Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пейзажный стиль европейской ландшафтной архитектуры






18век эпоха упадка абсолютизма, под влиянием философских трудов Вольтера, Дидро, Монтескье в обществе провозглашались идеи общего равенства и личной свободы, преимущество образованности над высокородностью, а также уважение к труду и идеализация природы. Эмоциональный климат эпохи был создан Жак-Жаком Руссо, его призыв «Назад, к природе!» определил духовную атмосферу эпохи Просвещения. Мечта о гармоничном существовании человека в естественной среде стала основной темой искусства. Тяга к знаниям привела к увлечению путешествиями, наиболее сильное впечатление на европейцев произвели сады и парки Китая и Японии, отличавшиеся выраженным ландшафтным характером, которые были призваны пробуждать в человеке при смене пейзажей соответствующую смену чувств: радость, меланхолию, воспоминания и др.

В начале 18 века становится модным восхищаться не только памятниками, созданными разумом и руками человека, но и естественными красотами окружающей природы –горными обрывами, водопадами, и ивами, склоненными над водой и др.. На смену величественным террасам с балюстрадами и лестницами, торжественным боскетам с фонтанами приходят естественные формы ландшафтных компонентов: рельеф местности (холмы и долины, скалы и ущелья, группы камней), вода (ручьи, озера, реки, пруды, источники), растительность (свободно растущие группы деревьев и кустарников, поляны и густые массивы, отдельно стоящие деревья). Все это привело к тому, что с 20-х годов 18 века стало отдаваться предпочтение новому, пейзажному стилю ландшафтной архитектуры. Пейзажный стиль не появился внезапно, ему предшествовала непродолжительная стадия стиль рококо (в переводе с французского рококо означает завиток раковины).

Для стиля рококо характерны склонность к идиллической «сельской» жизни, небольшим галантным праздникам, каприз и кокетливость, ирония, пасторальные настроения. Парки этого времени были еще сильно привязаны к регулярному стилю, но большое внимание уделялось привнесению экзотических мотивов из дальних путешествий, появились китайские павильоны, пагоды, беседки, мостики. В парках часто проводились садовые концерты и спектакли, иллюзорными декорациями для пасторалей служила живая растительность. «Садовую музыку» писали В.А. Моцарт, Й. Гайдн и др.

Особенности планировки.

Характерной особенностью стиля рококо было чрезвычайное усложнение и измельчание планировочной композиции. Прямые линии начинают активно вытесняться вычурными изгибами и серпантинами.

Дворцово-парковых комплексов в стиле рококо создано очень мало.

Итого характерные черты, свойственные стилю рококо:

· основные идеи – идиллия сельской жизни, экзотические мотивы, легкость, развлекательность;

· стилизация интерьеров и садовых построек под «китайщину», пейзажные композиции с «восточными» и «сельскими» архитектурными сооружениями;

· особенности планировки – соединение регулярных и пейзажных элементов, вычурная кривизна линий; лабиринты;

· усложнение и измельчание планировки;

· многоликая «иллюзорность»;

· садовый быт и садовый этикет.

Появление пейзажного стиля в Европе.

Несмотря на то, что пейзажный (или, как его стали называть, английский) стиль представлял собой новую концепцию в европейском садово-парковом искусстве, тем не менее, он не отвергал достижений и интересных находок предшествующих стилей. Рядом с дворцом пространство все еще проектировалось по геометрическому принципу. От эпохи рококо осталось тяга к некоторой пасторальности и сентиментальность пейзажей.

Основоположники английского стиля.

Одним из первых строителей пейзажных парков англичане считают Т. Бриджмана (умер в 1738 г.) Главными его работами являются первоначальная планировка сада в Стоу и Королевского сада в Ричмонде.

Окончательно сформировал и утвердил пейзажный стиль в 30-х годах 18 века У. Кент, которого называли «отцом нового садоводства».

Его основные принципы заключались в создании живописных перспектив и распределении света и тени в пейзаже. Он стремился к непрерывной смене картин, искусно чередуя открытые и закрытые пространства, к слиянию парка с естественным окружением, органичному включению архитектурных построек в парковые ландшафты. Парк Стоу называют его лучшей работой. Он выявил достоинства красивого и контрастного природного пейзажа – округлил форму рощ, усилил склоны, добавил цвета, посадив необходимые для этого деревья. Созданные им прекрасные пейзажи производили впечатление естественных: извилистые тропинки плавно огибали холмы, дорожки «струились» вдоль речек и живописных ручьев не повторяя излучин водных потоков, напротив, то приближаясь, то удаляясь, открывая новые виды. Впервые именно он предложил использовать в парковых ландшафтах группы деревьев и отдельно стоящие деревья (солитеры). У. Кент показал красоту отдельно стоящих деревьев, прекрасно чувствуя силуэт, форму, цвет и фактуру кроны.

Другими замечательными мастерами пейзажного искусства, 18 века и продолжившими идеи Т. Бриджмана и У. Кента, были Л. Браун и Г. Рептон.

Л. («Капабилити») Браун (1716-1783). Браун получил свое прозвище «Капабилити» (Способность) благодаря тончайшему видению всех нюансов местности, которые были понятны ему одному. Он обладал удивительной способностью показать красоту любого пейзажа. Браун отличался революционно-радикальным подходом к ландшафтному проектированию, считая, что, прежде чем создать новые произведения садово-паркового искусства, нужно до основания разрушить предыдущее, подобные идеи не получили дальнейшего развития.

Г. Рептон(1752-1818). Рептон рассматривал сад не как естественный пейзаж, а как произведение искусства, использующее природные формы в качестве своего материала. Творческая переработка природной местности, максимально приближающая впечатление естественности, согласно его взглядам, ни в коем случае не должна была полностью отождествлять культурный ландшафт парка с природным, чтобы парк не стал лесом. Рептон сохранил традиционные принципы (цветочные партеры вблизи центрального дома, прямые аллеи, скульптуру и малые архитектурные формы) и вместе с этим уделял внимание свободным формам ландшафтных составляющих.

Итак, сформулируем основные положения:

· английский стиль сохранил стремление стиля рококо к сельской жизни, а также творчески использовал некоторые элементы регулярной планировки;

· основные принципы творчества У. Кента- чередование пейзажей, создание живописных перспектив, распределение света и тени;

· революционный подход к планировки Л. Брауна - отмена всех архитектурных форм;

· основные принципы творчества Г, Рептона - творческая переработка природной местности, природные формы ландшафтных компонентов в качестве рабочего материала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.