Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация персонала с позиции содержательных теорий мотивации.






Содержательные теории основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп:

1)физиологические потребности — необходимые для выживания;

2)потребности в безопасности и уверенности в будущем;

3) социальные потребности — потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей;

4) потребности в уважении, признании;

5) потребности самовыражения.

Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.

Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей:

1) потребность власти — желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании» надо готовить к занятию высших руководящих должностей;

2) потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения;

3) потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:

1) гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии;

2) факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

№14. Методы и способы мотивации в менеджменте.

Способы и методы разрабатывались и западными и отечественными учеными. Наиболее распространенными на Западе являются: коммуникации менеджера, теория Д. Макгрегора «Х-У», системы КИТА и Карате Герцберга, эффект сеппуку, эффект Пигмалиона, системы менеджмента Ликерта.

Самый распространенный способ состоит в том, что бы установить связи с подчиненными и колегами.

Теория «Х-У» Макгрегора. Тех менеджеров, которые исповедуют теорию «Х», автор называет плохими, а тех кто «У» - хорошими.

«Х»: 1. надо заставлять сотрудников работать и постоянно их контролировать. 2. люди не хотят ни брать на себя ответственность, ни активно во что-то вмешивается. 3. творческое мышление является большой редкостью и средний работник им не обладает. 4. большинство людей все равно хотят, чтобы им дали ясно сформулированные цели, чтобы не думать самим. Исходя из этого, отдавать распоряжения и контролировать.

«У»: 1. работа-это такое же естественное занятие, как игра или спорт. 2. существует радость от работы и ее надо сохранить. 3. люди охотно берут на себя ответственность и активно действуют, если им это предложить и стимулировать их. 4. большинство сотрудников обладает гораздо большей творческой отдачей, чем думается. Творческое мышление может проявиться только при определенном обращении с человеком. 5. большинство сотрудников охотно и с радостью участвуют в мозговых атаках, если им дать для этого шанс.

КИТА и Каротте Герцберга. Отрицательная мотивация КИТА означает все методы нажима и принуждения, которые обычно используются. Положительная мотивация Каротте использует приманку, которая побудит двигаться вперед. Методы Кита и Каротте больше известны как метод кнута и пряника.

Эффект сеппуку - проявляется всякий раз, когда в нас что то исчезает (радость труда; готовность помочь и т.д.) Наибольших успехов добивается тот менеджер, который не боится критики, сами себе мотивируют, хотят получить признание окружающих и добиться этого трудом, ориентированы на действие, а не на защиту.

Эффект Пигмалиона. Эффект состоит в том что менеджер сортирует людей и постепенно старается сделать их по своему образу и подобию.

Система менеджмента Ликерта. Проанализировав несколько типов организаций, Ликерт выделил четыре системы менеджмента, в основу которых положены доверие или уверенность в отношении своих подчиненных: менеджер не доверяет или не уверен в своих подчиненных; низкое доверие или уверенность менеджера; полное доверие менеджера к подчиненным, которые чувствуют совершенно свободными обсуждать вопросы работы со своими руководителями. Как считает Ликерт, и сама организация становится более производительной, и потребности работников удовлетворяются все более полно по мере продвижения от первой к последней системе.

№ 15. Виды коммуникаций менеджера.

Коммуникация то процесс обмена информации между двумя и более людьми.

Коммуникация (от лат. communicatio) буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми» - это процесс обмена информацией (идеи, факты, мысли, чувства и ценности) между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации.

Коммуникации в организации — это сложная, многоуровневая система.

В самом широком смысле цель коммуникаций - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания организации. В узком же смысле цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:

1. По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.

2. По субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).

3. По каналам общения – формальные и неформальные.

4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.

5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.

Кроме того, принято различать коммуникации ролевые, определяемые служебным статусом, и личностные, хотя на практике не всегда это удается. Они настолько переплетаются, что зачастую личностные по Фоме предстают как ролевые и наоборот. Совместная деятельность предполагает согласование действий, что требует понимания каждым ее участником целей, а также опирающегося на это понимание взаимодействия.

 

№16. Формы коммуникаций менеджера.

Коммуникацию можно определить как процесс обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией-мыслями, идеями и даже эмоциями.

Форма коммуникации - это процесс взаимодействия на людей, их поведения по отношению друг другу при передаче информации.

Большое значение имеет содержание коммуникации, ее насыщенность, полезность, а так же ее форма. Формы коммуникаций могут быть самые различные: Беседа, собрания, переговоры, посещение цехов и т.д.

Беседа - весьма популярная форма коммуникации менеджера с сотрудниками организации, работниками других организаций, потребителями. Она может происходить как по его личной инициативе, так и по просьбе того, или иного работника, явившегося на прием. Как правило, поводов для личных бесед бывает много: встреча по личным вопросам, прием и увольнение с работы, некачественное выполнение своих обязанностей, перевод с одной должности на другую, обсуждение возникшей коллизии и прочее.

Совещания. Они используются для разъяснения стоящих перед группой задач, обмена мнениями наиболее сложным вопросам, информацией о ситуации в группе и поиске связанных с нею решений.

Работа с обращениями граждан. Обычно к числу обращений относят письма, личные обращения, жалобы, заявления, предложения. Это все информации, помогающие лучше понять общественное мнение в рабочей группе, в организации, в городе, районе.

 

№17. Коммуникации в современной организации.

Кoммyникaциoнный пpoцecc — этo oбмeн инфopмaциeй мeждy двyмя или бoлee людьми. Оcнoвнaя цель процесса — oбecпeчeниe пoнимaния инфopмaции, являющeйcя пpeдмeтoм oбмeнa, тo ecть cooбщeний.

В пpoцecce oбмeнa инфopмaциeй выдeляют чeтыpe бaзoвыx элeмeнтa:

1) oтпpaвитeль — лицo, гeнepиpyющee идeи или coбиpaющee инф-цию и пepeдaющee ee;

2) cooбщeниe — coбcтвeннo инфopмaция, зaкoдиpoвaннaя c пoмoщью cимвoлoв;

3) кaнaл — cpeдcтвo пepeдaчи инфopмaции;

4) пoлyчaтeль — лицo, кoтopoмy пpeднaзнaчeнa инфopмaция и кoтopoe интepпpeтиpyeт ee.

Пpи oбмeнe инфopмaциeй oтпpaвитeль и пoлyчaтeль пpoxoдят нecкoлькo взaимocвязaнныx этaпoв. Иx зaдaчa — cocтaвить cooбщeниe и иcпoльзoвaть кaнaл для eгo пepeдaчи тaким oбpaзoм, чтoбы oбe cтopoны пoняли и paздeлили иcxoднyю идeю. Укaзaнныe этaпы тaкoвы:

-зapoждeниe идeи;

-кoдиpoвaниe и выбop кaнaлa. Отпpaвитeль дoлжeн c пoмoщью cимвoлoв зaкoдиpoвaть инфopмaцию, иcпoльзyя cлoвa, интoнaции и жecты. Кoдиpoвaниe пpeвpaщaeт идeю в cooбщeниe. К oбщeизвecтным кaнaлaм oтнocятcя: пepeдaчa peчи и пиcьмeнныx мaтepиaлoв, элeктpoнныe cpeдcтвa cвязи, включaя кoмпьютepныe ceти, элeктpoннyю пoчтy, видeoлeнты и видeoкoнфepeнции. Чacтo для дocтижeния эффeктивнocти cooбщeния иcпoльзyют двa или бoльшee чиcлo cpeдcтв кoммyникaций;

-пepeдaчa cooбщeний;

-дeкoдиpoвaниe — пepeвoд cимвoлoв oтпpaвитeля в мыcли пoлyчaтeля.

Пpи нaличии oбpaтнoй cвязи oтпpaвитeль и пoлyчaтeль мeняютcя кoммyникaтивными poлями. Изнaчaльный пoлyчaтeль cтaнoвитcя oтпpaвитeлeм и пpoxoдит чepeз вce этaпы пpoцecca oбмeнa инфopмaциeй для пepeдaчи cвoeгo oткликa нaчaльнoмy oтпpaвитeлю. Обpaтнaя cвязь мoжeт cпocoбcтвoвaть знaчитeльнoмy пoвышeнию эффeктивнocти oбмeнa yпpaвлeнчecкoй инфopмaциeй.

Двycтopoнний oбмeн инфopмaциeй xoтя и пpoтeкaeт мeдлeннee, нo бoлee тoчeн и пoвышaeт yвepeннocть в пpaвильнocти интepпpeтaции cooбщeний. Обpaтнaя cвязь " пoвышaeт шaнcы нa эффeктивный oбмeн инфopмaциeй, пoзвoляя oбeим cтopoнaм ycтpaнять пoмexи. Иcтoчники помех, coздaющиe пpeгpaды нa пyти oбмeнa инфopмaциeй, вapьиpyют oт языка (в вepбaльнoм или нeвepбaльнoм oфopмлeнии), paзличий в вocпpиятии, из-зa кoтopыx мoжeт измeнятьcя cмыcл в пpoцeccax кoдиpoвaния и дeкoдиpoвaния, и дo paзличий в opгaнизaциoннoм cтaтyce мeждy pyкoвoдитeлeм и пoдчинeнным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.