Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 24. Институт президентства в государствах СНГ и Балтии на примере Республики Армения, Республики Узбекистан, Литовской Республики, Грузии и Кыргызстана






Развитие рыночной экономики, укрепление демократических правовых институтов в повседневной жизни подавляющего большинства государств СНГ, реализация задач формирования в них гражданского общества, объективно породили новые механизмы государства, видоизменили некоторые элементы их государственного аппарата. Одним из таких новых государственных институтов является институт президентства.

Конституционное законодательство Российской Федерации, в том числе, основной закон России – Конституция, определяют, что президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации, среди прочих равных условий, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Конституция Республики Армения предусматривает, что президентом страны может быть лицо, постоянно проживающее в Армении последние 10 лет.

Конституция Республики Узбекистан указывает, что ее президентом может быть гражданин Узбекистана, постоянно проживающий на территории этой страны не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Основной закон Литовской Республики провозглашает, что президентом Литвы может избираться ее гражданин, проживающий в течение не менее 3 последних лет в Литве.

Такая же точность в определении обязательного ценза оседлости главы государства отмечается в конституционном праве Грузии, Кыргызстана и других странах Содружества.

В Федеральном законе Российской Федерации «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 г. закреплена норма, в соответствии с которой, гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами России, имеет равное с гражданином России, проживающим на территории страны, право на выдвижение своей кандидатуры на должность главы государства.

Тем самым, возникают объективные трудности в понимании содержания конституционной нормы и нормы федерального закона России, определяющих обязательный ценз оседлости кандидатов в Президенты России и самого Главы государства. Формально эти нормы противоречат друг другу.

1. Как, на Ваш взгляд, должен поступить законодатель, чтобы разрешить указанную коллизию конституционно-правовых норм?

2. Какое заключение вынес бы Конституционный суд Российской Федерации по результатам официального толкования нормативных положений основного и федерального законов России, в части, касающейся анализируемой проблематики?

Приведите пример конкретной нормы Конституции страны СНГ или Балтии (на ваш выбор), оптимально определяющей и закрепляющей обязательный ценз оседлости Главы государства. Дайте мотивировку своей точки зрения.

4. Основные законы каких государств СНГ и Балтии закрепляют наиболее объемные и существенные требования к личности главы государства?

5. Каких, по вашему мнению, нормативных требований к личности Главы Российской Федерации нет в ее основном законе?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.