Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система показателей товарооборота






К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:

- объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

- объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;

- ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., проценты);

- однодневный объем товарооборота (руб.);

- объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

- объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади;

- время обращения товаров, дни оборота;

- скорость товарооборота, число оборотов.

Основные показатели, характеризующие продажу товаров на предприятиях торговли, использующиеся в процессе анализа и планирования:

1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем продажи товаров в разрезе отдельных видов товарооборота. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота; общий объем оптового товарооборота; общий объем торгово-посреднического товарооборота предприятия. Сумма общего объема всех видов продаж характеризует валовой объем товарооборота торгового предприятия;

2) состав товарооборота. Он характеризует структуру общего объема товарооборота отдельных видов в разрезе различных его форм. Так, в составе общего объема розничного товарооборота выделяют объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи; объем продажи товаров с немедленной их оплатой и объем продажи товаров в кредит и т.п.;

3) структура товарооборота. Она характеризует обычно товарно-групповой состав реализации товаров (номенклатура используемых в этих целях групп товаров утверждена статистической отчетностью по форме № 3-торг). При необходимости структура товарооборота может быть рассмотрена и я рамках отдельной группы (например, в объеме товарооборота по головным уборам могут быть выделены объемы продаж детских, женских и мужских головных уборов).

 

„ Задачи и методы анализа и оценки товарооборота

Цель анализа РТО - изучение данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получение информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса, состояния и развития рынка товаров.

Торговым предприятиям анализ позволяет определить насколько достигнутый объем и сложившаяся структура ТО позволили им получить необходимую величину прибыли.

Задачи анализа товарооборота:

- изучение динамики и выполнения плана по объему товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;

- анализ и оценка ассортиментной структуры;

- определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;

- анализ товарооборачиваемости;

- выявление резервов увеличения объема товарооборота;

- разработка конкретных мероприятий по освоению выявленных резервов.

Методы анализа:

- построение динамических рядов;

- использование относительных и средних величин;

- сравнение;

- индексный метод;

- построение трендовых и регрессионных моделей динамики;

- цепная подстановка;

- балансовая увязка показателей;

- построение графиков и др.

Направления анализа товарооборота:

1. Анализ динамики товарооборота;

2. Анализ выполнения плана по товарообороту;

3. Анализ товарооборота по структуре ассортимента;

4. Факторный анализ товарооборота (анализ влияния товарного обеспечения на объем продаж; анализ влияния скорости обращения товаров на объем продаж; анализ влияния обеспеченности предприятия основными средствами и эффективности их использования; анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда; изучение стохастических зависимостей товарооборота от параметров воздействия на сбыт);

5. Прогнозный анализ товарооборота (оценка критического объема продаж, оптимальной структуры товарооборота).

 
 


… Анализ динамики и структуры товарооборота

В оценке и анализе развития товарооборота используются различные методы исследования динамических процессов:

- построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах),

- расчет показателей динамики (базисных и цепных темпов роста и прироста, абсолютных приростов),

- построение регрессионных моделей динамики,

- индексный метод.

Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необходимо проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для этого индексы.

Система индексов включает в себя:

- индекс физического объема товарооборота;

- индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах;

- индекс цен.

Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя.

Индекс рассчитывают по формуле:

 

S Q1 * P0

IQ = ------------------------,

S Q0 * P0

 

где р1 — цена i-го товара в отчетном периоде;

q1— количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;

q0 — количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;

i - вид товара.

Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора — количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:

 

S Q1 * P1

IРТО = ------------------------

S Q0 * P0

 

Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценения денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле:

 

S Q1 * P1

Ip = ------------------------

S Q1 * P0

 

Между рассмотренными индексами существует математическая зависимость:

 

Ip = IРТО: IQ или IРТО = IQ * Ip

 

 

S Q1 * P1 S Q1 * P1 S Q1 * P0

------------- = -----------------: ----------------

S Q1 * P0 S Q0 * P0 S Q0 * P0

 

Важное значение имеет изучение состава розничного товарооборота (по организационным формам, методам торговли, товарному составу).

Анализ товарооборота по организационным формам предполагает определение долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы.

Анализ товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы, обычным методом) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товарного обращения.

Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.

Анализ ритмичности позволяет установить степень и равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные особенности торговли. При оценке ритмичности реализации рассчитываются показатели: среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, коэффициент ритмичности).

Среднеквадратическое отклонение:

 

D Хср.кв. = (Х – Хср)2

 

Коэффициент вариации:

 
 


Ö D Хср.кв.

Кв = ---------

Хср.

 

Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп.

Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.

† Факторный анализ розничного товарооборота

Изменение уровней рядов динамики происходит под влиянием множества факторов, которые по-разному влияют на изменение товарооборота, - это могут быть факторы как внешне, так и внутренние.

Одни факторы оказывают постоянное влияние на товарооборот и формируют основную тенденцию изменений. Например, инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостных показателях и в результате действия того же фактора происходит снижение физического товарооборота; рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объема продаж.

Другие факторы имеют непостоянное или случайное действие. Например, увеличение площади торгового зала приводит к росту товарооборота. Действие таких факторов оказывает единоразовое увеличение объема продаж.

Показатели товарооборота имеют высокую степень связи с другими важнейшими показателями деятельности торгового предприятия. В системе этих связей наибольшую роль играют следующие их формы:

1) Внутренняя связь отдельных показателей товарооборота характеризуется балансовой увязкой объема реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров. Формула этой балансовой связи имеет следующий вид:

 

 

где Р — объем реализации товаров в определенном периоде;

П - объем поступления товаров в определенном периоде;

Зн; Зк - сумма запасов товаров соответственно на начало и конец рассматриваемого периода;

В - выбытие товаров в связи с естественной убылью и по прочим причинам.

Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем розничного товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров, их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации, их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.

Учитывая высокую степень связи между этими показателями, управление товарооборотом на торговом предприятии охватывает их систему в комплексе.

Методику расчета влияния различных элементов товарного баланса на объем розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.

2) Связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования рассматривается обычно в разрезе отдельных видов используемых ресурсов.

Численность торговых работников - важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности.

Связь товарооборота с используемыми трудовыми ресурсами выражается следующим образом:

 

РТО

РТО = В * ЧР = --------- * ЧР

ЧТ

 

где ЧР - среднесписочная численность работников торговли;

В – выработка одним работником (производительность труда).

 

Связь товарооборота с используемыми основными фондами выражается следующим образом:

 

РТО = ОФ * ФО,

 

где РТО - объем реализации товаров в определенном периоде;

ОФ - средняя стоимость основных фондов в определенном периоде;

ФО - фондоотдача в определенном периоде (отношение объемам товарооборота на единицу основных фондов).

Анализ факторных моделей товарооборота позволяет количественно оценить резервы роста товарооборота торговою предприятия.

Изучение взаимосвязи товарооборота и производительности труда, товарооборота и нагрузки на 1м2 площади, товарооборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться с применением корреляционно-регрессионного анализа.

 

Однако рассмотренная модель не позволяет оценить влияние эффективности использования товарных ресурсов на товарооборот. С этой целью применяется другая модель - модель зависимости товарооборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:

 

РТО

РТО = Т/об *ТЗ = -------- * ТЗ

ТЗ

РТО - объем розничного товарооборота;

Т/об - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;

ТЗ средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.

3) Связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей также рассматривается обычно в разрезе отдельных из этих показателей.

Так, связь товарооборота с валовым доходом выражается следующим образом:

 

ВД / увд

РТО = ----------------,

 

где РТО — объем реализации товаров в определенном периоде;

ВДр — сумма валового доходаот реализации товаров, полученного в определенном периоде;

УВД — уровень валового дохода от реализации товаров в определенном периоде (выраженный в процентах к товарообороту).

 

Связь товарооборота с издержками обращения выглядит так:

 

ИО / Уио

РТО = ------------------------,

 

где РТО — объем реализации товаров в определенном периоде;

ИО — сумма издержек обращения в определенном периоде;

Уио — уровень издержек обращения в определенном периоде (выраженный в процентах к товарообороту).

Связь товарооборота с суммой уплачиваемых налогов характеризуется следующей формулой:

 

Н / НЕ

РТО = -------------,

 

Н – сумма налогов, выплаченных торговым предприятием в определенном периоде,

НЕ – налогоемкость товарооборота (выраженная отношением суммы налогов к товарообороту в процентах).

Связь товарооборота с прибылью:

 

П / RРТО

РТО = ----------------,

 

Пр – сумма прибыли от реализации товаров, полученная в определенном периоде,

RРТО – уровень рентабельности товарооборота в определенном периоде (выраженный отношением прибыли к товарообороту в процентах).

Кроме перечисленных факторов на товарооборот оказывает влияние множество других факторов или параметров, таких, как:

- ценовая эластичность спроса;

- расходы на рекламу;

- расходы на сервисное обслуживание и т.д.

 

Влияние этих факторов изучается с применением методов математической статистики, в частности корреляционно-регрессионого анализа.

 

ТЕМА: ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.