Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.




Представление о том, что после 1929 года история церкви АСД обрывается, ибо никаких легальных съездов, конференций, отчетных собраний, если не считать пленума 1931 года, уже не проводилось, совершенно необоснованно. История церкви не прерывалась, она продолжалась, но писалась уже не в стенограммах и отчетах съездов, а в памяти тысяч братьев и сестер, переживших трагические годы массовых репрессий и попытки физической расправы над религией в СССР и сохранивших верность учению Иисуса Христа, каким они приняли его от своих предшественников. Большинство верующих воспринимали постигшие их испытания, как должное, памятуя слова а п. Павла, что нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Пего (Фил. 1129) Они понимали, что как последователи Христа они должны быть благодарны Богу не только во время благоденствии, но и во время страданий.

Члены церкви АСД всегда старались быть добрыми гражданами своей страны, они добросовестно трудились везде, где им представлялась возможность. Но ситуация резко осложнились после того, как в 1929 году была введена шестидневная неделя с пятью рабочими днями и одним выходным. Найти работу, которая позволяла бы свободно соблюдать заповедь Божью "Помни День Субботний, чтобы святить его..", стало практически невозможно. Верным членам церкви приходилось менять место работы по нескольку раз в год в лучшем случае, а в худшем - вообще остаться без работы и попасть в категорию тунеядцев. Это нововведение было отменено лишь в 1940 году.25.

Многие верующие были объявлены лишенцами, а это означало, что они не имели права пользоваться медицинской помощью, не имели права на получение хлебных карточек, не имели права голоса, права устроиться на работу на завод или любое другое учреждение.

В 1930 году начались аресты, которые не прекращались на протяжении всего десятилетия. По словам Г.А.Григорьева в те годы было арестовано 150 проповедников и пресвитеров церкви АСД и более трех тысячь рядовых членов. 26

К 1934 году из всех членов Совета Единого Союза АСД на свободе оставался только Г.К. Лебсак. Ответом на его ходотайство о приглашение работать в Москву новых служителей, стало разрешение выззвать из Новосибирска Г.А. Григорьева, опытного и посвященного проповедника, который после ареста Лебсака на долгие годы останется единственным руководителем церкви

Г.А. Григорьев, остановившийся в Москве на квартире Лебсака, стал свидетелем его ареста, он расказывает об этом: Яприехал из Сибири в Москву. Остановился у брата Лебсака. Втот вечер мы долго беседовывали. Днем Лебсака вызывали в совет по делам религиозных культов, где его приняли любезнее обыкновенного. Такая непривычная любезность показалась ему подозрительной и т.д. 27



Г.И. Лебсак был приговорен к трем годам. Какое – то время он был в Московской тюрме, затем в Ярославыль и потом переведен в одиночную камеру. После 3-х лет заключение было продлено на неопределенное время. В1938 г. Лебсак умер, находясь в тюрьме. 28.

В середине 30 –х был арестован и приговорен к 5-ти годам трудовых лагерей с последующим поражением в гражданских правах на три года ответственный служитель ц еркви на Украине, уполномоченный по Киевской области Я.К. Реймер. Он был сослан на строительство Беломорско – Балтийского канала, а спустя год его выслали в Восточную Сибирь, где он стал работать в лагерном госпитале. По причине постояной Евангельской работы ( он крестил даже там), ему было отказано в праве переписки, а чуть позже он был приговорен к 10 –ти годам ссылки на отдаленном Севере, где он и умер от пневмании. 29.

В1941 г. была арестована и сослана на 10 –ть лет жена Реймера. Чудом ей удалось избежать смерти. Она вышла из заключения потеряв зрение и оставшись на всю жизнь калекой.

Страшные испытания вапали на долю Яна и Альмы Вильсона, латышкая семья, переехали в Россию в 1916 . В 1934 г. был арестован в Москве и выслан на поселение в Сибирь. Вернувшись в 1937 г. вновь был арестован и осужден на 10 –лет тюрьмы. Вскоре была арестована и его супруга и предъявлено обвинение на 8- мь лет.

В те годы были массовые аресты , не могли не повлиять на численность членов. В 1927 г. было в Москве 5 –ть церквей с общим числом 400 членов, то 1930 одна из общин прекратила свое существование, объеденившись с общиной в Останкино, а затем оставшиеся четыре слились в одну с общим числом членов 330 человек. Последующая динамика сокращения общины выглядит так) 1931 г. - 302, 1932 г. - 278, 1937 г. - менее 200 членов.



Но если церковная жизнь Московской общины не прекращалась даже и в трудные 30-е годы, в других местах ситуация складывалась гораздо хуже. Арест служителей церкви означал фактически самоликвидацию общины. Так случилось, например, с церковью АСД в Ленинграде. В ежегоднике музея истории религии и атеизма АН СССР говорится об этом следующее I " В этой общине к началу 1937 года почти не осталось лиц моложе 40 лет. Денежные поступления в общине к 1938 году почти полностью прекратились... Следует сделать вывод о несомненном и значительном сокращении числа членов этой секты. В результате этого в феврале 1938 года от имени адвентистской двадцатки в райсовет Фрунзенского района поступило заявление о самоликвидации секты АСД в г. Ленинграде.30.

Мы уже упомянули о том, что единственным руководителем разоренной массовыми репрессиями церкви в 30-е годы оставался Г.А. Григорьев. 23 февраля 1934 года он был зарегистрирован как проповедник Московской общины и уполномоченный Единого Союза АСД в СССР."31 Бог хранил этого посвященного, очень простого и открытого служителя в годы сталинского лихолетья. В его лице верующие церкви АСД, разбросанные по огромной территоррии страны, всегда видели Божьего избранника, который послан сохранить единство и организацию церкви.

В те тяжелые годы страну посетил один из членов ГК брат Нусбаум. О встрече с ним Г.А.Григорьев рассказал следующее] " Мы имели возможность встретиться только два раза. Собрания тогда проходили в подвальном помещении старообрядческой церкви. Были молитвенные дни, собрание было переполнено. Помещение освещалось керосиновыми лампами. Воздух был тяжелым. Брат Нусбаум молился с переводом. После собрания он обратился ко мне с вопросом! "Многих ли постигла такая же участь, как членов совета?" Видно им было известно об аресте членов совета. Что я мог сказать? Сто пятьдесят проповедников и пресвитеров было арестовано, более трех тысяч членов церкви. Я мог бы ответить словами пророка Ильи

"жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили. Остался я один и моей души ищут, чтобы отнять ее." Я сказал] "На вашем месте я бы не стал задавать такой вопрос." Далее брат спросил! "Нет ли у вас каких либо нужд в средствах или в литературе?" Конечно же во всех семьях, подвергшихся арестам, была изъята вся духовная литература - Библии, Псалмы, книги Е.Уайт. Я вынужден был сказать то. что не хотел говорить и что раздирало мое сердце "Мы ни в чем не нуждаемся, у нас все есть."

...Когда брат Нусьаум вернулся на родину, он рассказал своим друзьям) "То , что брат Григорьев не мог высказать словами, то я прочел в его скорбных глазах - сколько там было невысказанной боли души, тоски и горя, но он должен был молчать..."32

Старейший служитель церкви ДСД А.Ф.Парасей в своих воспоминаниях рассказывает о том, как Г.А.Григорьев, будучи единственным официально зарегистрированным проповедником, оставшимся на свободе, подготавливал молитвенные чтения для молитвенной недели в конце года. Он брал "чтения для молитвенных дней" из старых журналов, выбирал оттуда только библейские стихи, писал несколько экземпляров под копирку и высылал письма в общины. Верующие на местах радовались тому, что церковь жива и что ее руководители помнят о них .33.

С началом войны по распоряжению Моссовета правление Единого Союза АСД вынуждено было эвакуироваться в Сибирь. Г.А.Григорьев оставался там до августа 1942 года. Мы уже отмечали тот факт, что война стала в какой то степени спасительной для религии и церкви в СССР. Возросшее влияние церкви, патриотизм верующих, участие церкви в материальной помощи фронту, переговоры советского правительства с США и Англией об открытии второго фронта, одним из условий которых было изменение отношения к свободе совести, - все это содействовало тому, что в годы войны ситуация с религией действительно изменилась. Адвентистские церкви стали снова регистрироваться и возобновлять официальные богослужения. После 1944 года было зарегистрировано более 300 общин с численностью членов более 13 тыс. человек и числом служителей 76 человек.-34

Вот как выглядит движение численности членов церкви АСД после 1931 года !

1931____________________ _15.404

1935______________________13.043

1940______________________13.027

1946______________________13.257 35.

ЦЕРКОВЬ АСД В ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИКАХ В ПЕРИОД 1918 1940 гг.

Являясь до большевистского переворота частями Российской империи, Эстония, Литва и Латвия в 1918 году обрели независимость и стали самостоятельными государствами. Вплоть до 1940 года, когда территория Литвы, Эстонии и Латвии была оккупирована советскими войсками, жители этих балтийских государств находились в условиях не декларативной демократии, пользуясь такими преимуществами своего строя, как свобода собраний, печати, совести. Поэтому мы говорим об истории церкви АСД в этом регионе отдельно от истории АСД в России.

Первые христиане-адвентисты появились в Латвии в середине 90-х годов прошлого столетия. В 1895 году Герхард Перк провел в Риге серию евангельских собраний и уже через год Луис Конради организовал в столице Латвии первую адвентистскую церковь. В последующем отмечался быстрый рост церкви АСД в этом регионе , так что когда в 1907 году был организован Российский унион, руководство унионом обосновалось в Риге.

Несмотря на строгие правительственные ограничения, запрещавшие проведение публичных собраний кроме официальных церковных богослужений, во многих латышских городах, таких как Лиепая, Елгава и многих других появились адвентистские церкви.

Период после 1918 года, когда Латвия обрела независимость, был воистину благословенным для церкви АСД. В 1924 году в Латвии насчитывалось 34 церкви с общим количеством членов 1800 человек. Только в Риге в трех церквах ( латышской, немецкой и русский ) было 800 членов. В 1929 году было завершено строительство в Риге церковного здания с двумя молитвенными залами на 600 и 250 мест.

В 1932 году в Риге действовало уже 7 адвентистских церквей. Быстрый рост церкви в Латвии объясняется активным участием в евангелизации рядовых членов церкви, особенно молодежи. Они использовали самые разнообразные методы и формы евангельской работы. В помощь верующим были изданы пособии "Как преподать Библейский урок?" и "Руководство по продаже Евангелия."

Несмотря на то, что в 1935 году ситуация в стране несколько изменилась и на проведение публичных выступлений требовалось уже разрешение с обязательной цензурой всех материалов, тем не менее церковь продолжала расти . Накануне присоединения к Советскому Союзу в 60 церквах, насчитывающих около 3200 членов, трудились 15 рукоположенных проповедников церкви АСД.-36

Серьезное внимание церковь ДСД в Латвии уделяла издательскому делу. Невзирая на религиозный тоталитаризм и жестокий полицейский контроль еще во времена царской России церковь пыталась регистрировать свое издательство, а когда это не удавалось, открывались частные издательства под именами самих евангелистов.

В 1922 году было основано издательство, продукцию которого распространяли 40 книгонош. Их могло быть больше, если бы не малые размеры государства. Среди полуторамиллионного населения Латвии книгоноши распространили 30.000 книг Е.Уайт "Великая борьба". И этот пример свидетельствует о широте охвата евангелизацией латышского населения.

В 1923 году близ Риге открылась адвентистская семинарии поподготовке служителей церкви и евангелистов. О ее работе будет сказано ниже.

В 1934 году адвентистская молодежь Латвии начала издавать свою газету. Это было солидное ежемесячное издание на 24 страницах под названием “Jaunatnes Vadonis", что значит "Молодежный руководитель". Молодежь активно участвовала в евангелизации, проводила молодежные конгрессы, музыкальные фестивали, сама окупая все расходы.

Когда в 30-е годы в Латвии разразился серьезный экономический кризис, церковь ДСД уделяла значительное внимание благотворительности, организуя бесплатные обеды для безработных, дневные дежурства у постели больных, летний лагерь для детей из малоимущих семей города Риги.

В Литве, одном из самых древних государств Восточной Европы, первые адвентисты появились накануне первой мировой волны в районе Мемеля ( современная Клайпеда ). В начале 20 х годов в Литве трудился служитель из Латвии В.Стрел, выпускник миссионерской семинарии во Фриденсау (Германия). В 1923 году Литва стала миссионерским полем Балтийского униона, а в 1927 году церковь АСД в Литве получила официальное признание и была зарегистрирована. На литовском языке издавалась церковная газета, ежеквартальные уроки Субботней школы, были напечатаны многие книги, в том числе "Путь ко Христу" Е.Вайт, а также сборник духовных песнопений, включивший в себя около 160 самых распространенных христианских гимнов. Многие служители церкви в Литве и книгоноши получили образование в миссионерской семинарии в Латвии и в Германии. В 1939 году (последние данные, которыми мы располагаем) в Литве было 13 адвентистских церквей с общим количеством членов около 200 человек. –37.

Следует сказать несколько слов о развитии церкви АСД и в третьем государстве балтийского региона - Эстонии. Первая церковь АСД в Эстонии была организована в 1897 году Лебсаком и Герхардом Перком в Ревеле (сейчас Таллинн). Через несколько лет в Финляндии была отпечатана первая адвентистская публикация на эстонском языке "Разъяснения книги пророка Даниила". В последующем адвентистская литература на эстонском и латышском языках печаталась в Риге, а после правительственного запрета в Гамбурге (Германия). Гамбургское издательство церкви АСД выпустило три книги Е.Уайт на эстонском языке - "Путь ко Христу", "Христианское воздержание", "Нагорная проповедь", печатало газеты, журнал, уроки Субботней школы.

В 1901 году территория Эстонии, Литвы, Латвии и Польши была включена в состав Севере-Российской миссии под руководством опытного служителя церкви Д.П.Геде, выходца из большой менонитской семьи на Кубани, получившего богословское образование в Union College (США). При нем к церкви присоединилось много образованных и талантливых молодых людей, ставших в последующем ревностными служителями церкви .

В 1918 году, обретя независимость, Эстония предоставила своим гражданам небывалую религиозную свободу, в условиях которой значительно активизировала свою деятельность и церковь АСД. Было организовано солидное издательство, выпускавшее одновременно несколько журналов. Тысячи брошюр и книг моментально расходились на испытывавшем дефицит в духовной литературе книжном рынке. Проводились публичные евангельские собрания в Тарту, где находился один из старейших университетов Европы, Эдвардом Маги колись радиопередачи. Численность членов церкви в Эстонии к тому времени, когда эстонская конференция вместе с Латвией и Литвой вошли в Балтийский унион (1923 г.), составила около 2200 членов, объединенных в 40 церквей.

Серьезное внимание церковь АСД в Эстонии уделяла воспитанию детей и молодежи. В 1935 году в Таллине открылась адвентистская школа, в которой обучалось около 80 учеников. В 1937 году Эстонская конференция открывает свою собственную богословскую семинарию, которая просуществовала до 1940 года. Семинарию возглавил Г.Ниш час. Помимо обязательных общеооразовательных предметов преподавались богословские дисциплины.

С момента оккупации Эстонии Советской армией все учреждения церкви были закрыты, огромное количество нереализованной печатной продукции было конфисковано. Каким то чудом во время оккупации немцами церкви удалось скупить назад всю а ту литературу как макулатуру, и она моментально разошлась .

Во время войны богослужения в адвентистских церквах в Эстонии не прекращались. Много внимания в это время церковь уделяла благотворительному служению. 38.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал