Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования рыночной конъюнктуры на рынке закупок. 3 страница






В четвертом квадранте указываются объемы покупных материалов и полуфабрикатов, которые продаются на сторону или отпускаются собственным непроизводственным подразделениям.

 

5.1.2 Использование экономико-математической модели оптимальной производственной программы.

Применение матричной модели плана даст еще больший эффект, если одновременно проводятся работы по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому представляет интерес использование экономико-математической модели оптимальной производственной программы.

Математическая модель задачи может быть представлена в следующем виде:

Макс Z = Pj Xj (5.2)

при ограничения

A ij Xj < = Bi, i = 1, m; (5.3)

Xj > = 0, j = 1, n.

где Z - чистый доход предприятия, P - прибыль на единицу выпускаесмой продукци; X - виды продукции, которые может выпускать предприятие, n - количество видов выпускаемой продукции, m - количество видов ресурсов, применяемых в производстве данного ассортимента продукции, A - норма расхода ресурсов на единицу продукции, B - общее количество ресурсов, которыми располагает предприятие в плановом периоде, i - вид применяемых ресурсов, j - вид выпускаемой продукции.

Задачу оптимизации производственной программы можно сформулировать следующим образом: определить, какие виды продукции и в каком количестве целесообразно выпускать в плановом периоде при имеющихся ресурсах, чтобы удовлетворить запросы покупателей и получить максимальную прибыль. Решается она методами математического программирования. При этом целесообразно использовать Excel, диалоговое окно «Поиск решения».

Более наглядно постановка задачи и показатели, которые необходимо определить для ее решения, представлены в таблице 3.7.

Как видим, таблица сосотит из двух разделов. В верхней части таблицы представлены показатели, характеризующие производственные возможности предприятия. К ним относятся: используемые для производства продукции материальные и трудовые ресурсов, нормы расхода этих ресурсов на единицу каждого из выпускаемых изделий и общая потребность в каждом виде ресурса для выполнения предполагаемого объема производства готовой продукции. Вторая часть таблицы отражает требования рынка к ассортименту и количеству выпускаемой продукции.

Данная задача представляет интерес для закупочной логистики потому, что в результате ее решения наряду с оптимизацией производственной программы выявляется оптимальная потребность в материальных ресурсах. По существу мы имеем матричную модель плана выпуска продукции, составными элементами которой являются: вектор производимой продукции, матрица норм расхода ресурсов и вектор требующихся ресурсов. Для практического применения эта модель удобна тем, что всякие изменения в ассортименте продукции и объемах ее выпуска автоматически отражаются на показателях применяемых ресурсов для производства.

Этим обеспечивается комплексный подход к планированию ассортимента и объемов выпускаемой продукции, а также закупок оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий.

На практике довольно часто встречаются ситуации, когда ассортимент предлагаемых поставщиками материальных ресурсов не в полной мере соответствует запросам потребителей по размерам.

 

5.1.3. Табличное представление задачи оптимальной производственной программы

Таблица 5.3. Табличное представление задачи оптимальной производственной программы

Ресурсы, необходимые Виды выпускаемой продукции Количество необходимых
для производства Изд.1 Изд.2 Изд.3 Изд.4 ... Изд.N Ресурсов
1. Оборудование Нормативы ресурсов на  
2. Комплектующие изделия единицу выпускаемой  
3.Сырье и полуфабрикаты Продукции  
4.Материалы              
5.Заработная плата              
Ограничения на сбыт Продукции Вид продукции, на который имеется ограничение по сбыту Значение ограничения на сбыт
1.Госзаказ              
2.Поставка постоянным потребителям Обозначение вида продукции, имеющего ограничение на сбыт  
3.Поставка по бартеру              
4.Комплектная поставка              
5.Ограничен спрос              
6. Сбыт в определенных пределах              
Прибыль Нормативы прибыли на единицу продукции Максималь-ное значение прибыли

 

В первую очередь это касается длинномерных (трубы, лес, пиломатериалы, прутки), рулонных (рубероид, линолеум) и листовых (сталь, жесть, стекло) материалов. Потребители осуществляют нарезку и раскрой этих материалов на заготовки, число которых значительно превышает число материалов стандартных размеров предлагаемых поставщиками. При этом нередко появляются отходы, имеет место нерациональный расход материалов, что в конечном итоге отрицательно сказывается на издержках производства, складирования и транспортировки.

Следует подчеркнуть, что эта проблема будет иметь место всегда, так как даже постоянное расширение ассортимента продукции поставщиками никогда не приведет к полному совпадению с ассортиментом потребляемых в производстве материалов. Усложнение ассортимента, соответствие его заготовкам различной длины, формы и конфигурации, может привести к проблеме транспортировки таких материалов. дополнительным транспортным расходам. В связи с этим при планировании закупок потребителю необходимо тщательно сопоставлять ассортимент потребляемых и предлагаемых поставщиками материалов, подыскивать такие материалы, при использовании которых будут минимальные отходы. Этого можно добиться в том случае, если при планировании входящих материальных потоков будут приниматься оптимальные решения по раскрою и нарезке длинномерных, листовых и рулонных материалов.

Пример. Рассчитаем оптимальное количество стальных прутков длиной 7 м для удовлетворения потребности предприятия в заготовках 3-х видов: 2 м, 1, 5 м и 0, 8 м.

В таблице 5.4 представлены данные, которые показывают, что закупаемые предприятием стандартные прутки могут быть разрезаны на нужные заготовки по 10 вариантам. Применив инструментарий Excel (диалоговое окно «Поиск решения»), симплексным методом получено решение, которое позволяет сделать вывод, что предприятию достаточно приобрести 17250 7-метровых прутков, чтобы полностью удовлетворить потребность в необходимых заготовках, если они будут нарезаны в соответствии с оптимальным планом: 13450 – по 2 варианту, 100 – по 3-му и 3700 – по 4-му варианту. При этом отходы производства будут минимальными и составят 790 м.

Таблица 5.4.

Исходные данные и результаты расчета оптимальной потребности предприятия в прутках стальных длиной 7 м

Размеры заготов-ки, м Потребность предприятия в заготовках, шт Варианты раскроя прутка стального, длиной 7 м
                   
          - -         -
1, 5   -           -     -
0, 8     - -     -        
Отходы, м 0, 2   0, 5 0, 2 0, 1 0, 5 0, 6 0, 7 0, 4 0, 6
Оптимальный план раскроя                    

 

В практике потребления материальных ресурсов довольно часто встречается ситуация, когда для удовлетворения одной и той же потребности применяются различные материалы, то есть возникает проблема выбора наиболее рационального ассортимента потребляемых ресурсов. Так, на предприятиях пищевой промышленности, нефтеперерабатывающих, химических, металлургических и ряде других технология производства продукции предполагает смешивание (соединение, плавку) различных видов исходного сырья, которые частично взаимозаменяемы или предлагаются поставщиками по различным ценам. В данном случае перед логистиками стоит задача проанализировать предложения всех возможных поставщиков, качественные характеристики сырья и материалов, цены на них и сформировать заказ таким образом, чтобы закупаемые материальные ресурсы были пригодными для производства необходимого количества продукции заданного качества, а их стоимость и транспортировка были минимальными. В общем виде постановка задачи составления оптимальной смеси (на примере шихты для производства чугуна) представлена в таблице 3.9. Оптимальное решение, как и в предыдущих случаях, может быть найдено симплексным методом (Excel, диалоговое окно «Поиск решения»).

В практике определения потребности предприятия в материальных ресурсах достаточно широко используют прогнозирование. Это целесообразно делать тогда, когда в динамике потребления материалов проявляются четкие тенденции.

 

Лк 5.2. Имитационное моделирование закупочной деятельности

 

5.2.1 Сущность имитационного моделирования закупочной деятельности. Имитационное моделирование закупочной деятельности предприятияпредставляет собой экспериментальное осуществление закупок материальных ресурсов и отпуска их в производство с помощью ЭВМ. Компьютерная модель закупочной деятельности предприятия позволяет разработать множество вариантов графиков закупки материальных ресурсов и выбрать лучший из них по критерию минимальных производственных запасов. Главное достоинство имитационной модели в том, что она дает возможность предприятию при небольших затратах протестировать реальность предлагаемого графика закупки материальных ресурсов.

Для разработки имитационной модели необходимы все показатели, которыми описывается материальный поток. Задача менеджера по закупкам сводится к заданию плановых объемов и интервалов закупок и отпуска материалов производственным подразделениям предприятия. Но в современных условиях нельзя точно установить, какие значения примут перечисленные показатели в плановом периоде. Поэтому они рассматриваются как случайные величины. Для того, чтобы установить необходимые для имитационного моделирования закупок показатели с достоверностью, приемлемой для практики, анализируются фактические показатели за прошлый период. Эти показатели легко определить на основе карточек складского учета материалов. Учитывая, что экономические процессы носят инерционный характер, тщательный анализ фактически имевшего место процесса закупок в прошлом периоде позволяет определить наиболее вероятные величины показателей и возможный диапазон их изменения. По каждому показателю (партия закупки и отпуска, интервал закупки и отпуска) устанавливают максимальные и минимальные значения.

 

5.2.2 Программа имитационного моделирования

Программа имитационного моделирования базируется на методе статистических испытаний (метод Монте-Карло). Вначале с помощью генератора случайных чисел генерируются случайные числа (R), распределяемые на определенном интервале согласно заданному закону распределения, например, равномерному. Затем эти числа преобразуются в значение искомого параметра. Например, интервал очередной закупки (ИЗ) рассчитывается по формуле:

(5.4)

где ИЗ макс – максимальный интервал закупки, ИЗ мин – минимальный интервал закупки.

По такому же алгоритму рассчитываются и остальные показатели: интервалы отпуска, партии закупки и партии отпуска.

Критерий выбора лучшего графика закупки (производственные запасы) рассчитываются по следующей формуле:

(5.5)

где Зі - запас на і-ю дату; Зі –1 - запас на предыдущую дату; ПЗі - партия закупки на і-ю дату; ПОі - партия отпуска на і-ю дату; n – число временных отрезков в моделируемом периоде.

Если произвести большое количество расчетов, т.е. многократно сымитировать процесс закупки и отпуска материальных ресурсов (как свидетельствует опыт, не менее 50 раз), то согласно закону больших чисел можно получить величины искомых показателей близкие к их математическому ожиданию (наиболее вероятные значения). Для лучшего уяснения целесообразности имитационного моделирования закупок приведем пример.

Пример. В таблице 5.5. приведены графики двух вариантов закупки и отпуска швеллера10, полученных путем имитационного моделирования, при следующих исходных данных:

вариант 1 - закупка осуществляется крупными партиями в среднем по 89 т примерно через 14 дней;

вариант 2 - закупка осуществляется мелкими партиями в среднем по 45 т примерно через 7 дней.

Результаты моделирования показывают, что при более частых закупках резко снижается, почти в два раза, величина производственного запаса, которые предприятию необходимо накапливать для обеспечения непрерывного материально-технического снабжения.

Таблица 5.5.

Пример имитационного моделирования закупок

  Вариант 1 Вариант 2
  Закупка Отпуск Остаток Закупка Отпуск Остаток
01.03.04 84, 0   84, 0 47, 0   47, 0
02.03.04   17, 8 66, 2     47, 0
03.03.04     66, 2     47, 0
04.03.04     66, 2     47, 0
05.03.04   14, 6 51, 6   12, 6 34, 4
06.03.04   12, 1 39, 5   15, 2 19, 2
07.03.04     39, 5     19, 2
08.03.04   2, 5 37, 0     19, 2
09.03.04     37, 0 45, 0 26, 2 38, 0
10.03.04   9, 4 27, 6     38, 0
11.03.04     27, 6   2, 4 35, 6
12.03.04     27, 6   3, 8 31, 8
13.03.04   1, 8 25, 8   1, 6 30, 2
14.03.04   25, 0 0, 9   23, 0 7, 2
15.03.04 94, 0   94, 9 45, 0 8, 6 43, 6
16.03.04     94, 9   3, 6 40, 1
17.03.04   16, 3 78, 6     40, 1
18.03.04     78, 6   24, 6 15, 5
19.03.04   4, 1 74, 5     15, 5
20.03.04     74, 5   4, 7 10, 8
21.03.04     74, 5     10, 8
22.03.04   24, 1 50, 4 45, 0   55, 8
23.03.04     50, 4   8, 6 47, 3
24.03.04   1, 8 48, 6     47, 3
25.03.04   24, 4 24, 3   8, 5 38, 7
26.03.04   4, 0 20, 3   3, 3 35, 5
27.03.04 86, 0 13, 6 92, 7   15, 3 20, 2
28.03.04     92, 7     20, 2
29.03.04   23, 8 68, 9     20, 2
30.03.04     68, 9 43, 0 2, 9 60, 3
Средние показатели Партия закупки –89   Средний запас – 56, 1 т Партия закупки – 45 т   Средний запас – 32, 8 т

 

Еще одним из существенных факторов, оказывающих влияние на величину партии закупки, являются скидки, предоставляемые поставщиками своим покупателям. Необходимо тщательно изучить применяемую поставщиками систему скидок за объемы закупок, за размеры партий, за стабильность хозяйственных связей и на этой основе подсчитать сумму возможной экономии затрат на закупку материальных ресурсов в том случае, если покупатель воспользуется предлагаемыми скидками. Если сумма экономии будет существенной, то можно пойти на увеличение партий закупок при условии, что эта сумма будет больше, чем дополнительные затраты предприятия.

Результаты конкретизации материальных потоков по поставщикам, размерам партий и срокам закупки должны найти отражение в оперативно-календарных планах закупки материальных ресурсов. Продолжительность периода, на который разрабатываются оперативно-календарные планы, может быть различной и зависеть от условий, в которых работают предприятия. Чаще всего, разрабатываются месячные планы. Но встречаются и декадные, и недельно-суточные, а также квартальные. Целесообразно разрабатывать два типа таких планов:

· по виду материальных ресурсов

· по поставщику.

На основании первого плана удобно отслеживать ход обеспечения производства конкретным видом материала, выявлять и анализировать обеспеченность производства этим материалом, определять наиболее надежных поставщиков. Совокупность таких планов позволяет анализировать и соблюдать комплектность материально-технического снабжения.

Второй тип плана позволяет сконцентрировать внимание менеджеров по закупкам на работе с каждым поставщиком. На его основе можно организовать эффективный контроль выполнения договорных обязательств поставщиками.

 

Лк.5.3. Другие методы прогнозирования потребности в сырье и материалах

5.3.1 Интуитивные и формализованные методы прогнозирования

В закупочной логистике находят применение интуитивные и формализованные методы прогнозирования. Интуитивные методы базируются на индивидуальных и коллективных экспертных оценках, на анализе прошлого опыта работы, на построении сценариев, генерации идей и др. К формализованным методам относятся экстраполяция и моделирование. Логистики должны помнить, что только разумное сочетание формализованных и интуитивных методов позволяет получать надежные результаты прогноза.

Основой для прогнозирования являются результаты анализа фактических объемов потребления и закупки материальных ресурсов. На их основе необходимо попытаться выявить складывающиеся тенденции в динамике этих показателей и предсказать их развитие на будущее.

Таблица 5.6.

Табличное представление задачи оптимизации ассортимента потребляемых материалов

Наименование наиболее существенных элементов, входящих в материал Виды материалов Треб-я к качеству готовой продукции (по содержанию элементов, входя-щих в исходные материалы)
Материал 1   Материал 2 Материал 3 Материал 4 ... Материал N
1. Углерод Содержание элементов в единице материалов < = 0, 2%
2. Кремний   < = 0, 3%
3.Фосфор   < = 0, 5%
И т.д.              
Ограничения на закупку материалов Вид материала, на который имеется ограничение на закупку Значение ограничения на закупку
1.Отходы собственного производства              
2.Ограничение на импорт Обозначение вида материала, имеющего ограничение на закупку  
Цены на материалы Цена 1 Цена 2 Цена 3 Цена 4   Цена N Минимальная сумма денег на закупку материалов

 

Следует заметить, что прогнозированием, правда простейшими методами, работники службы материально-технического снабжения занимались и занимаются постоянно. И в условиях административной экономики, и в настоящее время одним из самых широко применяемых на практике методов расчета потребности в материальных ресурсах является статистический метод (метод динамических коэффициентов, расчет по базе прошлого периода):

(5.6)

где: Рi - потребность в i-м материале, Рi ф - фактический расход i-того материала в прошлом периоде, Kп – коэффициент, учитывающий предполагаемое изменение производственной программы, Kэ - коэффициент, учитывающий планируемую экономию материальных ресурсов.

Использование этого метода можно рассматривать как простейший прием прогнозирования будущей потребности. Применение более сложных и соответственно более надежных методов сдерживалось недостаточной математической подготовкой работников материально-технического снабжения, отсутствием вычислительной и соответствующего программного обеспечения. В современных условиях логистики и специалисты по материально-техническому снабжению проявляют все больший интерес к прогнозированию. Этому, безусловно, способствует наличие современных вычислительных машин и пакетов прикладных программ по прогнозированию. Автоматизированные рабочие места этих специалистов предполагают наличие ПЭВМ и пакетов прикладных программ по прогнозированию.

5.3.2 Использование EXCEL

Большими возможностями для прогнозирования располагает и общедоступный инструментарий EXCEL. Метод экстраполяции может быть реализован с помощью «Мастера диаграмм» и добавления «Линии тренда». При этом можно использовать для прогнозирования следующие функции: линейную, логарифмическую, полиномиальную, степенную и экспоненциальную. На рис. 5.1 представлены результаты построения линейной диаграммы и прогноза показателя расхода стали сортовой для производства подшипников по уравнению Y = 62, 2 X + 200. Подставив в данное уравнение данные о прогнозируемом периоде, получим прогноз потребности стали на 10-й год: Y = 62, 2 * 10 + 200 = 822 т.

 
 

 


Рис.3.1. Пример прогноза потребности с использованием линейной функции

Более качественным, но и несоразмерно более сложным является прогнозирование потребления путем разработки и использования однофакторных и многофакторных моделей. В этом случае основная задача логистика подобрать наиболее существенные факторы, которые влияют на потребление. Безусловно, что наиболее качественно подбор факторов могут осуществить специалисты отделов материально-технического снабжения, планово-производственного и технологического. Совместно с работниками перечисленных служб логистики могут разработать модели, пригодные для практического использования. Инструментарий EXCEL также позволяет разработать некоторые модели, в том числе и многофакторные.

Тема 6 (6 часов) Планирование и проведение закупок

Лк 6.1. Планирование материальных потоков по поставщикам

6.1.1. Задача «МОВ» (сделать или купить).

После определения общей величины материального потока (в денежном выражении или условных единицах), а также объемов закупок каждого вида материальных ресурсов (в натуральных единицах) перед специалистами по логистике и закупкам встает задача распределения их по поставщикам. Эта задача разбивается на 2 части по 2 этапа в каждой.

Задача 1. Покупать материалы у производителя или производить их на своем предприятии. Задача «Make – or Buy Problem» (СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ)

I ЭТАП Рассчитать затраты на:
производство закупку
Стоимость сырья, рабочей силы, хранение и накладные расходы Цена поставщика, затраты на заказ, стра-ховку, упаковку, складирование, обработку и персонал, связанный с закупками
    II Э Т А П ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ
«сделать самим» «купить»
1. Затраты на производство меньше затрат на закупку 1.Затраты на закупку меньше затрат на производство
2. Потребность в изделиях стабильна и достаточно велика 2. Потребность в изделиях невелика
3. Изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании 3. На предприятии отсутствуют необходимые для производства мощности и кадры необходимой квалификации

 

Задача 2. «Купить у производителя или у посредника»

1 этап Рассчитать затраты на закупку у:
производителя посредника
Партии только транспортными нормами, узкий ассортимент. Длительный срок доставки Широкий ассортимент, небольшими партиями. Цена может быть ниже, чем у изготовителя. Малый срок доставки.
2-й этап ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ  
     

 

 

На первом этапе обосновывается целесообразность организации собственного производства необходимых для основного производства материальных ресурсов или же закупки их у других предприятий, специализирующихся на выпуске таких ресурсов. Это так называемая задача «МОВ» (сделать или купить). Данная задача особенно актуальна по полуфабрикатам, деталям, узлам и изделиям, которые, как правило, производятся на других предприятиях и поставляются в порядке кооперации. Но в ряде случаев предприятия прибегают даже к заготовке или добыче сырья и материалов. Так, опыт работы ряда передовых деревообрабатывающих предприятий свидетельствует, что целесообразно иметь собственное лесное хозяйство, которое занимается выращиванием и заготовкой леса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.