Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование ландшафтных компонентов.






Освоение пространства происходит в гармонии трех стихий – камни, вода и растительности, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку. Более того, распределение всех элементов сада (водопадов, камней, растений, мостиков и др.) подчиняется определенным пространственным законам. Так, в частности, линии, соединяющие два элемента, не должны быть параллельными; два элемента не должны быть одного размера, и тд.

Камни. Задают структуру японского сада. Искусство их расположения является одним из главных в создании ландшафта, поскольку японцы считают, что высшим творением природы является не человек, а камень. Они тщательно отбираются не только по форме и цвету, но даже должны «подходить друг другу по характеру». Правила их местоположения в саду соответствует духу дзенской эстетики, в основе которой лежат аскетизм, символизм и асимметрия. Единичные камни располагают редко, чаще составляются композиции из трех- пяти штук. Основной принцип сбалансированности основывается на выборе трех основных камней – центрального, а также первого и второго подчиненных. Эти три объекта должны представлять в итоге некий соразмерный, но вместе с тем и разносторонний треугольник. Группы камней могут быть объединены в более крупную композицию. Тогда их расставляют по степени декоративности и смысловой нагрузке, следуя правилу сильной руки, т.е. слева направо, поскольку так обычно скользит взгляд по картине и так же организованно движение по саду. Наибольшую популярность среди горных пород имеет андезит, гранит, базальт, различные сланцы. Используются камни самого разного внешнего облика – крупные глыбы, обломки морских скал, отшлифованная морская и речная галька, гравий.

Вода. Занимает в японском саду одно из центральных мест. Ее присутствие выражается в самом разнообразном виде – водопад, озеро, ручей, резервуары с водой, шум дождевых капель по широким листьям и т.д. На водоемах располагаются, островки на которые перекидываются мостики сделанные из разного материала – камня, дерева, глины. При этом они не когда не повторяют друг друга. В руководстве 11 века описывается десять типов водопадов, различающихся по внешнему виду (вода может падать широким потоком; тонкими нитями; разделятся на два равнозначных потока; иметь, помимо основного, боковые струи и др.). Кроме того, был изучен и акустический эффект, создаваемый водопадами, и определено его значение в создании общего гармоничного образа сада. Иногда в символических садах Японии нет конкретно холмов, рек или ручьев, они могут присутствовать там абстрактно. Тогда возникает так называемый стиль «сухого пейзажа» - например, «водные потоки» из уложенного особым образом гравия, расчесанные граблями «волны» из песка, каменные водопады.

Растительность. Японский сад компонуется главным образом из хвойных и широколиственных пород деревьев. Из хвойных пород ведущими являются разновидности сосны, ели, пихты, кипарисы и можжевельники. Из лиственных - каштан, азалия, персик, вишня, слива, ива, дуб, разные виды кленов. В японском саду присутствует символика. Бамбук считается символом благородства и утонченности, белое цветение слив означает духовную красоту, а розовый цвет вишен – красоту чувственную и т.д. Растительные композиции создаются с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних цветовых акцентов на другие, разворачивающихся на доминирующем зеленом фоне. Общий колорит сада отличается большой мягкостью – преобладают зеленые и серые тона. Яркие пятна цветущих растений немногочисленны. Экспансия одного цвета меняется от сезона к сезону, весна приходит в бело – розовом облаке цветов сакуры, а осень окрашивает багрянцем красных кленов.

Дорожки в японском саду. При их проектировании избегают прямых линий, предпочтение отдается мягким волнистым кривым, наиболее напоминающим естественные змеевидные линии. Многочисленные изгибы дорожки создают эффект разнообразного пространства, пейзаж меняется за каждым поворотом, причем наилучший обзор сохраняется на уровне человеческого взгляда. Тропинки, как правило, вымощены камнем и черепицей, часто используется техника «следы монаха» - когда плоские камни расположены среди зелени на некотором расстоянии друг от друга. Размеры камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на неспешную прогулку. Типичной особенностью являются и водные дорожки – клади – извилистые цепочки камней для перехода через ручьи.

Искусство продуманных случайностей. Японский садово–парковый ландшафт отличается тщательной проработкой деталей. Продуманное расположение необычайных и красивых элементов – камня, сухой коряги, растения, водопада, фонаря и др. – позволяет автору проекта одухотворить свое произведение. Учитывается даже отражение элементов ландшафта в зеркале воды и рисунок тени, отбрасываемой предметами.

Если в Китае сады проектировали путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы, то японское садово–парковое искусство основано на воспроизведении ландшафтов в заранее обусловленном масштабе и с определенной степенью условности. Несмотря на свое искусственное происхождение, сад должен создавать впечатление естественного продолжения окружающей природы. Главное в нем – это тишина и покой, поэтому основными чувствами здесь становятся погружение в природу и растворение в ней. Наиболее точно сущность красоты японского сада можно отразить двумя основными идеями – миниатюризацией и символизмом, а также его основными качествами – природной достоверностью и художественностью.

Выводы о своеобразии традиций японского садово-паркового искусства:

идея сада – создание, как правило, абстрактного образа природы в миниатюре, руководствуясь принципами «изящной простоты» (лаконичность и ассиметрия);

все элементы сада до мельчайших деталей должны быть тщательно продуманы, в нем не должно быть ничего случайного;

предпочтение отдается неброской красоте, побуждающей к философским размышлениям, поэтическим и мифологическим ассоциациям;

насыщенность символикой всех ландшафтных компонентов, обязательное использование камней как основы сада, воды (как естественной, так и абстрактной), выраженная сезонность растительных композиций;

важные детали: извилистые дорожки, мостики, каменные фонари, скамьи и сосуды для омовения рук.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.