Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности и принципы менеджмента.






Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:

1. развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики

2. влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией

3. соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации

4. соотносительность управляющей и управляемой подсистемы

5. использование преимущественно сознательного управления

6. концентрация и динамичное изменение функций управления в организации

7. оптимизация (рационализация) уровней управления организацией

8. рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

 

Закономерности имеют объективный характер, и реализуются в процессе деятельности людей. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируется принципы менеджмента.

Принципы менеджмента, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя собой общие правила, принципы формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре.

Принципы как основные правила, способствуют оценке ситуаций, пониманию проблем, являются главным фактором, определяющим деятельность менеджера.

Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем

Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях.

- Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ. Где даются полномочия - там возникает ответственность.


- Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, она также предполагает справедливо применяемые санкции.

- Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

- Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

- Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании.

- Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать плату за свою службу.

- Централизация. Централизация является естественным порядком вещей. Должна быть правильная пропорция между централизацией и децентрализацией.

- Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, кончая руководителем низового звена.

- Порядок. Место для всего, и все на своем месте.

- Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

- Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

- Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации.

- Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

 

Файоль внес много в практику. Разработал принцип построения структур управления и выделил 6 видов управленческой деятельности.

-техническую

– коммерческую

–финансовую,

– защитную

– бухгалтерскую

– административную.

Формирование аппарата управления на основе видов управленческой деятельности.

 

Выделим основные принципы определяющие научный подход к менеджменту и отражающие требования его объективных закономерностей.

1. Принцип организационного оформления функционального и полномочного разделения управленческой деятельности. Такое разделение может произойти неформально. Но для стабильности управления оно требует организационного закрепления регламентами, нормативами, ответственностью. Это предохраняет от бессистемного использования и полномочий и функций, повышает ответственность и создает условия ее реализации.

2. Принцип сочетания формального и неформального управления. Призванограничивать тенденции излишней формализации управления, создающей опасность его бюрократизации, а также учет факторов лидерства, благоприятной социально-психологической атмосферы.

3. принцип делегирования полномочий. Способствует созданию наилучших условий профессионального решения поблем, разгрузке линейных менеджеров, развитию инициативы, повышению ответственности. Это принцип поиска эффективной централизации управления.

4. принцип интеграции процессов управления. Заключается в регулировании меры участия, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижения синергического эффекта совместной деятельности.

5. принцип мотивации деятельности. Управление может быть успешным только в том случае, если оно опирается на позитивные мотивы деятельности человека (интересы, ценности, установки и пр.).

6. принцип участия в управлении. Создает атмосферу демократизма, доверия, позволяет использовать коллективный разум, понять интересы, точнее и объективнее оценить ситуацию. Использование этого принципа повышает управляемость, инициативность персонала, самостоятельность и поиск средств улучшения работы.

7. принцип развития. Управление всегда должно быть ориентировано на развитие, которое определяет стратегический характер управления, его целеустремленность и перспективность. Развитие – это стремление к новому качеству.

8. принцип научности и искусства управления. Требует разработки и реализации практической концепции управления, построенной на основе исследований, использования научного инструментария. Научный подход должен дополняться искусством управления, которое требует соответствующих условий.

9. принцип динамичности и адаптивности системы управления. Эти качества определяются как организацией управления, так и характеристиками персонала. Это принцип своевременной модернизации управления по потребностям функционирования и развития социально-экономической системы (объекта управления).

10. принцип экономии времени в процессах управления. Время является главным невосполнимым ресурсом. В его использовании и рациональность организации управления, и ритмичность работы, и профессионализм персонала, и качество решений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.