Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 7. Расчет предельной цены новой машины.






Рассмотрим пример расчета предельной цены машины. Допустим, что рынок предлагает новый энергонасыщенный колесный трактор класса 5 с дизельным двигателем мощностью 300 л. с. Трактор предназначен для энергоемких работ, таких, как пахота с 9-корпусным плугом, противоэрозионная обработка почвы плоскорезами, транспортные и другие работы. На основе технической характеристики, информации изготовителя и исходя из опыта использования тракторов аналогичной конструкции и назначения установлено, что ориентировочно машина может эффективно использоваться в течение 11 лет и выполнить за это время 30 тыс. усл. га с затратами на 1 усл. эт. га: капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание — 95 руб.; топливо и смазочные материалы — 76, оплата труда — 42 руб. Поскольку определяется цена нового трактора, норма амортизации неизвестна.

Существующие тракторы обеспечивают выполнение 1 усл. эт. га механизированных работ с прямыми издержками, равными в среднем 230 руб. Эту величину и примем за основной экономический параметр (удельную цену потребления).

Цена потребления нового трактора будет равна:

 

где Цпу — удельная цена потребления, руб. на 1 усл. эт. га; — суммарная наработка трактора за 11 лет, усл. эт. га.

Равноконкурентная цена нового трактора вычисляется как разность между ценой потребления и затратами на ресурсы в течение 11 лет.

При наличии на рынке других тракторов, обеспечивающих удельную цену потребления 230руб/га, новый трактор может занять свою нишу и расширить ее, если обеспечит ее снижение. При цене нового трактора в 510 тыс. руб. он будет обладать равной конкурентоспособностью с другими тракторами. Если же все издержки производства с учетом дополнительных наценок снабжающих организации окажутся выше 6900 тыс. руб., то это завышение (даже подтверждаемое реальными затратами) не будет признано рынком. Рынок признает затратный механизм ценообразования лишь при равной конкурентоспособности машины, то есть при той же самой удельной цене потребления.

Так как предлагаемая цена может быть представлена как разность между ценой потребления и последующими издержками эксплуатации, ее величина будет зависеть от этих издержек; с их увеличением цена будет уменьшаться, что характерно для подержанной техники.

В рассматриваемом случае тракторы, взятые за базу для сравне­ния, имели издержки на оплату труда, топливо, смазочные материалы, на поддержание в работоспособном состоянии 215 руб. на 1 усл. эт. га, а эксплутационные расходы энергооснащенного трактора новой модели — 213 руб. на 1 усл. эт. га. Реальная цена менее экономичного трактора прежней модели составит:

Црк = 6 900 000 - 6 450 000 = 450 000 руб.

Установленная по изложенной методике цена не остается неизменной; она имеет тенденцию к уменьшению в результате технического прогресса. Прогнозируя динамику удельной цены потребления и основного экономического параметра, можно определить максимальную цену на новую аналогичную технику на перспективу. Естественно, технический прогресс, обеспечивая повышение производительности труда, приводит к неуклонному снижению основного экономического параметра как из-за снижения цен на внедряемую технику, так и в результате повышения экономичности машины в эксплуатации.

При определении цены по методу сравнения с лучшей машиной (эталоном), а не со средними условиями производства расчетная цена уменьшается, гарантируя более высокий экономический эффект от внедрения новой техники.

Цена на новую технику должна отвечать по крайней мере двум условиям: заинтересовывать производителя в расширении выпуска новых машин, а потребителя — в использовании новой техни­ки. Основное требование заключается в том, чтобы темпы роста эффективности новой техники (а не только ее производительности) опережали темпы роста цен на нее.

Многие специалисты утверждают, что за последние годы цены на новые машины растут быстрее, чем их производительность. Это утверждение справедливо и для сельскохозяйственной техники. Однако в действительности данная проблема является куда более сложной, чем принято считать; дело не исчерпывается соизмерением двух упомянутых параметров. Здесь важно учитывать целый комплекс факторов, и не только экономических.

Прямое сопоставление цен и производительности машин без учета других экономических и социальных факторов методологически ошибочно, так как не учитывает всего комплекса составляющих экономического эффекта (в том числе экономию ресурсов), а также социальную значимость улучшения условий труда при использовании более совершенной техники. Как уже отмечалось, удорожание машин часто не имеет прямого отношения к их производительности, а вызвано такими факторами, как лучшая герметизация кабин, кондиционирование воздуха, снижение низкочастотных и высокочастотных вибраций, оснащение кабин термосами для пищи и воды, приборами и оборудованием, облегчающими труд, лучшим дизайном кабин и рычагов управления, делающим труд оператора более привлекательным. Эффективность таких затрат в принципе нельзя оценивать через рост производительности техники. Здесь нужны совершенно иные подходы.

Использование машин более сложных конструкций, работа на повышенных скоростях требуют от тракториста-машиниста дополнительных затрат умственного и физического труда, связанного с управлением агрегатом, повышенного нервного напряжения. Более высокие требования к качеству механизированных работ при высоких скоростях движения агрегатов во многом меняют характер труда механизатора. Поэтому, чтобы создать для него нормальные рабочие условия, к новым машинам предъявляют дополнительные требования. Соответственно, старые тракторы серийного производства с характерной для многих из них нерациональной конструкцией рабочего места, органов управления, плохой обзорностью не могут служить эталоном для сравнения при испытании новых машин.

К последним предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования по таким параметрам, как температурный ре­жим, загазованность, запыленность, вибрация, уровень шума и др. Необходимо обеспечить безопасные условия эксплуатации, легкость управления и технического обслуживания. Очень важен и технический дизайн — красивый внешний вид, оформление кабин, приборов, оборудования. Все это снижает психологическое напряжение, неизбежно возникающее при работе на сложной технике.

Перечисленные факторы неизбежно приводят к росту цен на новую технику, и это обстоятельство необходимо учитывать при решении проблем развития АПК.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.