Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетические закономерности формирования архитектурно-ландшафтных ансамблей






Человеку издавна было свойственно стремление не только умело осваивать природную среду, но и художественно обустраивать ее. Эстетизация среды практиковалась во всех видах рукотворных ландшафтов. Но прежде чем перейти к рассмотрению проблем эстетических закономерностей формирования ландшафтных ансамблей, познакомимся с основополагающими понятиями эстетики.

Термин «эстетика» был введен в науку в середине 18 века. Слово было заимствовано из греческого, где означало чувствующий, воспринимаемый чувствами, ощущениями.

В наше время эстетика определяется как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Аксиомой эстетики следует признать, что главным носителем прекрасного, первым учителем и воспитателем эстетических чувств человека была и остается природа. Эта идея является стержневой для всей эстетики ландшафта. Что касается искусства, то оно вторично, выступает в роли «зеркала» действительности.

Таким образом, эстетика вырастает в науку об общих законах образно-чувственного постижения и созидания прекрасного в окружающем нас мире и человеческом бытии.

Эстетический потенциал мира заключен в гармонии. Термин «гармония» в переводе с греческого означает связь, стройность, соразмерность.

В общей теории систем гармония понимается как соразмерность, оптимальное соотношение частей и целого, слияние различных компонентов системы в органическое целое.

Гармония – атрибут, непременное свойство упорядоченного мира. Только гармония может вызвать у человека ощущение красоты. Красота есть функция гармонии. Что же понимать под красотой?

Представление о ней обсуждалось с давних времен. Считалось, что природа независимо от человека не может существовать в категории красоты. Только человек в процессе эстетического восприятия способен наделить равнодушную природу красотой, эстетически одухотворить ее. В понятии красоты есть что-то очеловеченное, она плод человеческого духа, чувств и сознания. Вместе с тем гармоничность, упорядоченность, воспринимаемые как красота, присущи самой среде.

Гармония, системная организованность природы в процессе эстетического восприятия преобразуется в представление о красоте.

В итоге красота понимается как одна из универсальных форм существования материального мира, преломленная человеческим восприятием и сознанием.

Эстетическое восприятие играет роль своеобразного «фильтра», с помощью которого гармония бытия трансформируется в человеческие представления о красоте, прекрасном.

Эстетическое восприятие – важнейший акт духовного освоения действительности. (В ландшафтной географии она именуется перцепцией ландшафта)

В жизни мы сталкиваемся с самыми разнообразными видами восприятия окружающего нас мира: утилитарным, познавательным (научным), нравственно-воспитательным, религиозным (сакральным), эстетическим и др. Каждый из видов восприятия располагает своими приемами постижения и оценки окружающего мира.

Среди многих видов восприятия действительности эстетическое восприятие (перцепция) отличается духовной, эмоциональной связью субъекта с наблюдаемым объектом. Его основной целью является поиск гармонии, красоты объекта. Восприятие истинно красивого способно сопровождаться чувством глубокого духовного наслаждения, восторга, катарсиса (духовное очищение, облагораживания чувств, эмоциональный порыв, возвышение). Эмоционально связуя субъект и объект, эстетическое восприятие зависит как от гармонических достоинств объекта, так и от способности индивида адекватно чувственно освоить их.

Эстетическое восприятие ландшафта многогранно. В нем участвуют и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Каждый из органов чувств вносит свою лепту в общее эмоциональное представление о ландшафте. Сложная гамма красок, тонов, очертаний, запахов и звуков рисует целостный художественный образ ландшафта.

Восприятие объекта всей совокупностью чувств обозначается в психологии и эстетике термином «синестезия». Синестезия ландшафта – чувственный акт его постижения. Он лежит в основе эстетического восприятия (перцепции) ландшафта. Однако опытом установлено: главным источником чувственного восприятия ландшафта служит его созерцание. Зрение дает до 90 % эстетической информации об окружающей среде.

При изучении проблем эстетического восприятия одним из первых встает вопрос о степени его объективности и субъективизма. Могут ли люди, принадлежащие различным этносам, не сходные друг с другом в социокультурном отношении, разного возраста и т.п., в массе своей сравнительно однозначно отделять прекрасное от безобразного, системно организованное от хаотичного? На первый взгляд у каждого свой способ бытия личности, но вполне допустимо существование некоторых общечеловеческих критериев эстетических ценностей.

Залогом тому сама природа человека, рожденного эволюционным миром и подчиняющегося всем его законам, в том числе законам гармонии и красоты.

Эстетические идеалы человечества веками и тысячелетиями формировались гармонией среды. Первым и главным учителем понимания красоты была и остается для людей природа, окружающий ландшафтный мир. И в итоге: Эстетическим восприятием следует считать сложный процесс, в котором сочетаются сенсорные способности как врожденные, интуитивные, так и приобретенные личностью в ходе воспитания, образования, социального развития.

Кроме этого ландшафт оказывает эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения человека к пространству:

· Объективный – зависящий от таких характеристик пространства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометрические очертания;

· Психофизиологический – связанный со способностью пространства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;

· Ассоциативный – обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;

· Семантический – связан с функциональным назначением объекта;

Размер внутреннего пространства, взятый в соотношении с размерами человека, а также характер размещения объекта в пространстве, может вызвать различные ощущения. Джон Саймондс определил эмоционально-психологические ощущения, вызываемые разными пространствами:

· Напряжение – неустойчивость формы. Дробная композиция. Сложные звуки. Раздробленность света.

· Разрядка – Простой объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами.

· Испуг – очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Скользкая плоскость основания. Опасность. Темнота, мрачность. Ненормальный моноуровневый цвет.

· Веселье – Свободное пространство. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого движения. Теплые, яркие цвета. Веселые бодрящие звуки.

· Созерцание – отсутствие отвлекающих резких контрастов. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности, безопасности и покоя. Низкие спокойные потоки звуков.

Таким образом, эмоциональными характеристиками пространства являются: протяженность, глубина, прерывистость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчлененность, статичность и динамичность. Взаимосвязь всех этих характеристик путем сочетания плоскостей и объемов определяется объемно-пространственной композицией.

Композиция (от латинского слова сочинение, построение, структура) – это средство раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление творческого замысла.

Архитектурная композиция – это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространств в единую гармоничную систему, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:

· Организация объемов и пространств в соответствии с функциональными процессами;

· Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональным воздействием на человека.

Ландшафтная композиция – это искусство располагать на данной территории различные элементы для создания комфортной среды по функциональным, экологическим и эстетическим требованиям.

Законы ландшафтного искусства, как и законы любого композиционного построения, требуют пропорциональности и единство частей, уравновешенности, масштабности и последовательности построения основных компонентов и элементов ландшафта. При построении парковых композиций используются сложившиеся веками такие композиционные приемы, как выявление и наилучший показ основных композиционных центров и осей, создание контрастов, нюансов, тождеств, сопоставление больших и малых объемов, противопоставление текстуры и цвета растительного материала, создание ритма, пропорциональности и единство частей, масштаб.

Масштаб – важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительности ландшафтных объектов. Масштаб способствует выявлению целостности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:

· Отношение элементов к целому и друг к другу;

· Отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;

· Отношение величины объекта и его элементов к человеку.

В ландшафтной архитектуре существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:

· Первый масштаб (основной) масштаб элементов, соразмерный антропометрическим данным взрослого человека;

· Второй масштаб (индивидуальный соразмерный антропометрическим данным той или иной группы детей (в зависимости от функционального назначения объекта);

· Третий масштаб (миниатюрный) – масштаб элементов небольших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;

· Четвертый масштаб (монументальный) – масштаб элементов, подчеркивающих символику в ландшафтном пространстве, наиболее ярко выявляющий его художественный образ.

Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функционального назначения, могут иметь все изложенные масштабные характеристики построения пространств.

Пропорциональность и единство частей. Соразмерность или пропорциональность есть правильное отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов к главному. Такое единство, где предметы и формы находятся во взаимной связи между собой, подчинены общей идее и находятся в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в искусстве, называется гармония. Это же единство должно быть осуществлено как внутри каждой парковой композиции, так в согласованности отдельных композиций по отношению к общему, составленному ими ландшафту. Единство внутри парковых ландшафтов в основном обеспечивается единством форм составляющих их растений и может возникнуть в случаях, когда в составе композиции принимают участие растения одной или сходных жизненных форм. Чем больше сходство форм, составляющих композицию, тем сильнее ощущается ее художественное единство. Однако единство ни в коем случае нельзя понимать как одноформенность, т.е. собрание предметов одинаковой формы. В таких случаях единство перейдет в прямую свою противоположность – монотонность. Растительный материал, с которым приходится работать при создании композиций, по своей природе разнообразен, однако на больших площадях растительные группы оказываются недостаточно изменчивыми. Повторение одинаковых предметов и длительное пребывание среди них несколько притупляет интерес к ним. Однако один и том же предмет можно видеть каждый раз с различных точек зрения: вблизи, в отдалении, свободными или полузакрытыми, изолированно или в связи с другими предметами. Этот прием прекрасно использован при построении парковых пейзажных картин в Павловском парке, расположенных по левую сторону р. Славянки, где группы деревьев и отдельные деревья на газоне то приближаются, то удаляются от реки, а, следовательно, и от главных видовых точек, расположенных по правому берегу Р. Славянки. Один и тот же вид растения может быть с успехом повторен десятки раз в одном и том же пейзаже или даже парке, и каждый раз будет казаться новым, если он в этих случаях применяется в связи с другими растениями. Обширное, сравнительно монотонное, чистое и простое по своей структуре древесное насаждение можно сделать разнообразным и интересным путем введения в него других ярусов, подроста и подлеска.

Нюанс и контраст активно используются в композиционных приемах на основе гармоничной связи природы и архитектуры. С использованием нюансных отношений можно добиться пластичных переходов от природной среды к сооружению, «растворить» здание, малые архитектурные формы в окружающем ландшафте. При этом обеспечиваются малозаметные переходы структуры, пластики, цвета, тона, света, массы природных и архитектурных элементов. Контрастом называется сопоставление предметов или явлений, резко отличных в своих свойствах, например малое противопоставляется большому, низкое – высокому, гладкое – шероховатому, темное – светлому. При совместном сочетании противоположные свойства каждого предмета выступают значительно рельефнее. В контрастах должна соблюдаться некоторая соразмерность – нельзя устраивать в парке «ландшафт» грязного болота, чтобы подчеркнуть роскошь, чистоту и культурность рядом расположенного архитектурного ландшафта. Контраст кажется неестественным, если в ботаническом саду располагаются рядом ландшафты, которые по естественным законам не могут находиться в непосредственной близости друг от друга, например пустынный участок из засухоустойчивых растений рядом с участком богатой растительности влажных мест. Когда создается контраст, ощущение согласованности частично теряет силу. Нельзя прибегать к частым и резким контрастам. Если контрасты начинают встречаться часто, они сами себя ослабляют и теряют силу своей выразительности. Хороший контраст образуется от сопоставления пирамидального тополя с плакучей ивой. Но если это сочетание встречается на всей территории парка, выразительность его сильно снижается. Контраст может возникнуть от сопоставления деревьев, обладающих противоположными свойствами крон. Плакучая форма кроны березы выгодно оттеняется плотной пирамидальной формой кроны пихты или ели. Контраст округлого и пирамидального может быть получен не только среди деревьев, но и среди архитектурных построек. Высокое пирамидальное дерево рядом с постройками, обладающими широкими или сложными формами крыш, или дерево с округлой кроной рядом с постройками, обладающими остроконечными крышами, составляет приятный в художественном отношении контраст. Крупнолистные деревья контрастируют с деревьями, обладающими мелкой листвой. Деревья, обладающие темной зеленью, хорошо выделяются среди деревьев, обладающих светло-зеленой листвой. Контрасты в окраске листвы могут быть приурочены к весеннему или осеннему периоду, когда окраска листьев у некоторых пород приобретает необычайно яркие оттенки. При образовании контрастов могут быть приняты во внимание окраски ветвей и стволов, а также окраска цветов и плодов. Эстетическая ценность контраста значительно повышается, когда одна из пород находится в преобладающем количестве экземпляров, а другая представлена только вкраплениями. Необходимо отметить так называемые последовательные контрасты. Последовательными контрастами называют впечатления противоположные по своим свойствам и следующие друг за другом во времени и пространстве. Например, после долгого пребывания в темноте дневной свет нам кажется особенно ярким, после наружного холода температура комнаты кажется теплой. При построении садово – паркового пейзажа последовательные контрасты имеют весьма важное значение. Характер восприятия того или иного насаждения, группы, отдельного дерева и всего пейзажа в целом во многом зависит от характера наших предыдущих впечатлений. После темного елового леса березовая роща кажется особенно светлой и солнечной, старый дуб рядом с молодыми насаждениями кажется мощным и почтенным, а тень дубравы после открытого солнечного места кажется всегда прохладной. Из этих примеров видно, что впечатление от пейзажа в значительной мере должно быть соответствующим образом подготовлено предшествующим впечатлением.

Тождество – полное сходство соизмеримых признаков, линейных размеров – служит выражением внутреннего равновесия и статичности. Торжественное чередование компонентов(например, скульптур, фонтанов, деревьев вдоль аллеи) устанавливают их метрическую закономерность в пространственной композиции.

Ритм является важным средством композиционного единства архитектурных и природных форм, обусловленный в природе закономерностями биофизических процессов, а в архитектурных решениях – спецификой функционального назначения, конструкций и материала, особенностями строительного производства. И в природе, и в архитектуре ритм служит «регулятором» пространственно-временных и количественных изменений формы. Наличие каких-то повторяющихся или чередующихся элементов – линий, объемов и т.п. (например, в виде дорожек, деревьев, бордюров) – в пейзажной картине есть простейшее проявление пространственного ритма. Примером самого примитивного ритма – повтора могут служить линейные посадки однородных и одновозрастных деревьев, более усложненного – чередование в определенной последовательности деревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллей, которые улавливаются пешеходом в процессе движения, во времени. Как правило, в живописных пейзажных построениях ритм менее заметен, чем в регулярных. От того, насколько убедительно выражен в композиции ритм, зависит легкость и полнота ее восприятия, глаз стремится уловить определенный порядок в окружающей среде. Задача правильного размещения ритмических акцентов – одна из важнейших при архитектурно-ландшафтной организации улиц, автодорог, туристических маршрутов.

Приемы обогащения ритмического рисунка крайне многообразны – увеличением элементов ритмического повтора (включая как природные, так и архитектурные составляющие, различия в материале, цвете, фактуре и т.д.). В композициях издавна используется фактор внезапности, который можно рассматривать как преднамеренный «сбой» устоявшегося ритма. Этот прием предполагает обязательную предшествующую психологическую подготовку. Например, чтобы поразить человека широкой панорамой окрестностей, надо сначала провести его вдоль узкой затененной аллеи с резким поворотом (знаменитое «ах-ах» в классических парках.)

Перспектива. Успех создания наиболее впечатляющей парковой композиции во многом зависит от умения паркостроителя соединить в стройную систему все элементы, входящие в ее состав. Размещение этих элементов в пространстве опирается на соответствующие законы линейной и воздушной перспективы. Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорамы и висты с дальними видами и большими открытыми пространствами.

Линейная перспектива. Под перспективой подразумевается зрительное изменение предметов по мере удаления их от точки зрения наблюдателя. Законы перспективы устанавливают соотношение между размерами, формой и положением предметов в окружающей нас действительности и тем, какими они кажутся наблюдателю на определенном расстоянии. Если эти изменения касаются только величины и формы предметов, то говорят о линейной перспективе. Если же изменения касаются окраски предметов, то говорят о воздушной перспективе. Установлено, что кажущееся уменьшение величины предметов по мере удаления их от наблюдателя прямо пропорционально квадрату удаления. Если стать перед входом в длинную аллею так, чтобы ось наших глаз точно совпадала с осью аллеи, то деревья, образующие аллею, в связи с все увеличивающимся удалением будут казаться все ниже и ниже и как бы придвинутся друг к другу. Под конец, при большом удалении оба ряда деревьев как бы сходятся в одну точку. Аллеи, просеки, поляны кажутся длиннее, чем они есть на самом деле, если боковые ряды деревьев посажены не на параллельных, а на постепенно сходящихся линиях, т. е. если аллеи вначале шире, а в конце уже. Аллеи, просеки, поляны кажутся длиннее, если их боковые стороны по мере удаления засаживаются гуще, а также при посадке на них деревьев одного и того же вида, но все уменьшающей величины. При размещении деревьев в обратном порядке аллеи и поляны кажутся короче. В садово- парковом пейзаже открытая ровная постепенно повышающая поверхность, кажется гораздо обширнее, чем есть на самом деле, а понижающая, наоборот, кажется менее своего реального размера. Каждый предмет выглядит лучше на известном расстоянии. Нормальное расстояние для обозрения предмета считается расстояние равное двойной или тройной высоте данного предмета. Поэтому группы высоких деревьев, рассчитанные на полный показ очертаний и форм, должны быть расположены дальше, чем предназначенные для тез же целей группы деревьев и кустарников, обладающих меньшей высотой. Предметы выглядят лучше, если они расположены от зрителя на горизонтальной или слегка повышающейся плоскости. Деревья со своеобразным построением корны, пирамидальные, плакучие и с восходящими ветвями или ажурной кроной особенно эффектны при рассмотрении снизу вверх. Цветники, бассейны, реки, четкие группы деревьев и кустарников создают наиболее благоприятное впечатление при рассмотрении с верхней точки.

 

Воздушная перспектива или красочная перспектива зависит от окружающего воздуха, расположенного более или менее толстым слоем между газоном и удаленным предметом. Синеватая окраска воздуха, обволакивает предмет, ухудшает его окраску и очертания. Благодаря этому явлению краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. В садово-парковом искусстве законы воздушной перспективы имеют такое же большое значение, как и законы линейной перспективы. Чем ближе к нам предмет, тем чище его краски и тем определеннее его контур и наоборот, чем дальше от нас предмет, тем матовее и неопределеннее становится цвет и контуры его форм. При желании путем соответствующего подбора можно оптически усилить глубину пространства и удаленность некоторых предметов. Предметы неясных контуров и синеватых оттенков на известном расстоянии оптически как бы уходят в глубину. Поэтому применение разновидностей деревьев обладающих более мягкими и плавными очертаниями крон или светло-зеленым охвоением или облиствлением на заднем фоне пейзажа, придают пейзажу большую оптическую глубину. Посадка темнолистых пород в глубине выемок и бухт опушек древесных насаждений и групп усиливает тени внутри этих бухт, отчего как бы увеличивает их глубину и наоборот, деревья со светлой листвой, особенно серебристые, пестрые и золотистые, посаженные на выступающих местах опушек, подчеркивающих выпуклость, и как бы приближает их к наблюдателю. В композиции парковых пейзажных картин, так же как в пейзажной живописи, огромную роль играет окраска крон и стволов и их освещение.

Цвет. Знакомство с основными свойствами эмоционального воздействия различных цветовых оттенков для паркостроителя так же необходимо, как и для живописца. Как известно цвета воспринимаемые нашим глазом, являются колебаниями эфира различной частоты. Наиболее частые из воспринимаемых глазом колебания создают ощущение фиолетового цвета, наиболее медленные ярко-красного. Между этими двумя крайними цветами располагается целая гамма переходных цветов. Из бесконечного множества количества оттенков солнечного спектра обычно выделяется шесть главных оттенков, остальные называются промежуточными. Существует международная таблица обозначения оттенков цвета 63 названия. Физиологическое и психологическое воздействие цвета на организм человека известно с древности. Цвет активно воздействует на нервную систему. От цветосилы окраски зависит место и процент участия растений в тех или иных композициях. Растения, обладающие цветом большей светосилы, например белым, желтым, золотистым и огненно-красным, сажаются для смягчения их окрасок в значительном удалении от зрителя. Растения обладающие синим и фиолетовым цветом должны сажаться вблизи, так как в отдалении они быстро теряют свой цвет. Зеленый цвет находится в шкале красок как раз посредине, действует на глаз и настроение благоприятно. Эмоциональное воздействие цвета в системе пейзажа может проявиться в полной мере, только при определенных объемах цветовой массы. Отсюда возникает новый принцип распределение цветущих растений в системе сада или парка – принцип концентрации на определенных участках одновременно цветущих растений. Этот принцип позволяет сконцентрировать в пейзаже большую массу красок и оказать этим сильное эмоциональное воздействие.

Свет. Паркостроитель, учитывая общие климатические условия данной местности, обязан предусмотреть в создаваемых им пейзажных картинах те или иные эффекты, зависящие от атмосферных явлений, и в первую очередь от освещения. Для паркостроителя, как и художника-пейзажиста, одной из главных задач является правильное распределение света и теней в пейзаже. Освещение предметов и отбрасываемая ими тень играет большую роль в создании общего впечатления от различных пейзажей. Сочетание светлых и темных пространств, образующих падающими тенями, накладывает определенный отпечаток на характер пейзажа. Необходимые сочетания между светом и тенью достигаются соответствующим расположением древесных насаждений, групп, отдельных деревьев, лужаек, водных пространств, цветников, зданий. Водные пространства, лужайки, цветники образуют светлые пятна, кустарники и деревья особенно хвойные, способствуют созданию темных пространств. Каждый из более или менее высоких элементов пейзажа дает свою тень и должен быть поставлен так, чтобы он воспринимался с наивыгодной стороны. Для этого каждый предмет должен быть соответственно освещен и показан наблюдателю. Поставленная в конце аллеи небольшая статуя, ярко освещенная солнцем на фоне темной зелени, благодаря контрасту между темной аллеей и ярким светом, подающим на статую, может служить главным элементом всей композиции. Широкая тень от дерева, падающая на газон, может создать обрамление для данного пейзажа, освещенного солнцем. Сеть теней от ветвей кроны, падающая на гладкую стену здания, может значительно обогатить его архитектурный облик. Любое растение наиболее эффектно выглядит, если находится между зрителем и солнцем. Парковые композиции в течение дня подвергаются всем нюансам изменений солнечного освещения, группируя различные предметы, необходимо изучить эффекты от освещения в различные часы суток.

Равновесие. Полное удовольствие от созерцания паркового пейзажа получается лишь в тех случаях, если предметы, привлекающие особое внимание будут расположены в известном равновесии по отношению к центральной оси всей композиции пейзажа. Равновесное внимание к предметам, находящимся на разных сторонах оси пейзажа, в некоторых случаях может быть достигнута точным повторением расположения одинаковых предметов по обеим сторонам этой оси – симметричное равновесие, применяется в регулярных решениях садовых ландшафтов. Однако равновесие может быть достигнуто и расположением по ту и другую сторону от оси пейзажа несхожих предметов, но так подобранных, скомпанованных и размещенных, что они уравновешивают – ассиметричное равновесие. При ассиметричном равновесии сумма впечатлений по ту и другую сторону от оси пейзажа может уравновешиваться или предметами, привлекающими внимание в равной степени, или количественным увеличением предметов.

Ключевым понятием в эстетике ландшафта является пейзаж. «Пейзаж» - слово французское, обозначающий вид местности. Пространственно-временная структура пейзажа выражается в закономерных сочетаниях ее композиционных элементов. Элементами пейзажной композиции, его простейшими ячейками, принято считать конкретные предметы, образующие общую картину местности. Элементы и компоненты ландшафта создают пейзажные сюжеты. Собственно пейзаж – это композиционное единение в общую картину местности взаимосвязанных пейзажных сюжетов. Пейзажи можно различать по сложности композиционного устройства. Можно выделить односюжетные, двухсюжетные, трехсюжетные, многосюжетные панорамные пейзажи. В ландшафтной архитектуре разработана соответствующая типология пейзажей по восприятию сложности композиционного устройства. По глубине видовой перспективы различают три вида пейзажной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Фронтальная композиция свойственна одноплановому пейзажу, практически не имеющему глубинной перспективы. Таков, например, пейзаж лесной опушки, когда за стеной густого древостоя невозможно различить что-либо в его глубине. Объемная композиция отличает пейзажи, включающие несколько структурных планов. Глубинно-пространственная композиция характерна для пейзажей с далекой перспективой. Как правило, их виды открываются с точек наблюдения, доминирующих над окружающей местностью. При этом в общем виде местности сменяют друг друга в перспективе несколько пейзажей.

Тема 11. Декоративные качества и свойства деревьев и кустарников. Декоративные качества листьев, стволов, ветвей. Форм кроны. Долговечность деревьев. Физиономические типы деревьев. Ассортимент деревьев применяемых в ландшафтных композициях в Алтайском крае.

- 2 часа(4, 7, 8)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.