Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории стоимости (ценности) и практика






 

Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет лучшевыявить их общий характер и понять их практическое значение.

Обе названные концепции имеют одинаковый признак: они углубленно анализируют эндогенные процессы, скрытые от непосредственного наблюдения. Чтобы понять, что собой представляют стоимость или полезность, ученые применяют метод научной абстракции (лат. abstractio - отвлечение). В процессе познания они мысленно отвлекаются от несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения свойств, раскрывающих его сущность.

Мы уже видели, с какими трудностями было связано познание сущности стоимости товаров и измерение ее величины с помощью рабочего времени. То же самое касается изучения полезности. Профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус советовали читателям:

“Но вы должны четко осознавать, что полезность не является психологической функцией или чувством, которые доступны наблюдению и измерению. Скорее, полезность является научной концепцией, используемой экономистами для объяснения процесса распределения рациональными потребителями своих ограниченных ресурсов между товарами, приносящими удовлетворение”1.

1 Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. С. 115.

 

Между тем еще в XIX в. некоторые экономисты полагали, что существует некий количественный измеритель счастья, или полезности, для каждого человека. Единица измерения полезности была названа ютиль (от англ. utility- полезность). Чем больше ютилей приобретал на рынке потребитель, тем большую порцию счастья он якобы получал.

По поводу такого поведения покупателя профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи (США) заметили следующее:

“...Трудно поверить, что на самом деле существует некая мера счастья, которую можно использовать для доказательства такого рода утверждений: “Дик стал бы в два раза счастливее, если бы он съел еще одну шоколадку”2. Верно, пожалуй, и то, что немыслимо использовать ютиль для соизмерения полезности таких разнородных товаров на рынке, как, скажем, арбуз и велосипед.

2 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 98.

 

Однако специалисты могут иногда соизмерять стоимость одинаковых видов товаров, производимых в разных странах, в часах рабочего времени. Недавно это было сделано для сравнения величины стоимости ряда основных продуктов в России и других государствах (табл. 4.2).

 

Таблица 4.2

Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени на единицу товара)

Наименование товара   Россия   Польша   Германия  
Говядина(кг)   3, 4   1, 7   0, 3  
Мясо животное(кг)   5, 3   2, 0   0, 25  
Молоко (л)   0, 7   0, 2   0, 03  
Яйцо (десяток)   1, 3   0, 8   0, 05  
Сахар (кг)   1, 3   0, 4   0, 08  
Картофель (кг)   0, 5   0, 1   0, 04  
Сорочка мужская (шт.)   11, 2   8, 3   0, 57
Ботинки мужские (пара)       3, 0  
Холодильник (шт.)        
Бензин автомобильный (л)   0, 5   0, 3   0, 06  

 

 

Но в обычных условиях рыночного обмена непосредственно соизмерять различные товары невозможно при помощи стоимости и ее внутреннего мерила - рабочего времени. Поучителен такой факт. В 20-е годы в нашей стране была предпринята попытка ввести в качестве общей меры всех продуктов так называемые треды - трудовые деньги. На них было обозначено количество отработанных на предприятии часов. Однако, участники рынка с большим недоверием отнеслись к этому эксперименту, и он провалился.

А. Смит верно подметил: “Товары чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, а не с трудом... К тому же большинство людей лучше понимают, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда. Первое представляет собою осязательный предмет, тогда как второе - абстрактное понятие, которое хотя и может быть объяснено, но не отличается такой простотою и очевидностью”1.

1 Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. С.104.

 

Стало быть, всякие попытки использовать научное понятие “рабочее время” (как измеритель стоимости) или “полезность” для практического налаживания рыночного обмена в принципе не осуществимы, ибо эти понятия отражают отношения, сложившиеся в эндогенном слое экономики, который исследуют экономисты-теоретики.

Тогда может возникнуть недоуменный вопрос: можно ли выбраться из этой явно тупиковой ситуации? Ответ мы сможем найти, если доступное всем мерило равноценного обмена станем искать в совершенно иной области. Речь идет об экзогенном слое рыночного обмена, который будет рассмотрен в следующей теме.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Австрийская школа в политической экономии. / К, Менгер, Л. Бём-Баверк, Ф.Визер. М., 1992.

Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 23.

Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. I, II//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. I. Кн. II. Гл. I, II. Кн. III.

Самуэльсон П. А, Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Гл.5.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Гл. IV, V//Антология экономической классики/В.•Петти, А.Смит, Д. Рикардо. М., 1993.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл. 6.

ТЕМА 5 ДЕНЬГИ И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

§ 1. ДЕНЬГИ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.