Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектурные сооружения.






Китайский сад немыслим не только без богатства природного мира, но и без архитектурных сооружений - зданий, павильонов, беседок, крытых галерей, позволяющих любоваться парком при любой погоде.

Одним из основных принципов ландшафтного проектирования в Китае является единение архитектуры и пейзажа, где каждое строение занимает свое уникальное место в садовом комплексе, каждая архитектурная деталь имеет свою меру и ритм, задает свой собственный стиль.

Надписи.

Особым образом садово-парковое искусство соотносилось с литературой: надписи – обязательная принадлежность каждого китайского дома и сада. В садах наносили на стены стихи и памятные надписи; отдельные дворики и строения имели свои поэтические названия, запечатлевавшиеся письменно (Беседка Ожидания Инея, Павильон Водной Ряби, Терраса Запаха Коричного Дерева), письмена выбивали на камнях и специальных каменных столбах и стелах.

Ограждения.

Сады в Китае обязательно огораживались, поскольку они символизировали рай на Земле. По китайским представлениям, стена сада не ущемляла его естественности, а наоборот, выделяла пространство сада, как раз и делала его «миром в мире». С равным успехом стена китайского сада служила и символическим, и эстетическим целям. Кроме этого ни один сад не мог обойтись без ворот. Их богато украшали, а виду, который открывался из них на сад, придавали особенное значение.

Характерные особенности китайской традиции ландшафтного проектирования.

Идея сада – уголок естественной природы, доведенный до совершенства в соответствии с определенными эстетическими критериями, который должен настроить человека на философские размышления о смысле жизни, окружающем мире т.д.;

многоплановость композиции – сад любого масштаба, от императорского до домашнего, представляет собой поток никогда не повторяющихся видов, вызывающих смену эмоций в душе у посетителя;

пейзажность садов – плавные линии крупных водоемов, мягкие формы рельефа, свободно растущая растительность;

размещение архитектурных сооружений с соответствующими названиями подчеркивает настроение ландшафта;

тонкая взаимосвязь с музыкой и литературой.

Япония

Особенности развития садово–паркового искусства.

Традиции садово–паркового искусства пришли через Корею, первыми проектировщиками были осевшие в Японии корейцы. В результате его проникновения многое было заимствовано у китайских создателей садов, но по своему духу китайские и японские культурные ландшафты различны. Происхождение стилистики японского сада во многом объясняет сама природа. Субтропический и умеренный муссонные климаты с большим количеством осадков весьма благоприятствует произрастанию широкого ассортимента растительности. Контрастный горный рельеф с большим количеством коротких, но полноводных рек отличается ландшафтным разнообразием, которое стало образом для создания переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов. Кроме того, садово–парковый ландшафт представляет собой наиболее сокровенное выражение национального духа страны. Утонченное эстетическое восприятие природы пронизало всю их жизнь, утвердило ряд красивых национальных традиций (любование первым снегом, любование осенним кленом, любование цветущей сакурой, любование луной и др.).

Философские основы.

Философскую основу искусства в Японии составила буддийская идея иллюзорности физического мира. Поэтому здесь и образ природы является не столько реальностью, сколько иллюзией, которую нужно воспринимать на интуитивном уровне (например, только в Японии мог появиться водопад, в котором воду символизируют камни, а также «водные» пространства из мелкого песка и гравия с «волнами», нарисованными

специальными граблями). Скрытый смысл образа природы каждый человек воспринимает по-своему, стараясь как бы «увидеть то, что за гранью видимого». Китайский же сад не был похож на абстрактную живопись, а доводил до совершенства выбранную природную территорию в соответствии со своими эстетическими критериями.

Большое влияние на всю японскую культуру, и в том числе садово-парковое искусство, оказало учение дзен- буддизма (получившее распространение с 12-13веков и существующее до настоящего времени), которое утверждало, что единственный источник познания истины – интуиция. Именно философия дзен способствовала объединению разнородных элементов культуры. Во всех проявлениях искусства стала ощущаться аура таинственности, мистической недосказанности. Реализм уступил место намекам, подчеркнутой пустоте. Все совершенное представлялось изящной простотой.

Основной темой поэзии, живописи и садово–паркового искусства этого времени была любовь к природе, простота и нравственное очищение. Именно в это время получает развитие искусство чаепитие (чайная церемония) и с новой силой возрождается искусство составления букетов – икебана.

Ранние японские сады отличались редкой декоративностью и представляли собой подобие парков для проведения празднеств, концертов и развлечений знати на открытом воздухе, где вельможи могли наслаждаться красотами где – то ранее виданных пейзажей в своей повседневной жизни. Главной пейзажной особенностью этих садов был водоем с причудливо спланированной береговой линией, выложенной крупными камнями. Ранние японские парки находились под сильным китайским влиянием, что проявлялось в больших размерах, богатстве растительности и т. д. Далее с 14 века, поскольку культурный ландшафт воспринимался как своеобразная живопись природных форм, сады Японии стали представлять собой миниатюрные идеальные ландшафты, подобные изображениям на гравюрах и рисунках. Они были, как правило, небольшого размера и рассчитаны на длительное неподвижное созерцание и восприятие.

В конце 16 – начале17веков стиль садов вновь несколько изменился. Они увеличились в размерах и стали объединять в своих границах несколько изолированных садов, по-прежнему изображающих идеальные пейзажи в миниатюре. Они воспринимались последовательно во время прогулки, однако каждый из них был самостоятельным, завершенным произведением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.