая создается за счет либо экономии производственных расходов, либо сбережения затрат на рабочую силу Все это делается с целью увязать экономические интересы каждого работника с улучшением результатов коммерческой де­ятельности фирмы.

В США свыше трети всех компаний использовали те или иные формы “участия в прибылях”. Вместе с тем практика по­казала недостаточную эффективность их применения для сти­мулирования отдачи рядовых работников. Ведь гибкая часть за­работка исходит из финансовых итогов работы компаний, ко­торые во многом зависят от положения на рынке сбыта, уровня налогообложения и других внешних факторов. Поэтому сейчас все более широко применяется система “распределения доходов”, при которой уровень оплаты труда непосредственно зависит от выработки и качества продукции, достигнутых каждым отдельным работником.

При нормальном состоянии экономики использование части прибыли для увеличения доходов работников позволит заинте­ресовывать их в экономической реализации общего имущества, в увеличении массы и нормы прибыли.

 

§ 2. НОРМА ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал