Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность концепции «жизненного цикла» применительно к международной торговле. Воздействие внешнего фактора на жизненный цикл и его элементы.






 

Исследователи экономики научно-технического прогресса выработали представление о жизненном цикле товара, которое затем развилось в концепцию жизненного цикла больших технологических систем), с помощью которой объясняются наиболее общие закономерности эволюции крупных направлений научно-технического прогресса в сфере экономики.

Если не считать время, предшествующее появлению товара на рынке, жизненный цикл в первом приближении может быть разбит на четыре стадии, или фазы: внедрение, быстрый рост, зрелость и уход с рынка. Некоторые исследователи называют еще большее количество фаз, которые в основном выделены из фазы зрелости.

Цикл жизни продукта или технологической системы наиболее ярко проявляется в следующих друг за другом поколениях наукоемких видов конечной продукции. Стадию младенчества или внедрения отличают интенсивные исследования и разработки, направленные на совершенствование характеристик продукции и технологических процессов. При этом масштабы производства и сбыта еще недостаточны, чтобы окупились расходы на исследования и разработки. Высокие издержки производства определяют и высокий уровень цен. Продукция оказывается доступной лишь для покупателей с высоким уровнем доходов и предъявляющим самые высокие требования к характеристикам продукции. Они готовы заплатить за качество гораздо больше чем рядовой покупатель.

Стадия быстрого роста характеризуется интенсивным увеличением масштабов производства, снижение издержек производства на единицу продукции и цен, многократным расширением круга покупателей. В расходах на ИР делается упор на совершенствование технологии производства. При этом, несмотря на высокий уровень таких расходов, они окупаются благодаря большим масштабам реализации продукции.

Стадия зрелости наступает тогда, когда, с одной стороны, начинает сказываться высокая степень насыщения рынка, а, с другой стороны, постепенно исчерпываются возможности для совершенствования производства. Динамика зрелой отрасли по основным показателям примерно соответствует средним для всей промышленности темпам. В истории Западной экономической мысли известен закон замедленного технологического прогресса, сформулированный в 1912 году Вольфом. По Вольфу, совершенствование техники производства отдельного продукта ведет к снижению издержек производства и лучшему использованию сырья и энергии, но одновременно исчерпываются потенциальные возможности для дальнейшего прогресса. Остается все меньше резервов для совершенствования, и это сужение возможностей приводит к замедлению или прекращению развития техники на традиционных направлениях.

Жизненный цикл товара или всей технологической системы завершается тем, что данное направление производства (или продукт) приобретает характеристики старых умирающих отраслей. Это происходит вследствие исчерпания возможностей дальнейшего совершенствования системы, способной удовлетворить те же потребности, или в связи с отмиранием данной потребности ввиду эволюции структуры потребления.

Теория международной торговли выделяет следующие концепции:

1) меркантилистский подход;

2) абсолютные и сравнительные преимущества А. Смита и Д. Рикардо;

3) теорию факторов производства и их взаимосвязи;

4) концепцию жизненного цикла товара;

5) теорию конкуренции М. Портера.

Все эти концепции, за исключением первой, отстаивают принцип свободной торговли.

Раннее направление теории международной торговли на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (XV-XVI вв.) связывают с экономическим учением меркантилистов, в котором они сделали попытку определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цель.

Концепция меркантилистов исходит из тезиса об определяющей роли сферы обращения, лежащего в основе их взглядов. Представители меркантилизма (Т. Мэн, А. Монкретьен) считали, что важнейшей задачей государства является умножение его золотых запасов, а внешняя торговля должна прежде всего обеспечивать получение золота. Это достигается превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом.

А. Смит последовательно выступал против меркантилизма. В понимании А. Смита источник богатства - труд, а один из способов повысить эффективность труда - стимулирование разделения труда, которое можно обеспечить свободным переливом производственных ресурсов между отраслями как на национальном, так и на интернациональном уровне. По Смиту международное разделение труда ведет к его экономии.

Учение А. Смита о свободе торговли было развито Д. Риккардо в теорию сравнительных издержек, которая доказывает выгодность международной специализации труда. Достаточно иметь сравнительное преимущество по затратам на единицу товара относительно заграницы. А. Смит и Д. Рикардо обосновали и сформулировали положение об абсолютных и относительных преимуществах стран, связанных с различием издержек производства, затрат труда.

Дальнейшее развитие теории основано на применении учения о факторах производства (основоположник его Ж. Б. Сэй), главные из которых - земля, капитал и труд определяют для страны возможные преимущества в международном обмене. Современные концепции (Б. Олин, Э. Хекшер) уточняют такой подход, подчеркивая неоднородность основных факторов, роль цен, спроса и предложения. В итоге каждая страна должна использовать свои выгоды, вывозя те товары, по производству которых она имеет преимущества, и ввозя те, которых нет.

Концепция жизненного цикла товара предполагает производство высокотехнологичных и наукоемких товаров сначала только в стране разработчика с последующим развитием экспорта в другие страны, а затем переход к импорту данных товаров из последних. Жизненный цикл товара с учетом международного обмена удлиняется и повышает экономическую репутацию страны в международной торговле.

Теория конкуренции связывает включение страны и отдельной фирмы в международную торговлю с условиями конкуренции, преимуществами в конкурентоспособности своих товаров, поступающих на внешний рынок. Доктрина подобия стран объясняет преимущественное развитие международной торговли между одинаковыми странами, в том числе передовыми, большим взаимопроникновением их рынков.

Краткая характеристика основных концепций международной торговли представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Основные концепции международной торговли

Концепции международной торговли Краткая характеристика
Меркантилистский подход Цель международной торговли - увеличение золотых запасов государства, которое должно обеспечиваться за счет превышения экспорта товаров над их импортом
Абсолютные и сравнительные преимущества На международном рынке необходимо стремиться торговать товарами, при производстве которых государство имеет преимущество по затратам труда относительно заграницы
Теория факторов производства и их взаимосвязи На международном рынке необходимо стремиться продавать те товары, по производству которых страна имеет преимущества (по одному и более факторам), и покупать тс, по которым их нет
Концепция жизненного цикла товара Увеличение жизненного цикла товара за счет перевода его производства (на стадии зрелости) в страны с более дешевыми факторами производства для последующего импорта этих товаров
Теория конкуренции Майкла Портера В основе успешной деятельности на международном рынке лежат конкурентные преимущества компаний

Международное разделение труда является объективной основой научно-технических, производственных, торгово-экономических связей между всеми странами мира. Именно на его основе интернационализация производства разворачивается как глобальный процесс.

Международное разделение труда - высшая ступень общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на устойчивую, экономическую специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях.

Международное разделение труда формирует международные пропорции в отраслевом и территориальном аспектах.

Международное разделение труда - результат многовекового развития производительных сил, углубления национального разделения труда, постепенного втягивания новых национальных производств в меняющуюся систему мирохозяйственных связей.

Именно международное разделение труда является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия всех государств. Оно является основой всемирного хозяйства, позволяющей ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного развития общих экономических законов, проявление которых и дает основание говорить о существовании всемирного хозяйства.

Основным побудительным мотивом международного разделения труда для всех стран мира является их стремление к получению экономических выгод путем использования закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью производства.

Реализация преимуществ международного разделения труда обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между национальной и интернациональной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта.

К общечеловеческим побудительным мотивам к участию в международном разделении труда, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы до освоения космоса.

 

12. Концепция «подобия стран»

Классические теории международной торговли, такие как теория абсолютных преимуществ, применимы для анализа межотраслевой торговли между странами. Межотраслевая торговля (interindustry trade) - это обмен товаров, выпущенных предприятиями одной отрасли промышленности в стране А, на товары, выпущенные предприятиями другой отрасли в стране В (например, обмен французского вина на японские будильники). В то же время международная торговля в значительной степени состоит из внутриотраслевых торговых операций. Внутриотраслевая торговля (intraindustry trade) - это обмен товарами, выпускаемыми предприятиями одной отрасли промышленности, между разными странами. Например, Япония экспортирует автомобили «Toyota» в Германию, а Германия, в свою очередь, экспортирует автомобили марки «BMW» в Японию. На внутриотраслевую торговлю приходится около 40% мирового объема торговли; классические теории международной торговли не учитывают это явление. В 1961 г. шведский экономист Стефан Линдер (Steffan binder) попытался найти объяснение феномену внутриотраслевой торговли. Линдер выдвинул гипотезу о том, что международная торговля промышленными товарами происходит в результате сходства между предпочтениями потребителей из разных стран, находящихся на одном и том же уровне экономического развития. По мнению Стефана Линдера, сначала компании производят товары для того, чтобы удовлетворить спрос на отечественном рынке. В процессе поиска новых возможностей для сбыта этих товаров обнаруживается, что наиболее перспективные зарубежные рынки находятся в тех странах, в которых предпочтения потребителей аналогичны нуждам и запросам отечественных потребителей. Например, на японском рынке существует достаточно большой сегмент потенциальных покупателей автомобилей марки «BMW» - состоятельных покупателей, которые точно так же, как и немецкие потребители, стремятся приобретать престижные, качественные автомобили. Немецкий рынок обеспечивает автомобили марки «Toyota» сегментом потребителей, ориентированных на оптимальное соотношение «цена-качество», аналогичных японским потребителям этого сегмента. Поскольку у каждой из компаний есть целевой сегмент потребителей на рынке другой страны, инициируется процесс внутриотраслевой торговли.

Согласно теории подобия стран (country similarity theory), сформулированной Стефаном Линдером, торговля промышленными товарами должна происходить главным образом между странами с приблизительно одинаковым доходом на душу населения; кроме того, внутриотраслевая торговля промышленными товарами становится общепринятой формой международной торговли. Теория подобия стран особенно полезна для изучения процесса торговли дифференцированными товарами, такими как автомобили, дорогостоящее электронное оборудование, а также продукты личной гигиены. В процессе принятия потребителями решений о приобретении товаров этой категории большую роль играет узнаваемость бренда и репутация продукта на рынке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.