Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Понятие о трудовых ресурсах.






В центре внимания социально ориентированного общества всегда остается человек с его материальными и духовными по­требностями, постоянно растущими запросами. Конечная цель производства — удовлетворение этих потребностей в доступных для данного периода развития общества пределах. Удовлетворить потребности можно лишь после того, как созданы материальные и духовные ценности, а они создаются трудом людей.

Трудовые ресурсы — это люди с их навыками к работе, способ­ные участвовать в производительном труде в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса. В законодатель­ном порядке трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины — от 16 до 55 лет. В сельском хозяйстве, особенно в крестьянском и личном подсобном хозяйствах, при се­мейном подряде в производительный труд вовлекаются лица и за пределами указанного диапазона. Участие подростков и лиц пен­сионного возраста в посильном труде не связано с дефицитом тру­довых ресурсов, а является их личной потребностью; они работа­ют, чтобы повысить свои доходы, в настоящее время весьма скромные.

Для подростков участие в сельскохозяйственном производстве во многом влияет на последующий выбор профессии. Лица пен­сионного возраста в силу естественной потребности и сложившей­ся привычки продолжают работать в общественном и личном хо­зяйствах до тех пор, пока позволяет здоровье.

Известно, что люди с их навыками к труду — важнейший фак­тор производственного процесса. Первая производительная сила общества — рабочий, трудящийся. Поэтому необходимо уделять внимание че­ловеческому фактору сразу в двух аспектах: как главной составля­ющей производственного процесса, неотъемлемому компоненту производительных сил и как главной цели, ради которой осуще­ствляется производство. Должны быть созданы условия для рас­крытия потенциальных возможностей человека, равно как и для получения заработка, достаточного для поддержания достойного уровня жизни всей его семьи, обеспечения нормальных бытовых условий, культурного отдыха.

При анализе проблем использования трудовых ресурсов в АПК в целом и в сфере технического сервиса в частности, при выработ­ке кадровой политики важно не забывать о необходимости удов­летворения потребностей и интересов работников, об обеспече­нии социальной справедливости, о мотивах, формирующих пове­дение человека в условиях рыночной экономики.

Уровень производительности труда непосредственно связан с качеством профессиональной подготовки работников, с предше­ствующей деятельностью общественных институтов, реализую­щих кадровую политику.

Для организации любого производственного процесса необхо­димо располагать кадрами соответствующей квалификации. Но­вейшая техника сама по себе ничего не даст, если нет людей, спо­собных эффективно ее использовать. Поэтому во всех развитых странах имеется сложная и дорогостоящая система подготовки и переподготовки кадров, занятых в различных отраслях экономики и в непроизводственной сфере.

Численность постоянного сельского населения России на на­чало 2002 г. составляла 38, 9 млн человек — 27 % всего населения страны, которое в последнее время неуклонно сокращается. Так, в1999 г. естественная убыль населения составила 268 тыс. человек, в2000г. — 278 тыс., в 2001 г. — 275 тыс. Этот процесс в наибольшей степени затронул Центральный федеральный округ, где сокраще­ние достигло 181 тыс. человек —66 % от его общей величины по России. В то же время наблюдается увеличение населения в ре­зультате миграции; в 1999 г. оно составило 55 тыс. человек.

На низком уровне остается рождаемость. По данным ВНИИЭСХ, 25 % молодежи России в возрасте до 30 лет не намерены иметь де­тей. Значительная часть семей откладывает рождение ребенка из-за нестабильности своего материального положения. Средняя продолжительность жизни на селе ниже, чем в городе; она состав­ляет у мужчин 58, у женщин — 72 года (в городе соответственно 59 и 73 года).

Сохраняется и высокий уровень безработицы; в режиме полной рабочей недели трудится около 82 % работников сельскохозяй­ственных предприятий.

Сельское хозяйство наряду с промышленностью является ос­новной сферой использования трудовых ресурсов страны. По мере развития производительных сил и роста производительности тру­да в сельском хозяйстве часть трудовых ресурсов села перемещает­ся в промышленность и другие отрасли. В последнее время, одна­ко, сельские жители, перешедшие на работу в промышленность, часто продолжают время от времени работать на собственных зе­мельных участках, садах, огородах.

Сельскохозяйственные предприятия в основном возглавляют специалисты, имеющие высшее и среднее образование, хотя их общая численность в отрасли заметно сократилась. Инженерно-технические работники все чаще переходят на работу в промыш­ленные компании местного уровня. Некоторые из них занялись частным предпринимательством.

По мере укрепления материально-технической базы сельского хозяйства, развития научно-технического прогресса происходят качественные изменения в составе работников отрасли — система­тически снижается численность занятых неквалифицированным физическим трудом, и наоборот, растет численность механизато­ров и других групп квалифицированных кадров.

Для современного индустриального сельскохозяйственного производства основными являются механизаторские кадры. Меха­низатор был и остается центральной фигурой на селе.

Технический прогресс — изменения в конструкции машин, ос­нащение предприятий новейшим оборудованием, внедрение про­грессивных технологий и научной организации производства — требует постоянного совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров.

Основные направления подготовки кадров для села — обуче­ние молодежи в специальных профессионально-технических училищах по таким профессиям, как трактористы-машинисты широкого профиля, комбайнеры, водители автомобилей, слеса­ри по автотракторной технике, электромонтеры, рабочие мон­тажных профессий, станочники. Особое значение для характе­ристики механизаторских кадров имеют квалификация и стаж работы..

Сельская молодежь в большинстве своем стремится получить профессиональное образование для трудоустройства по месту жи­тельства. Это объясняется наличием собственного жилья, приуса­дебного участка, личного подсобного хозяйства и характерным для сельских жителей проживанием в кругу родственников, ока­зывающих взаимную помощь и поддержку. Начальное профессио­нальное и среднее общее образование имеют свыше 28 % сельско­го населения, среднее профессиональное — около 11 %, высшее и неполное высшее — 5, 5 %. Однако еще значительная часть жите­лей села (20%) имеет только начальное общее образование или даже не имеет такового.

Лица с начальным и средним профессиональным образованием составляют основу кадрового потенциала села. Это квалифициро­ванные рабочие и специалисты среднего звена, механизаторы, во­дители, механики, работники технического сервиса.

Прослеживается тесная связь и зависимость производительнос­ти труда от квалификации рабочих, их профессионального мас­терства, стажа работы и уровня общеобразовательной подготовки. Поэтому основная задача инженерно-технических работников и высококвалифицированных кадров, занятых ремонтом сельскохо­зяйственной техники, — улучшать качество ремонта машин, их уз­лов и агрегатов, повышать их послеремонтный ресурс за счет рос­та профессионального мастерства.

В сфере технического сервиса заняты в основном рабочие-ре­монтники и инженерно-технический персонал по технологии и организации ремонта машин. Рабочие-ремонтники массовой ква­лификации — слесари-сборщики, станочники, операторы техно­логических линий, машин и установок по выполнению отдельных технологических операций.

В качестве дополнительного источника подготовки кадров ши­роко используется система учебы молодежи у опытных рабочих-наставников непосредственно на ремонтно-механических заводах, в специализированных ремонтных мастерских, на станциях тех­нического обслуживания, в поле на тракторах и комбайнах. Для совершенствования знаний, умений и навыков работников массо­вых профессий организуются курсы переподготовки и повышения квалификации. По их завершении у рабочих появляется возмож­ность повысить разряд, пройдя аттестацию на квалификационной комиссии. Такие комиссии, создаваемые на предприятиях из ин­женерно-технических работников и опытных рабочих, проверяют знания, умение и навыки рабочего, претендующего на повышение разряда. После выполнения претендентом специального задания в пределах установленной нормы времени ему присваивают соот­ветствующий разряд.

Осуществляется переподготовка рабочих кадров и по новым профессиям, а также в целях овладения смежной или второй про­фессией. Вместе с тем заинтересованность самих работников в повышении квалификации по-прежнему невысока из-за отсут­ствия стимулов. По данным анкетирования, около половины опрошенных не выразили желания повышать свою ква­лификацию, а из лиц, имеющих только начальное образование, пройти дополнительное обучение согласились лишь 25 %.

Характер и содержание труда зависят от материально-техни­ческой базы предприятий, оснащенности производства техникой, действующей технологии и организации производства. Современ­ная техника, прогрессивные технологии предполагают наличие рабочей силы соответствующего состава и квалификации.

В общей структуре кадров ремонтных предприятий особую роль играет инженерно-технический персонал. Основными ис­точниками покрытия потребности в инженерно-технических кадрах являются техникумы и институты по механизации и элек­трификации сельского хозяйства, инженерные факультеты сель­скохозяйственных вузов. Исследования, проведенные специали­стами ВНИИЭСХ, показали, что ситуация с обеспечением села инженерными кадрами неуклонно ухудшается. Среди инженер­но-технических работников доля молодых специалистов не пре­вышает 5—10 %. Это признак деиндустриализации сельского хо­зяйства.

В соответствии с государственной политикой в области аграр­ного образования и кадрового обеспечения АПК сформирована система непрерывного аграрного образования, предусматриваю­щая преемственность, многовариантность и гибкость всех форм и направлений обучения.

В высших учебных заведениях за последние годы введена под­готовка по 25 новым специальностям, в том числе по финансам и кредиту, менеджменту, юриспруденции, земельному праву, зе­мельному кадастру. Более чем в 1, 5 раза увеличена подготовка экономистов. Модифицирована и сеть учреждений среднего про­фессионального образования.

Вместе с тем в сфере подготовки кадров для сельского хозяй­ства пока не удалось обеспечить коренного перелома. Недостаточ­ная ориентация на современные требования к рабочей силе увели­чивает разрыв между спросом и предложением на образователь­ные услуги в профессионально-квалификационном разрезе; в ре­зультате значительная часть вновь подготовленных кадров остается невостребованной.

Высшие и средние учебные заведения готовят специалистов по организации и технологии ремонта машин. Программа их подго­товки охватывает общий круг проблем механизации и электрифи­кации сельского хозяйства, предполагает углубленное изучение закономерностей износа и восстановления машин, новейших тех­нологий и методов рациональной организации труда, получение знаний по экономике технического сервиса, проектированию ремонтных предприятий, экономике и управления производством и по многим другим направлениям.

Система переподготовки инженерных кадров включает после­вузовскую стажировку по специальности под руководством инже­неров, периодическую переподготовку и повышение квалифика­ции на специальных семинарах, постоянно действующих курсах, на ФПК в институте повышения квалификации руководящих ин­женерно-технических кадров и кадров специалистов для рыноч­ной экономики.

Одним из направлений постоянного повышения квалифика­ции является систематическая самостоятельная творческая работа по изучению новой техники, технологии и организации производ­ства на основе имеющейся научно-технической литературы и пе­редового опыта.

Только человек, постоянно повышающий свою квалифика­цию, может внедрять научно-технические достижения в произ­водство, обеспечивать высокую рентабельность бизнеса.

Сельские труженики не особенно рассчитывают на повышение зарплаты в ближайшем будущем. Опросы, проведенные ВНИИЭСХ, показали, что только 5—10 % считают достаточно справедливой оплату труда свыше 10 тыс. руб. в месяц. Остальные согласны на меньшее, а неквалифицированные рабочие готовы получать в 60 % случаев от 2 до 5 тыс. руб. в месяц.

Низкие доходы — одна из главных причин неразвитости инди­видуального строительства на селе, хотя именно собственный дом обеспечивает лучше всего закрепление кадров на длительное вре­мя. В настоящее время 86 % сельского жилищного фонда — это частные дома, старые и ветхие, обеспеченные канализацией и горя­чим водоснабжением на 25—30 %. Более трети сельского населения выражает недовольство плохим состоянием жилья. Жилищные условия в исключительной мере определяют состояние здоровья людей. Как уже отмечалось, продолжительность жизни на селе мень­ше, чем в городе. На 1 тыс. жителей здесь приходится в 2 раза мень­ше больничных коек, в 4 раза — врачей, а учреждения здравоохра­нения явно недостаточно обеспечены медицинской аппаратурой.

Государство не обеспечивает (через бюджет и другие каналы) эффективное регулирование процесса воспроизводства кадров на селе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.