Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, источники и принципы международного космического права.






Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического пространства, включая небесные естественные и искусственные тела, космонавтов, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.

Предметом данной отрасли международного права является регулирование международных отношений в процессе космической деятельности, а именно - правоотношения субъектов при запуске космических объектов в процессе использования космической техники для практических целей, вопросы контроля и ответственности, определения круга субъектов космической деятельности и т. д.

Субъектами международного права являются на данный момент в основном государства, хотя в будущем субъектами международного права могут стать организации и частные лица.

Основными источниками международного космического права являются международные договоры

81. Правовой режим космического пространства и небесных тел.

Космическое пространство - пространство, находящееся за пределами воздушного пространства, т. е. на высоте свыше 100 км над уровнем Мирового океана и до пределов лунной орбиты - ближний космос, и за пределами лунной орбиты - дальний космос.

Правовой режим космического пространства заключается в том, что космическое пространство изъято из оборота и не находится ни в чьей собственности, т. е. на космическое пространство не распространяетсясуверенитет какого-либо государства. Космическое пространство нельзя присвоить никакими способами: ни путем провозглашения собственности, ни путем оккупации.

В соответствии с нормами международного космического права космическое пространство и небесные тела открыты для использования и исследования всеми государствами на благо и в интересах всех стран на основе равенства и являются достоянием всего человечества.

Космические объекты -это созданные человеком пилотируемые и автоматические ракеты и станции, включая средства доставки, искусственные спутники земли. Данные объекты считаются космическими, если они были запущены, а также после возвращения их на Землю.Все космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат международной и государственной регистрации. Регистрация осуществляется как запускающим государством, которое ведет соответствующий регистр, так и международными организациями

82. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.

Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

• обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, укрепление существующего межд. правопорядка;

• выработка новых межд.-правовых обязательств, новых норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом межд. нормотворчества.

Право международной безопасности (МБ) - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам МП, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права МБ составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права МБ. Среди них особо следует выделить

принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д.

МП известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения МБ. К ним относятся:

• коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

• разоружение;

• мирные средства разрешения споров;

Система МБ - совокупность средств, обеспечивающих поддержание МБ, в ней различают два момента:

первый: коллективные меры - широкое межд. сотрудничество;

второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование межд. споров.

Главная цель МБ сформулирована в Уставе ООН - поддерживать мир и МБ путем принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы мируи подавления актов агрессии или других нарушений мира

83. Понятие, источники и принципы международного экологического права.

Международное право окружающей среды — это совокупность принципов и норм МП, регулирующих деятельность публичных лиц по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Основные принципы международного права в области сохранения и защиты окружающей среды закреплены в Уставе ООН, конкретизированы и дополнены в ряде международно-правовых актов:

Декларации о принципах международного права (1970 г.);

Венской Конвенции о праве международных договоров (1980 г.);

Международных пактах о правах человека (1966 г.);

Всемирной Хартии природы.

В данной отрасли МП, наряду с его общими принципами, действуют специальные принципы, составляющие правовой фундамент международного права окружающей среды. Специальные принципы международного экологического права — категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодификационном виде.

Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений.

Экологически обоснованное, рациональное использование природных ресурсов:

долгосрочном прогнозе экологической деятельности и обеспечении экологической перспективы;

оценке возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами.

Недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.

Защита экологических систем Мирового океана.

Запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

Обеспечение экологической безопасности.

Контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Ответственность государств за ущерб экологическим системам за пределами их национальной юрисдикции или контроля.

84. Международно-правовая охрана природных объектов.

Сотрудничество государств в области международно-правового обеспечения охраны окружающей среды идет по следующим направлениям.

Охрана воздушной среды, климата, озонового слоя.

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата.

Венская Конвенция об охране озонового слоя.

Киотский Протокол.

Защита животного и растительного мира. Международные договоры, действующие в этой области, можно разделить следующим образом:

1) договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом:

Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г.;

Конвенция об охране культурного и природного наследия 1972 г.;

2) договоры, охраняющие одну популяцию:

Международная Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г.;

Соглашение о сохранении белых медведей и др.

Охрана Мирового океана.

Особую опасность таит радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов(Конвенция ООН по морскому праву)

Однако особенностью этой отрасли права является ее декларативность. Рекомендательные документы являются вспомогательным источником международного права. Они оказывают хотя и ограниченное, но позитивное воздействие на сферу международных отношений.

85. Международное уголовное право.

Международное уголовное право (МУП) - это система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными межд. договорами. Круг его норм первоначально ограничивался вопросами подсудности, действием национальных норм уголовного права в пространстве и недопустимости их распространения на территории других государств, выдачи преступников и т. п.

Среди основных принципов МУП выделяются следующие:

• запрещение агрессивной войны;

• если государство не устанавливает наказания за действия, которые МП отнесены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от межд. уголовной ответственности;

• должностное положение лица, совершившего межд. преступление, не освобождает его от личной ответственности;

• исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности;

• каждое лицо, обвиненное в межд. преступлении или в преступлении межд. характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

• неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества;

• межд. принципы осуществления правосудия по уголовным делам, провозглашенные в ст. 7-11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (презумпция невиновности, запрещение пропаганды войны, пыток и т. д.)

В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области МУП: Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него.; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми; Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов и т. д.

86. Система преступлений в международном публичном праве.

В зависимости от того, в какой мере преступления затрагивают интересы сообщества, их подразделяют на две группы:

• межд. преступления - деяния отдельных лиц или групп лиц, прямо связанные с межд. преступлениями государств, к которым относятся агрессивная война, апартеид и т. д.;

• преступления межд. характера - правонарушения индивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, но посягают не только на национальный, но и на межд. правопорядок, представляя общественную опасность для двух и более государств (терроризм, оборот наркотиков и т. д.).

В соответствии с объектом межд. преступления делятся на:

преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение межд. договоров);

военные преступления, под которыми понимаются серьезные нарушения законов и обычаев войны;

преступления против человечности. Характерной чертой данной группы составляет то, что преступление рассматривается в качестве преступления против человечности, если они совершены с целью осуществления или в связи с преступлениями против мира или военными преступлениями;

преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т. д.).

Преступления межд. характера делятся на:

• преступления против стабильности межд. отношений;

• деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов и др.);

• преступные посягательства на личные права человека (рабство; пытки и другие бесчеловечные виды обращения и наказания и др.);

• преступления, совершаемые в открытом море (пиратствои др.);

• военные преступления межд. характера (применение запрещенных средств и методов ведения войны; мародерство и т. д.).

87. Основные виды и формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Под межд. борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях.

1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона. В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским/ семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН..В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права.

Межд. сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;

б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;

в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;

г) обеспечение неотвратимости наказания;

д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.

88. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;

развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол имеет следующую организационную структуру.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.

Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-Президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции.

Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат.

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.

Основные направления деятельности Интерпола следующие.

1. Уголовная регистрация.

2. Международный розыск.

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). НЦБ Интерпола в РФ — это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления.

89. Выдача преступников.

Институт выдачи преступников (экстрадиции) широко известен в практике международных отношений.

Современное международное право достаточно четко определило параметры применения института выдачи, дало ответ на вопросы, которые обычно возникают в этой связи в отношениях между государствами. В настоящее время институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, то есть к тем, кто обвиняется в совершении преступления.

Выдачи требуют государство, гражданином которого является предполагаемый преступник, государство, на территории которого совершено преступление, а также государство, потерпевшее от преступления.

Вопросы выдачи регулируются как внутренним правом государств, так и международными договорами. В основном это двусторонние договоры.

Положения этих конвенций, за небольшими исключениями, примерно одинаковы. Стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Кроме того, в них более или менее подробно регламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны намерены придерживаться при решении практических вопросов, связанных с выдачей.

Выдача не производится, когда запрашиваемая сторона имеет серьезные основания считать, что требование о выдаче представлено с целью преследования или наказания какого-либо лица по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений либо когда положение данного лица может быть усугублено одним из этих обстоятельств.

Государство обычно не выдает своих граждан. Кроме того, во многих странах действует законодательство, согласно которому нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников тем странам, где им грозит такое наказание. Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление, и в ряде других случаев.

В российской Конституции регламентируется порядок выдачи лиц, находящихся на территории России. Не могут, разумеется, выдаваться иностранные граждане, которым предоставлено на основании Конституции политическое убежище на территории Российской Федерации. В Конституции предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству.

90. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом.

Терроризм - одно из наиболее опасных проявлений международной преступности. В современном мире терроризм превратился в одно из наиболее опасных явлений, дестабилизирующих нормальное существование международного сообщества.

Особую опасность представляют собой возможные посягательства с использованием ядерного, биологического и иного оружия массового поражения. Процесс становления международного сотрудничества противодействия терроризму прошел определенные исторические этапы. Самые первые проявления сотрудничества в этом направлении были предприняты в 20-30 гг. XX столетия. На международных конференциях по унификации уголовного законодательства удалось сформулировать определение терроризма, под которым понималось применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях ликвидации какой-либо социальной организованности.

Новым этапом международного сотрудничества в этом направлении стала разработка в 1937 г. Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него. Хотя она и не вступила в силу, многие основные понятия легли в основу ведущих принципов международного сотрудничества, таких как неотвратимость наказания виновных преступников, обязанность выдавать террористов либо преследовать их в установленном законом порядке, универсальная юрисдикция, соглашения о взаимном обмене интересующей ту или иную сторону информацией по вопросам борьбы с терроризмом..

Современные понятия международного терроризма сложились в последние 30 лет, хотя до сих пор еще не удалось выработать единого общепризнанного понятия. терроризма. Сложились только общие понимания основных параметров этого явления. Прежде всего речь идет о насилии, противоречащем основным канонам и базисам международного права. Как правило, также речь в основном идет о насилии с применением оружия. Основная цель терроризма - запугать население, причиняя смерть невинным людям, разрушая инфраструктуру, нанося ущерб экономике стран, которые были избраны своей целью международным террором. Касаясь политической направленности, мировое сообщество не склонно рассматривать как основную направленность международного терроризма.

Комитет Генеральной Ассамблеи ООН предпринимает шаги с целью создать новый импульс работы по направлению борьбы с терроризмом.

Так как в данный момент отсутствует общепризнанное определение терроризма, формирование правовых основ сотрудничества стран по направлению борьбы с международным терроризмом концентрируется в тех направлениях, которые представляют наибольшую опасность международному сообществу.

В настоящий момент в мире сформировалась система противодействия международному терроризму, которая включает в себя международное сотрудничество как на общемировом, так и на региональных уровнях, а также на основе двусторонних соглашений.

Отличительная черта международного терроризма - динамика его проявлений и методов, а поэтому не имеется постоянных форм методов борьбы с международным терроризмом, большинство из которых в процессе становления.

91. Понятие, система, источники международного экономического права.

Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которого регулируют экономические отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права.

Предметом международного экономического права являются международные экономические двусторонние и многосторонние отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим отношениям можно отнести торговые отношения, а также коммерческие отношения в сферах производственной, валютно-финансовой, связи, транспорта, энергетики и т. д.

Субъектами международного экономического права являются те же субъекты, что и вообще в международном праве. Государства непосредственно участвуют во внешнеэкономической гражданско-правовой и коммерческой деятельности.

Источниками международного экономического права являются:

1) акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);

2) соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);

3) соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);

4)торговые соглашения (Протокол между правительством Российской Федерации и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 г. и т. д.);

5) соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г.);

6) соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

К международным экономическим отношениям, возникающим между ее участниками, можно применить общепризнанные принципы международного права:

1) взаимной выгоды;

2) наибольшего благоприятствования;

3)недискриминации.

92. Международное сотрудничество в научно-технической и культурной областях.

В процессе обменов научно-техническими достижениями между государствами складывался и совершенствовался механизм правового регулирования такого сотрудничества. Появлялись новые формы научно-технических связей, новые типы международных договоров. К таким договорам относятся соглашения о научно-техническом сотрудничестве и международные программы научно-технического сотрудничества.

Складывалась система универсального международного сотрудничества в областях науки и техники. Субъектами этой системы являются как государства, так и международные организации. Данная система охватывает:

1) международное содействие выполнению отдельных работ и созданию технологических процессов;

2) обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса;

3) предотвращение ущерба окружающей среде;

4) международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки, и международные технические и технологические связи;

5) подготовку кадров.

Источниками международного права в области научно-технического сотрудничества являются международный обычай, международный договор и программы в области науки и техники.

Международно-правовое сотрудничество в области культуры призвано создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена между странами, а также сотрудничества в области искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности.

Правовые нормы культурного сотрудничества формируются в соответствии с общими принципами международного права на базе специальных принципов, складывающихся применительно к различным областям достижений культуры. Международная культура как форма выражения человеческих достижений развивается в соответствии с историческим процессом всего человеческого общества. Чем сильнее развито государство, чем лучше создаются условия для развития культурных ценностей, тем шире и многостороннее становятся связи между различными государствами и людьми.

Россия заключила большое количество соглашений о сотрудничестве в области культуры со многими странами. Основные направления международного сотрудничества в области культуры следующие:

1) взаимное признание документов об образовании, дипломов, учебных степеней и званий;

2) сотрудничество между библиотеками, архивами и другими учреждениями культуры;

3) популяризация художественных и культурных ценностей других стран;

4) информирование о конференциях, научных встречах и симпозиумах;

5) обмен специалистами;

6) взаимные командировки и стажировки ученых;

7} создание информационных и культурных ценностей;

8) организация мероприятий по сохранению памятников истории и культуры;

9) осуществление прямых контактов между работниками культуры;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.