Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель: профилактика и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста на основе подобранного методического материала. 3 этап – диагностический.

Этапы психолого-педагогического сопровождения тревожного ребенка: 1 этап - диагностический.

Цель: выявление тревожных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность (анкетирование). 2 этап - реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.

Цель: профилактика и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста на основе подобранного методического материала. 3 этап – диагностический.

Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).

Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
Методический материал:

1. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). (Приложение 1)

Цель: определение уровня тревожности ребенка.
Описание теста.
Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8, 5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типич-ную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Анализ результатов теста

Количественный анализ:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

- высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

- средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

- низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ:

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

2. Тест школьной тревожности Филипса. (Приложение 2)
Цель:
позволяет выявить уровень тревожности младшего школьника в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.

Описание теста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности.
При обработке подсчитываются:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психо-физиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к си-туациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмо-циональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Выводы: По результатам данных методик было выявлено, что у тестируемго ребенка очень высокий уровень тревожности. На основе полученных резуль-татов была разработана индивидуальная коррекционная программа для ребенка направленная на снижение уровня тревожности.

 

 

Программа индивидуальной коррекции:

Цель Задачи Формы и методы
Диагностика психоэмоционального состояния школьника; способствование отреагированию страхов. 1. Определить уровень психоэмоционального состояния. 2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения и восстановление сил. 3. Развивать творческое мышление, способность концентрироваться Упражнения «Человек боится…». «Дотроньтесь до.., кто боится…». Сказка «Маленькая Луна».
Развитие воображения; создание условий, способствующих активному участию в работе 1. Создать условия повышения уровня активности в работе. 2. Создать атмосферу психологического доверия Упражнения «Росточек под солнцем» «Что я люблю»   Арт-терапия
Обучение приемам расслабления;   снижение психоэмоционального напряжения 1. Обучить приемам расслабления при помощи дыхательных упражнений. 2. Снизить уровень тревожности Упражнения «Превращения»   «Росточек под солнцем»
Стимулирование аффективной сферы, повышение психического тонуса 1. Снизить уровень тревожности 2. Повысить психический тонус «Росточек под солнцем» «Расскажи свой страх» Музыкотерапия
Преодоление негатив-ных переживаний, символическое унич-тожение страха, сниже-ние эмоционального напряжения 1. Способствовать преодолению негативных переживаний. 2. Снизить уровень тревожности «Росточек под солнцем» «Азбука страхов» «На лесной полянке» «Прогони Бабу-Ягу» «Неопределенные фигуры»
Формирование положительной «Я-концепции», уверенности в себе, снижение тревожности 1. Повысить уровень уверенности в себе 2. Снижение уровня тревожности «Росточек под солнцем» «Сказочная шкатулка» «Придумай веселый конец» «Волшебные зеркала»
Закрепление достигнутых результатов 1. Закрепить полученные результатов «Волшебный сон» Арт-терапия

Заключение: на основе результатов диагностических методик, была составлена индивидуальная программа коррекции тревожности. В том случае, если данная программа окажется не эффективной и не даст положительных результатов, на основе диагностических и коррекционных результатов ребенка были разработаны следующие рекомендации:
1. Психологическое просвещение родителей;

2. Психологическое просвещение педагогов;

3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у ребенка;

4. Непосредственная работа с ребенком, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях;

5. Помощь и поддержка психолога за пределами обучающей ситуации.

Участники Метод, автор
1. Ребенок 1. “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т. 2. “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен 3. “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
2. Родители 1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд 2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко 3. Опросник “АСВ”, авт. Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (углубленная диагностика) 4. Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова (углубленная диагностика)
3. Педагоги 1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд 2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко 3. Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика)

Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей направлена на укрепление психологичес-кого здоровья детей дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка.

Рекомендуемые дальнейшие этапы работы:

 

Приложение 1.
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
Инструкция к тесту

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

 

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
1. 2. 3. 4.

 

5. 6.
7. 8.
9. 10.
11. 12.

 


13. 14.

 

Приложение 2.
Тест школьной тревожности Филипса.
Распределение вопросов по факторам

 

Факторы № вопросов  
1. Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Е=22  
2. Переживание социального стресса   5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е=11  
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Е=13  
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45 Е=6  
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26 Е=6  
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих   3, 8, 13, 17, 22 Е=5  
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу   9, 14, 18, 23, 28 Е=5  
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями   2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 Е=8  


Ключ к вопросам

«+» – да (11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44)
«-» - нет (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 31,

32, 33, 34, 37, 40, 42, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58)


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программа по корригированию агрессии у детей. | Грамматикалық пәндер. Математикалық пәндер. Биологиялық пәндер.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.