Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории развития коллектива.






В ряду «моделей» коллектива выделяются стратометрическая концепция А. В. Петровского и параметрическая концепция. В основе первой лежит утверждение о наличии специфических для коллектива социально-психологических феноменов, качественно отличающихся от социально-психологических характеристик групп более низкого уровня развития. В рамках данной «модели» различные внутригрупповые процессы, характеризующие коллектив, представляют собой определенную иерархическую систему по отношению к целям, задачам и принципам групповой деятельности. В этой многоуровневой структуре, по мнению автора, можно выделить несколько страт или слоев, имеющих различные психологические характеристики:

Центральную (ядерную) страту составляет сама групповая деятельность с ее содержательными, общественно-экономическими и социально-политическими характеристиками. По сути, это непсихологическое образование (характеризует включенность группы в более широкую социальную общность). На основе этого можно выделить 3 критерия для оценки группы как коллектива:

1 - оценка выполнения коллективом основной общественной функции

2 - оценка соответствия группы социальным нормам

3 - оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития личности.

Первая страта психологическая по своей сути - фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее смысл для каждого участника.

Во второй страте локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения) и принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями.

Третья (поверхностная) страта межличностных отношений предполагает наличие связей, где коллективные цели и групповые ориентации не являются основным фактором личных контактов людей в группе.

Первые две страты являются определяющими для групп высокого уровня развития. Таким образом, степень развития коллектива находится в прямой зависимости от общественной значимости деятельности и степени опосредствования межличностных отношений ее целями, ценностями и содержанием в группе.

Параметрическая концепция коллектива.

………………

Основные категории: коллектив, стадии развития коллектива, стратометрическая концепция коллектива, параметрическая концепция коллектива.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит сущность отношений в коллективе?

2. В чем проявляются отличия малой группы от коллектива?

3. Какие модели развития малой группы вы знаете?

4. Что представляет собой стратометрическая концепция коллектива А.В. Петровского?

5. Назовите основные признаки коллектива.

6. Какие стадии развития коллектива вы знаете?

7. Что такое коллективизм?

8. Какие отношения характерны для высокоразвитого коллектива?

Литература:

- Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.

2. Журавлев А.Л. Социальная психология: учебное пособие для ст-тов вузов / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум – Инфра. – М., 2006.

3. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

- Дополнительная:

1. Гришина Н.В. Взаимоотношения в коллективе. Л., 1989.

2. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

3. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

4. Психологическая теория коллектива. М., 1979.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.