Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития интеграционных процессов в странах СНГ






После распада СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь. Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российскую Федерацию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) в 1991 г. Создание Содружества было прежде всего политическим шагом, призванным сохранить в том или ином виде систему экономических и культурно-исторических связей на постсоветском пространстве.

Факторы способствующие образованию СНГ:

*разделение труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Сложившееся разделение труда в знач. степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития

тесные связи из-за смешанного населения, смеш. браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованность в свободном перемещении людей и т.п.

* Технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

факторы, осложняющие:

*республики стремились укрепить свою власть, отделившись друг от друга.

* неодобрение со стороны Запада, кот. рассматривал попытки интеграции СНГ как «воссоздание СССР»

* интеграция СНГ осуществлялась в условиях глубокого экономического кризиса.

*отсутствовали согласованные цели и последовательность интеграционных действий.

Особенности интеграции стран СНГ: В сентябре 1993 года главами государств Содружества был подписан Договор о создании Экономического союза для формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении Т, У, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хоз. деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

В 1995 году были подписаны Соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) и Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик в составе Беларуси и России с созданием соответствующих координационных органов.

В октябре 2000 года главами государств пяти стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2005 года к этой организации присоединился Узбекистан, с 2008 является наблюдателем. Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов.

В сентябре 2003 года четырьмя странами - Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании ЕЭП (Единого экономического пространства). Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые. Обеспечивает свободное движение граждан, доступ на рынки, либерализация валютной политики, согласование структурных перестроек экономики. В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего,. формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

В 2010 году Беларуссия, Казахстан, РФ формируют Таможенный союз. Основу ТС составили 40 договоров на международном уровне, принятых в течение 2009 года. С июня 2010 года вступил в силу и стал применяться на территории стран-участников Таможенный кодекс. К июлю 2011 года на границах этих государств был отменен транспортный контроль. 18 октября 2011 года восемь государств — участников содружества Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали новый договор о зоне свободной торговли в СНГ взамен не вступившего в силу договора о создании зоны свободной торговли от 1994 года.

Союзное государство (Россия и Белоруссия) 2 апр. 1997 г. В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства)

Итоги деятельности СНГ за годы существования довольно скромные. Мощного и дееспособного экономического и политического союза между новыми независимыми государствами создать не удалось. Интересы этих стран экономические и политические существенно расходятся. Между ними существует немало острых политических противоречий. Не смогла сыграть объединяющую роль и Россия, которая в силу своего экономического положения не стала центром политического и экономического притяжения для этих стран. Проблемы: различия в уровнях экономического развития государств, этнические противоречия, противоречия внутри СНГ проблема раздела вооруженных сил бывшего Союза.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2012г. доля топливно-энергетических товаров составила 55, 4% от всего экспорта в эти страны (в 2011г. - 55, 3%). Внешнеторговый оборот России в 2012 г. со странами СНГ - $117, 7 млрд. С прохождения ряда интеграционных процессов товарооборот вырос на 33 %.

Преимущества: 1). географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской путь из Европы в Юго–Восточную Азию. 2). дешевая рабочая сила и энергоресурсы создают потенциальные условия для подъема экономики. Здесь производится 10% мировой электроэнергии (четвертое место в мире по ее выработке).. Геополитические интересы России в СНГ очевидны: сохранение на постсоветском пространстве региональной безопасности, сохранить традиционные российские рынки сбыта и взаимный контроль над богатой сырьевой базой, транспортными и информационными коммуникациями; использовать оставшуюся постсоветскую военную инфраструктуру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.