Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Донецк ДонГУУ – 2013






ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

В.Н. Качан

 

 

Охрана труда в отрасли

(краткий конспект лекций)

 

 

Донецк – ДонГУУ – 2013


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

В.Н. Качан

 

Охрана труда в отрасли

 

Утверждено:

на заседании кафедры

экологического менеджмента

Протокол № 2 от 04.03.13

 

 

Донецк ДонГУУ – 2013


УДК 631.4 (07)

 

Качан В.Н.

 

Охрана труда в отрасли: / Краткий

конспект лекций. – Донецк: ДонГУУ, 2013; -79 с.

 

Краткий конспект лекций раскрывает сложную систему правовых, социально-экономических и организационно-технических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности в процессе труда. Описаны основные вопросы взаимодействия человека с орудиями труда и окружающей средой в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, в том числе и в частном секторе. В конспекте лекций должное внимание уделено и охране труда на предприятиях непроизводственной сферы, в частности, торговли, при работе в офисах, лабораториях, в пищевых отраслях, медицинских учреждениях, в почтовой связи и образовании.

Конспект лекций содержит один зачётный и 9 содержательных модулей, включающих лекции и семинары.

Конспект рассчитан на преподавателей и студентов, занимающихся проблемами охраны труда и сохранения здоровья в процессе трудовой деятельности с учётом специфики конкретных отраслей.

 

 

Библиогр.: 20 назв.

 

Рецензент: _____________, д.т.н., проф. Э.Н. Медведев (МЭГИ)

 

Ó Донецкий государственный университет управления, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………................ 7

Модуль-лекция 1. Основные положения охраны труда на предприятиях

разных отраслей …….…………………………………………………………....…8

1.1. Экономическая целесообразность финансирования охраны труда …8

1.2. Классификация опасностей …………………………………………..….8

1.3. Риск как показатель вредности производственных факторов и возможный инструмент при аттестации рабочих мест ………………………………. 9

1.4. Структура управления и финансирование охраны труда

в Украине ……………...………………………………………………….…… 13

1.5. Льготы и компенсации при аттестации рабочих мест..……………. 15

Модуль-лекция 2. Охрана труда в учреждениях почтовой связи и

лифтовом хозяйстве.………………………………………………………………17

2.1. Безопасность труда на предприятиях почтовой связи …………….... 17

2.2. Перечень опасных факторов в почтовой сфере по профессиям ………19

2.3. Техника безопасности и охрана труда при пользовании лифтами...19

2.4. Безопасность оборудования электрических лифтов ………………..20

Модуль-лекция 3. Санитарно-гигиенические требования и безопасность при работе с оргтехникой ………………………………………….……………..19

3.1. Характеристика условий труда работников умственного труда ………19

3.2. Требования к помещениям ……………………………………………… 25

3.3. Организация рабочего места оператора РС …………………………… 26

3.4. Параметры среды для терморегуляции организма рабочих …….. 28

3.5. Профзаболевания от пыли и токсичных газов ……………………….. 30

3.6. Регулирование параметров микроклимата путём отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха ……………………………………………….. 32

Модуль-лекция 4. Охрана труда в торговых организациях …………... 27

4.1. Режим работы и условия труда в торговле ………………………….. 27

4.2. Роль санитарно-технического обустройства торговых точек ……..30

4.3. Гигиена и санитария в торговых учреждениях …………………… 31

4.4. Виды пищевой промышленности и обработка пищевого сырья … 32

Модуль-лекция 5. Охрана труда медицинского персонала и безопасная

работа в химических лабораториях …………………………………….… 34

5.1. Характерные вредности и опасности в медицине …………………34

5.2. Общие положения при работе в лабораториях ………………...…….35

5.3. Острые и хронические отравления ……………………………..….…36

5.4. Безопасная работа с реактивами и ртутью………………….……… 37

Модуль-лекция 6. Охрана труда в учебных заведениях, лабораториях и

в мастерских ………………………………………………………………. 40

6.1. Охрана пребывания учащихся в учебных заведениях……………….40

6.2. Безопасная работа с огнеопасными веществами ……………….……42

6.3. Безопасная работа со стеклом ……………………………………..…. 43

6.4. Работа с газовыми баллонами. ……………………………………..… 44

Модуль-лекция 7. Охрана труда в угольной отрясли……………………...46

7.1. Анализ уровня травматизма, аварий и профзаболеваний на шахтах

Украины ……………………………………………………………………………46

7.2. Характеристика вредных факторов при ведении подземных работ..50

7.3. Мероприятия по снижению травматизма и профзаболеваний в

угольной отрасли ……………………………………………………………….54

Модуль-лекция 8. Охрана труда в металлургии Украины ……………..56

8.1.Анализ уровня травматизма, аварий и профзаболеваний на

металлургических предприятиях…………………………………………….58

8.2.Факторы негативного воздействия на условия труда при производстве чугуна, стали и проката …………………………………………………………60

8.3. Мероприятия по снижению уровня травматизма и профзаболеваний в металлургии ……………………………………………… ……………………62

Модуль-лекция 9. Расследование и учёт НС, ПЗ и аварий ……………..64

9.1. Расследование обычных несчастных случаев ………………………..64

9.2. Расследование профзаболеваний ……………………………………..66

9.3. Расследование аварий …………………………………………………69

Заключение ……………………………………………………………….. 71

Список использованной литературы …………………………………..… 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………... 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………... 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ……………………………………………………... 76

 

Введение

Курс “Охрана труда в отрасли” относится к числу специальных дисциплин, включающий 9 лекций и 6 семинарских занятий. Помимо теоретического курса предполагается подготовка каждым студентом реферата на тему “Охрана труда в отрасли”, в которой будущий выпускник-менеджер будет работать. Если он пока не определился с выбором предприятия, то допускается написание реферата на примере предприятия, где работает или работали его родители, муж и даже родственники, имеющие опыт производственной деятельности и доступ к службе по охране труда, а следовательно, и общения с нормативными документами, отчётами, инспекторским проверкам.

Реферат рекомендуется писать в объёме 12-15 стр. вместе с оглавлением, введением, заключением и списком использованной литературы (не менее 3). Поощряется написание реферата в рукописи.

Производственных отраслей несколько десятков. Все особенности охраны труда в отраслях познать невозможно, но, подробно ознакомившись с одной из них путём написания реферата по указанному на консультациях сценарию, легко можно освоиться с проблемами охраны труда на любом предприятии.

Контрольная работа по курсу включает в себя 25 значений ПДК и ПДУ для самых распространённых вредных и опасных факторов на рабочих местах производственных помещений. К числу таких отнесены параметры микроклимата в помещения, пыль и газовые примеси к воздуху, шум, вибрация, электромагнитные поля, радиационное облучение, параметры электробезопасности и взрывчатости метана.

Бланк-задание на контрольную работу приведено в Приложении 1.

Ответы на вопросы контрольной работы даны в Приложении 2.

Перечень 30 тестов и ответов на них представлены в Приложении 3.

 

 

Модуль-лекция 1. Основные положения охраны труда на предприятиях

разных отраслей

 

1.1. Экономическая целесообразность финансирования охраны труда

 

Финансирование охраны труда во всех странах мира осуществляется по двум направлениям:

- на профилактику возможных последствий по охране труда;

- на компенсацию убытков от несчастных случаев, профзаболеваний и аварий.

Обе статьи расходов ложатся на бюджет предприятия, т.е. на работодателя. Однако соотношение этих видов отчислений в различных странах разное. Например, в благополучной Германии это соотношение составляет 1: 5, а в Украине оно достигает 1: 20, хотя всем известна пословица, что жадный дважды платит.

Теоретически можно найти оптимальное соотношение. Для этого необходимо построить на графике суммарную кривую затрат, которая будет выглядеть в виде параболы с чётко просматриваемыми минимальными затратами на охрану труда, соответствующей экстремальной точке. Если из этой точки с минимальными общими затратами опустить вектор вниз, то мы определим оптимальный вариант финансирования денежных средств на профилактику. Эти затраты окажутся несколько большими, чем минимально требуемые согласно нормативным документам обязательные отчисления. Зато вынужденные компенсационные отчисления окажутся намного меньшими, что, в конечном итоге, для хозяина предприятия будет выгодно. Такой пример работы службы по охране труда будет высоко оценен работодателем.

 

1.2. Классификация опасностей

Опасность – центральное понятие не только БЖД в широком смысле этого словосочетания, но и охраны труда в любой отрасли. К опасностям, которых насчитывается многие тысячи, могут быть отнесены все явления, процессы, объекты, способные в определённых производственных условиях наносить вред здоровью и жизни работника. В рамках одной отрасли разных вредностей сотни, на отдельных предприятиях десятки, а на каждом рабочем месте до десяти самых значимых. Для каждого вида опасности установлены соответствующие ПДК или ПДУ.

Различных классификаций опасностей много. Наиболее простой классификацией является системное разделение опасностей на четыре группы относительно их происхождения – это в системах прежде всего самого человека, природы и техники.

При изучении человеческих факторов внимание нужно обращать на физиологическую надёжность человека, в частности на 8 его анализаторов: зрительный, слуховой, вестибулярный, вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный и висцеральный. С их помощью осуществляется контакт человека с производственной и окружающей средами, которые почти на 80% предохраняют работника от несчастных случаев, профзаболеваний и аварий. Если возможности этих анализаторов нарушены, то вероятность появления последних резко возрастает. Поэтому проблема профотбора для предприятий остаётся актуальной.

Важно также знать не только факторы, понижающие трудоспособность человека – это конфликты, общие заболевания, усталость и переутомления, алкоголизм, наркомания, курение и другие, а также её повышающие: аэробика, медико-биологические методы, профотбор и профобразование.

Изучая среду трудовой деятельности человека, необходимо учитывать три группы факторов: метеорологические, гео- и гелиофизические. Рассмотрим их подробнее.

Метеорологические включают в себя: атмосферное давление, температуру и влажность воздуха, грозы и ливни, молнии и гром, бури и ураганы и пр. К геофизическим относятся землетрясения, вулканические извержения, обвалы и обрушения горных пород, горные удары, прорывы плывунов, пожары, взрывы метана и угольной пыли, отравления природными газами.

Частота появления несчастных случаев и аварий, связанных с гибелью и травмами работников по ряду отраслей промышленности приведена в табл.1.

 

Табл. 1. Сведения о состоянии производственного травматизма

за 9 месяцев 2012 года по отраслям

 

Отрасль народного хозяйства   9 месяцев 2012 год   9 месяцев 2011 год Разница, + -
Всего в т.ч. " См" Всего в т.ч. " См" Всего в т.ч. " См"
1. Угольная         -467 -28
2. Агропромышленный комплекс         -36 -12
3. Машиностроение         -85  
4. Транспорт         -14 -5
5. Металлургическая            
6. Строительство         -52 -12
7. Горнорудной и нерудной            
8. Жилкоммунхоз         -16  
9. Химическая           -7
10. Энергетика            
11. Деревообрабатывающая промышленность            
12. Легкая и текстильная промышленность            
13. Связь         -23 -1
14. Газовая промышленность         -20  
15. Котлонадзора, подъемные сооружения            
16. Нефтегазодобывающая и геологоразведка         -5 -2
Всего           -642 -31

 

 

Гелиофизические связаны с космическими явлениями – это солнечное излучение, магнитные бури, парниковый эффект и другие явления.

К техническим факторам следует отнести надёжность машин и оборудования (недостатки конструкции, технологические и эксплуатационные нарушения, разрушения деталей машин под воздействием усталости металлов, сварных соединений, коррозии), организации службы техники безопасности и охраны труда, стандартизацию, правовые нормы и методы обучения. Сюда же относятся санитарно-гигиенические условия на рабочих местах: запылённость и загазованность рабочих мест, шум и вибрация, освещение и различные виды электромагнитных излучений.

 

1.3. Риск как показатель опасности

производственных факторов и аттестации рабочих мест

 

Наиболее совершенной оценкой вредных и опасных факторов является риск. Это статистически доказанная вероятность опасности различных вредностей. Количественно риск может выражаться различными единицами измерения. Чаще всего это количество смертей на один млн. человек в течение года. Абсолютная безопасность не может быть гарантирована никому независимо от его образа жизни или уровня индивидуальной защиты. Мы живём потому, что ежедневно избегаем или выживаем в различных «рискованных» ситуациях.

Если уровень риска падает к значению, меньшему чем 10-6 смертей в год, то средний индивидуум не проявляет обеспокоенности и, как правило, не употребляет никаких мер предосторожености. Так, например, в повседневной жизни мы не боимся погибнуть в результате поражения молнией. Поэтому многие специалисты считают, что уровень риска в 10-6 смертей в год, и есть тем максимально-допустимым уровнем, который применяют в условиях промышленной деятельности. Например, риск обрыва каната на людском подъёме в шахтах составляет тоже 10-6.

В табл. 1. приведены сведения о числе смертельных случаев и рисках преждевременной смерти в результате различных причин в США за 1972 год.

 

Таблица 2

Индивидуальный риск

смертельного исхода по разным причинам

 

Причины смерти Число смертей за 1972 год Риск (вероятность) смерти в течение года
     
Городской транспорт   3× 10-4
Падение   9× 10-5
Пожары и ожоги   4× 10-5
Утопления   3× 10-5
Отравления   2× 10-5
Огнестрельное оружие   1× 10-5
Машины и механизмы   1× 10-5
Водный транспорт   9× 10-6
Воздушный транспорт   9× 10-6
Падение предметов   6× 10-6
Поражение электротоком   6× 10-6
Железнодорожный транспорт   4× 10-6
Поражение молнией   5× 10-7
Торнадо и ураганы   8× 10-7
Причины, связанные с атомной энергией - 2× 10-10  
Все иные случаи   4× 10-5
Сумма по всем случайным причинам   6× 10-4
Естественные смерти   1, 3× 10-2

Из табл. 2 следует, что наибольший риск гибели населения отмечается от ДТП городского транспорта, составляющий 3× 10-4. Примерно, в три раза меньше риск от различных падений. Разные виды транспорта опаснее поражения молнией в 50 раз. И всё же естественные смерти людей пока чаще случайных в 200 и более раз.

Самыми безопасными в настоящее время являются отрасли, связанные с использованием ядерной энергии и с водным и воздушным транспортом. Скорее всего это объясняется чрезвычайно строгими требованиями к безопасности этого вида деятельности, так как последствия от ней остаются просто непредсказуемыми.

Переход к аттестации и оценке опасности рабочих мест по суммарно-взвешенной величине риска является новым для Украины и перспективным направлением. Для этого необходимо установить пределы суммарных критериев основных видов опасностей, определяющих ту или иную специальность в различных отраслях промышленности.

 

1.4. Структура управления и финансирование охраны труда

 

Стратегической особенностью структуры управления охраной труда в Украине является разделение функций управления и контроля выполнения требований по охране труда, как и в большинстве стран мира. На уровне Закона Украины «Об охране труда» управление возложено на работодателя-хозяина предприятия, а за контроль отвечает государство. В целом структуру института охраны труда лучше всего представить в виде четырёх пересекающихся сфер-окружностей с тремя секторами: управления, контроля и содействия.

Первую сферу обеспечивают работодатель в лице хозяина или государственного директора, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, др.) и служба охраны труда. Вторую сферу выполняют государственные структуры: Госкомнадзорохрантруда, КМ Украины, министерства и центральные органы власти, госадминистрации областного и районного уровней, а также местные Советы. В третью входят Фонд обязательного госсоцстрахования от несчастных случаев, профзаболеваний и аварий, уполномоченные от общественных организаций и утверждённые приказом руководителя комиссии по охране труда на предприятиях.

Финансирование охраны труда осуществляется по двум направлениям: на профилактические мероприятия, предупреждающие травматизм и заболевания, и на компенсацию убытков потерпевшим работникам.

По первому направлению отчисляются обязательно 1% доходов от реализованной продукции предприятиями её производящую и 0, 2% от фонда заработной платы для бюджетных организаций и предприятий. Сюда относятся штрафы физических и юридических лиц за различные нарушения охраны труда и техники безопасности, а также спонсорские отчисления в пользу охраны здоровья работающих. На базе этих средств создаются фонды трёх уровней: централизованный, куда отчисляется 50% всех средств, отраслевой и региональный по 25%. Формируется и собственный фонд предприятия.

По второму направлению обязательны отчисления от 0, 84 до 13, 8% от фонда заработной платы предприятия в зависимости от категории вредности и опасности последнего. Например, угольные шахты отчисляют по максимуму – 13, 8%, а учреждения науки и образования всего 1%. В этот фонд включают и штрафы предприятий, юридических и физических лиц, допустивших превышение среднего уровня травматизма в отрасли, а также за нарушения в расследовании несчастных случаев, профзаболеваний и аварий.

 

Модуль-лекция 2. Охрана труда в учреждениях почтовой связи

и в лифтовом хозяйстве

 

2.1. Правила безопасности при выполнении работ на

предприятиях почтовой связи

В отделениях почтовой связи (ОПС) для работников должны быть созданы безопасные и безвредные условия труда. Начальник почтамта и начальники структурных подразделений обеспечивают надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования и установок.

У операторов связи, работающих на посылочном участке, могут возникнуть опасные производственные факторы, связанные с:

- неустойчивостью весов и неправильной их установкой на столах для взвешивания посылок;

- подъемом посылок на перевязку, невыполнением требований к посылочным ящикам (шероховатости, запиловка, гвозди, вес, размер), неправильным складированием посылок (высота штабеля, хранением на стеллажах, порядок доставки и др.);

- подвижными транспортными средствами;

- неудовлетворительным состоянием автомобильных дорог;

- влиянием температуры и атмосферных осадков;

- недостаточной освещенностью рабочей зоны;

- укусами животных и насекомых;

- наличием электрического напряжения (в оборудовании, осветительной сети, во время работы с электроинструментом, переносными электрическими светильниками, компьютерами, ВДТ и т.п.);

- размещением рабочего места на высоте более 1, 5 м относительно поверхности земли (пола);

- наличием поднятого груза во время выполнения погрузочных и разгрузочных работ;

- ограниченностью рабочего пространства во время работ с применением механизмов в производственных помещениях;

- поражением электротоком во время прикосновения к оборванным проводам, которые находятся под напряжением, попадание в зону шагового напряжения, использование неисправных дверных звонков и т.п.;

- падением почтовых отправлений и почтовых вещей, почтовых абонентских шкафов и ящиков.

Работники, которые выполняют работу на объектах операторов почтовой связи, во время приемки на работу и периодически в процессе трудовой деятельности проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, а так же инструктажи: вводный и первичный – при поступлении на работу, повторный и целевой – в процессе работы.

Допуск к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда не разрешается.- поражения электротоком во время прикосновения к оборванным проводам, которые находятся под напряжением, попадание в зону шагового напряжения, использование неисправных дверных звонков и т.п.;

Лица, которые совмещают профессии, проходят обучение и инструктаж по охране труда как по их основным профессиям, так и по профессиям по совместительству.

При перевозке и обмене почты с использованием автотранспорта должны выполнятся требования, изложенные в Законе Украины «О дорожном движении», Правилах охраны труда на автомобильном транспорте, Инструкции по сопровождению и охране почты при перевозках, Правилах перевозки почты автомобильным транспортом, Правилах дорожного движения и др.

Для перевозки почтовых отправлений и их обмена на объектах операторов почтовой связи должны применяться специально оборудованные автомобили. Обмен почты с использованием автотранспорта производится через люковые окна.

Люковые окна обмена должны быть оборудованы воздушно-тепловыми завесами или защитными фартуками (не ниже +18С), сигнализации о прибытии автотранспорта и готовности его к обмену почты.

С внешней стороны дома люковые окна должны быть оборудованы светильниками в брызгопылезащитном исполнении, которые обеспечивают уровень освещенности места обмена не менее 150 лк.

Над люковыми окнами обмена почты должны быть установлены навесы.

Створки окон обмена с внешней стороны должны быть окрашены соответственно ГОСТа «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

На территории предприятия перед окнами должен быть упор высотой не менее 1/3 диаметра колеса. Установка упора от стены дома должен быть таким, чтобы обеспечивать расстояние между стеной дома и задним открытым бортом автомобиля не менее, чем 0, 5 м.

Для точной остановки автомашины на стене здания слева наносится вертикальная полоса на расстоянии 1, 25 м от осевой шириной 5 % от длины контрастного цвета.

Во время движения автомашины задним ходом к люковому окну персоналу запрещается находиться между окном и кузовом и подниматься в кузов.

Секция транспортера выдвигается после остановки автомашины и получения сигнала о его прибытии.

Транспортер оборудуется сигнализацией для предупреждения о выдвижении его секции. Выдвинутая секция должна перекрывать зазор между стеной дома и фургоном (задним бортом) автомашины. Стол выдвижных секций транспортера предназначен для приема почтовых отправлений и должен быть выкрашен соответственно ГОСТу «Цвета сигнальные и знаки безопасности». Компоновка столов должна исключать возможность попадания пальцев работников между задней плоскостью приемного стола и конечным барабаном.

2.2. Перечень опасных факторов в почтовой сфере по профессиям

У операторов связи, работающих на посылочных участках могут возникнуть опасные производственные факторы, связанные с:

- неустойчивостью весов и неправильной их установкой на столах для взвешивания посылок;

- подъемом посылок на перевязь, невыполнением требований к посылочным ящикам (шероховатости, запиловка, гвозди, вес, размер), неправильным складированием посылок (высота штабеля, хранением на стеллажах, порядок доставки и др.);

- установкой лестниц и стремянок в производственных помещениях;

- использованием сургуча для опечатывания посылок, бандеролей,

ценных писем (сургучницы: их установка, очистка, загрузка, лопатка,

подогрев, использование в работе);

- работой с использованием транспортеров.

К опасностям для сортировщиков по обработке письменной корреспонденции можно отнести:

- неосторожную обвязку и вскрытие мешков, постпакетов и пачек

(применение лезвий, ножей и т.д.);

- отсутствие или ненадежное заземление электрических устройств и повреждение изоляции; неисправности пусковых приборов почтообрабатывающих машин; отсутствие диэлектрических ковриков, перчаток и т.д.;

- нарушения правил эксплуатации транспортеров.

Почтальоны по доставке корреспонденции и выемке корреспонденции подвергаются опасностям при следующих операциях:

- при перемещениях на доставочном участке (подход к нему, переходы через улицу, железнодорожные пути, правила дорожного движения, опасные перекрестки);

- при доставке корреспонденции в темное время суток и от движущегося транспорта;

- от риска, связанного с доставкой пенсии, при использовании велосипедов, мотоциклов, машин, в случаях проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах, а также от укусов собак, змей, пчел, ос, крыс и др.;

- во время гололёда;

- от ненадежного крепления абонентских ящиков для корреспонденции при установке их в пазы почтовых ящиков.

2.3. Техника безопасности и охрана труда при пользовании лифтами

В современных условиях, когда развитие городов происходит чаще всего за счёт увеличения этажности зданий, эффективная работа и комфорт населения без лифтовых установок немыслимы. Лифты становятся всё более совершенными, автоматически управляемыми и должны быть исключительно безопасными как при использовании, так и при обслуживании последних.

Лифтовая шахта и каркас лифтов должны быть рассчитаны на максимальные нагрузки, возникающие не только при эксплуатации и испытаниях, но и в случае обрыва всех тяговых канатов и цепей, а также на пожарную безопасность. Шахта лифта должна быть ограждена со всех сторон на всю её высоту и иметь верхнее перекрытие и пол. При ограждении шахты металлическими листами, стеклом, сеткой необходимо выполнять следующие требования:

а) толщина стального листа должна быть не менее 1 мм;

б) стекло должно быть толщиной не менее 7, 5 мм;

в) пустотелые стеклянные блоки должны иметь толщину не менее 4 мм;

г) стальная сетка выполняется из проволоки толщиной 1, 2 мм и закрепляться с внутренней стороны шахты.

В ограждении шахты должны быть входные проёмы (двери) и люк в верхнем перекрытии. Двери должны отпираться снаружи специальным ключом, а изнутри без ключа. Открываться двери должны наружу. В шахте лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением отопления и вентиляции шахты, при этом пускорегулирующие устройства этих систем не должны располагаться внутри шахты.

2.4. Безопасность оборудования электрических лифтов

Двери шахты могут быть распашными или раздвижными, а также комбинированными, открытие которых осуществляется вручную или автоматически. Створки двери должны быть подвешены не менее чем на двух несущих элементах и уравновешены. Дверь шахты оборудуется автоматическим замком, запирающимся прежде, чем кабина отойдёт от уровня посадочной площадки на расстояние 150 мм. У пассажирского лифта с автоматически открывающимися дверями шахты и кабины допускается их открывание при приближении кабины к посадочной площадке уже при расстоянии 150 мм, при этом скорость движения кабины должна быть не более 0, 4 м/с, а у грузового не более 0, 15 м/с.

Закрытие двери шахты и её запирание автоматическим замком должно контролироваться выключателями, при этом контроль запирания осуществляется независимо от контроля закрытия. Электрическое оборудование должно соответствовать параметрам лифта по напряжению, частоте питающей сети, токовым нагрузкам, надёжности, а также условиям его эксплуатации.

В качестве вводного устройства может быть использован автоматический выключатель, если он оборудован ручным приводом. Его включение возможно только вручную. Вводное устройство должно отключать все питающие фазы и полностью снимать напряжение с электрических цепей, за исключением цепей освещения, вентиляции, вызова обслуживающего персонала из кабины и двусторонней переговорной связи.

Снятие механического тормоза должно происходить одновременно с включением электродвигателя или после его включения. Отключение электродвигателя должно сопровождаться наложением механического тормоза. Его снятие возможно лишь при величине тока электродвигателя, при которой обеспечивается необходимый момент для удержания кабины.

Лифты могут иметь три вида управления: внутреннее, наружное и смешанное. При наружном допускается действие кнопок «Стоп» только на погрузочной площадке, с которой дана команда на движение кабины, и из машинного помещения. Пассажирский, грузовой и больничный лифты должны иметь внутреннее управление.

При исчезновении электроснабжения основного двигателя лифта должна автоматически отключаться и система управления. Исключается возможность остановки кабины по командам, поступившим в момент, когда кабина уже находится на расстоянии, меньшем пути рабочего торможения до заказанной площадки. Система управления исключает возможность выполнения новой команды, кроме команды «Стоп», пока ранее поданная команда не будет выполнена.

Правила пользования лифтом должны быть вывешены на основном посадочном этаже при смешанном управлении, в кабине при внутреннем и у каждого поста при наружном управлении.

 

Модуль-лекция 3. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с оргтехникой

 

3.1. Характеристика условий труда работников умственного труда.

Технический прогресс внёс серьёзные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряжённым, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической енергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

В настоящее время компьютерная техника широко применяется во всех областях деятельности человека. При работе с компьютером человек подвергается воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов: электромагнитных полей (диапазон радиочастот: ВЧ, УВЧ и СВЧ), инфракрасного и ионизирующего излучений, шума и вибрации, статического электричества и др.(3).

Работа с компьютером характеризуется значительным умственным напряжением и нарвно-эмоциональной нагрузкой пользователя, высокой напряжённостью зрительной работы и достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой ПЭВМ. Большое значение имеет рациональная конструкция и расположение элементов рабочего места, что важно для поддержания оптимальной рабочей позы человека.

В процессе работы с компьютером необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха. В противном случае у персонала отмечаются значительные напряжения зрительного аппарата и мышц с появлением жалоб на неудовлетворённость работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в газах, в пояснице, а также в области шеи и руках.

 

 

3.2. Требования к помещениям.

Окраска помещений и мебели должны способствовать созданию благоприятных условий для зрительного восприятия и хорошего настроения. Источники света, такие как светильники и окна, которые дают отражение от поверхности экрана, значительно ухудшают точность знаков и влекут за собою помехи физиологического характера, которые могут выразиться в значительном напряжении, особенно при продолжительной работе. Отражение, в том числе от вторичных источников света, должно быть сведено к минимуму. Для защиты от избыточной яркости окон могут быть применены шторы и жалюзи.

В зависимости от ориентации окон рекомендуется следующая окраска стен и пола:

- стены зеленовато-голубые или светлоголубые, а полы зелёные – при окнах, ориентированных на ЮГ;

- стены светло-оранжевые или оранжево-жёлтые, а пол красновато-оранжевый при ориентации окон на СЕВЕР;

- стены жёлто-зелёные, пол зелёный или красновато-оранжевый при ориентации окон на ВОСТОК;

- стены жёлто-зелёные или голубовато-зелёные, пол зелёный или красновато- оранжевый при ориентации окон на ЗАПАД.

В компьютерных помещениях необходимо обеспечивать отражение света от потолков на 60-70, стен на 40-50 и от пола около 30%. Для других поверхностей и рабочей мебели на 30-40%.

Использование компьютеров при работе за столом (РС) регламентируется нормативными актами по ОТ. Они разрабатывается на основании ГНАОТ 0.00-8.03-93 «Порядок разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих в пределах предприятия». Работу на РС регламентирует ГНАОТ 0.00-1.31-99 «Правила ОТ при эксплуатации электронно-вычислительной техники». По данной инструкции с пользователем РС перед началом работы проводят первичный инструктаж, а потом каждые 6 месяцев (повторный инструктаж). Результаты инструктажа заносятся в «Журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда», где фиксируется дата инструктажа, приводится подпись лица, который проводит инструктаж и подпись оператора (инструктируемого).

Собственник должен застраховать оператора от НС и ПЗ. В случае повреждения здоровья оператора, собственник обязан возместить причиненный ему вред.

Основные опасные и вредные производственные факторы, которые могут воздействовать на оператора, это:

1. Физические:

· поражение электрическим током

повышенный уровень электромагнитного излучения;

· повышенный уровень рентгеновского излучения;

· повышенный уровень УФ излучения;

· повышенный уровень ИК излучения;

· повышенный уровень статического электричества;

· повышенный уровень запыленности воздуха рабочей зоны;

· повышенный уровень ионизации воздуха рабочей зоны, вследствие чего повышается содержание отрицательных и положительных аэроионов в воздухе рабочей зоны;

· изменение (повышение или понижение) влажности воздуха рабочей зоны;

· повышенный уровень шума на рабочем месте (от вентиляторов, процессоров, принтеров и т.п.);

· изменение уровня освещенности;

· повышенная яркость изображения.

2. Химические:

- повышенное содержание в воздухе рабочей зоны двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола, формальдегида и др. вредных газов.

3. Психофизиологические:

- напряжение зрения;

- напряжение внимания;

- интеллектуальные нагрузки;

- эмоциональные нагрузки;

- длительные статические нагрузки, влияющие на позвоночник и сердечнососудистую систему;

- монотонность труда;

- большой объем информации, обрабатываемый в единицу времени;

- нерациональная организация рабочего места.

4. Биологические:

- макроорганизмы в виде бешенных собак, лис, кошек, ядовитых грибов, ягод, ос;

- повышенное содержание в воздухе рабочей зоны микроорганизмов, а именно микробов, вирусов, грибков и бактерий.

 

3.3. Организация рабочего места оператора РС

Рабочее место оператора РС должно обеспечивать соответствие всех элементов удобства работников эргономическим требованиям ГОСТ 12.2.032 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования». Не допускается размещение рабочих мест оператора РС в подвальных помещениях и цокольных этажах. Для выполнения работ, требующих значительного умственного напряжения или большой концентрации внимания, следует изолировать рабочие места оператора РС друг от друга перегородкой высотой 1, 5 – 2 м.

Не допускается размещать РС в помещениях, в которых проводится технологический процесс с мокрым циклом, а также в помещениях или рядом с рабочими комнатами с повышенным уровнем шума и вибрации.

Площадь, на которой располагается одно рабочее место оператора РС, должна составлять не менее 6, 0 м2, а объем помещения – не менее 20, 0 м3. Поверхность пола должна быть гладкой, удобной для очистки и влажной уборки, иметь антистатические свойства.

Помещение, в котором располагаются РС должно иметь естественное и искусственное освещение. При размещении рабочих мест необходимо исключить прямое засвечивание экрана источником естественного освещения. Рабочее место должно располагаться таким образом, чтобы в поле зрения оператора не попадали окна или осветительные приборы. Они не должны также находиться за его спиной.

При неудовлетворительном освещении (как пониженном, так и повышенном уровне) снижается производительность труда, возможны быстрая утомляемость, развитие близорукости. Низкий уровень освещенности ухудшает восприятие информации при чтении документов, а очень высокий приводит к уменьшению контраста знаков на экране. Искусственное освещение в помещениях с РС надо осуществлять в виде комбинированной системы освещения с использованием люминесцентных источников света, которые располагаются над рабочими поверхностями в равномерно-прямоугольном порядке. Искусственное освещение должно обеспечить на рабочих местах освещенность 300-500 люкс в зависимости от категории работ. При невозможности обеспечить данный уровень за счет общего освещения, необходимо организовать местное, но при этом нужно избежать возникновения бликов на экране. Для этого используют отражатели с углом отражения не менее 40о или стекло молочного цвета. Поверхность рабочего стола должна быть матовой (во избежание образования бликов) и теплоизолирующей.

Согласно инструкции, оператору не рекомендуется использовать одежду светлых тонов и запрещается использовать блестящую одежду.

Монитор должен располагаться на расстоянии 500 – 600 мм от глаз оператора – в зависимости от размера экрана. Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться на уровне 680 – 800 мм и в среднем составлять 725 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм и шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм.

При организации рабочего места оператора РС необходимо учитывать виды производимых им работ: возможность делать записи, размещать документацию и материалы, которые использует оператор. Клавиатура должна располагаться на рабочем или отдельном столе, не допускающем раскачивания, на расстоянии 100-300 мм от ближнего к работающему края. Угол наклона клавиатуры – в границах 5-15о.

Принтер должен располагаться в пределах досягаемости оператора.

Рабочие места с РС должны располагаться на расстоянии не менее 1, 5 м от стены с оконными проемами, от других стен – на расстоянии 1, 0 м. Между собой РС должны располагаться на расстоянии не ближе 1, 5 м.

Тип рабочего кресла выбирается в зависимости от характера и продолжительности работы. Оно должно быть подъемно-поворотным и регулироваться по высоте и углам наклона спинки. Угол наклона спинки должен регулироваться в пределах -30о - +30о от вертикального положения.

Запрещается использовать для отделки помещений полимерные материалы, которые выделяют в воздух вредные химические вещества.

Необходимо учитывать, что, как и др.виды оргтехники, являются источников выделения большого количество тепла. Поэтому помещение, где располагается несколько рабочих мест, оборудованных РС, является источником дополнительной пожарной опасности. К средствам пожаротушения, предназначенным для локализации пожаров в таких помещениях. К ним относятся огнетушители, песок, асбестовые одеяла. Помещения, в которых установлены компьютеры и где нет системы автоматического пожаротушения, необходимо обеспечивать углекислотными огнетушителями из расчета 2 шт. на каждые 20 м2 площади.

Нормы безопасности требуют, чтобы перед началом работы оператор выполнил следующие действия:

1. Включить систему кондиционирования в помещении;

2. Проверить надежность установки аппаратуры на рабочей поверхности: монитор, принтер. Клавиатура не должны стоять на краю рабочей поверхности, на должно быть переплетенных шнуров;

3. Отрегулировать освещенность рабочего места;

4. Зафиксировать высоту кресла и наклон спинки;

5. После включения отрегулировать яркость свечения экрана. Рекомендуемая яркость свечения экрана – не менее 100 кд/м. Контрастность изображения знака – не менее 0, 8.

Требования безопасности при работе с РС запрещают:

1. Использовать провода с поврежденной изоляцией, неизолированные проводники, поврежденные розетки.

2. Использовать самодельные удлинители, не отвечающие правилам эксплуатации электроустановок.

3. Применять для отопления самодельные обогреватели.

4. Работать на РС (особенно, если РС включен в сеть) во время грозы, так как резко возрастает уровень статического электричества. Инструкция рекомендует для снятия статического электричества время от времени притрагиваться к металлическим поверхностям.

Для снижения напряженности работы на РС необходимо равномерно распределять и чередовать содержание работ: введение текста чередовать с работой с числовыми данными, редактированием текста, чередовать работы в зависимости от их сложности. Для уменьшения отрицательного влияния на здоровье работников производственных факторов необходимо применять регламентированные перерывы. Продолжительность перерывов приведена в табл.3 и зависит от группы работ. Различают следующие группы:

Группа А – чтение информации с предварительным запросом (диалоговый режим);

Группа Б – введение информации;

Группа В – творческая работа в режиме диалога (отладка программ, перевод, редактирование текста и т.п.).

 

Таблица 3

Время регламентированных перерывов пользователей РС в зависимости от категории работ

 

Категория работ Группа работ
А, количество знаков Б, количество знаков В, час Время пере-рыва при 8-часовой смене, мин.
I        
II 21000-40000 16000-30000 2, 1-4  
III Свыше 40000 Свыше30000 Свыше 4  

 

Из таблицы следует, что для I категории работ через 2 часа после начала смены и через 2 часа после обеденного перерыва необходим перерыв (каждый продолжительностью 10 мин.).

Для II категории работ через 2 часа после начала смены (продолжительностью 15 мин.), через 1, 5 и 2, 5 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 и 10 мин, соответственно.

Для III категории работ через 2 часа после начала смены, через 1, 5 и 2, 5 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 мин. Любой из этих перерывов или 5-15 мин. Через каждый час работы.

Во время работы на РС в ночную смену, независимо от категории работ продолжительность регламентированных перерывов увеличивается на 60 мин.

Максимально допустимая нагрузка за рабочую смену любой продолжительности не должна превышать для группы работ А – 60000 знаков, для группы работ Б – 45000 знаков, для группы работ В – 6 часов. Продолжительность работы без перерыва не должна превышать 2 часов.

Помимо РС, в стандартный набор оборудования на рабочем месте менеджера, управляющего и т.п. входит ксерокс. В сравнении с более старыми методами копирования документов ксерокс имеет ряд положительных моментов, а именно: относительно невысокая стоимость материалов, высокая скорость получения копий, возможность автоматизации процесса.

В то же время, использование ксероксов в несоответствующих условиях и без надлежащего выполнения требований ОТ может негативно повлиять на состояние здоровья работников. По данным МОЗ во время эксплуатации ксероксов в воздух рабочей зоны выделяются: озон, диоксид селена, оксид углерода и азота и др. Состав выделяющихся веществ зависит от типа аппарата, состава фотопроводящего носителя и тонера. Поэтому, согласно санитарных норм СН 245-71 над ксероксом должна быть установлена вытяжная вентиляция, чтобы не допускать попадания в рабочую зону вредных веществ.

Кроме того, работа ксероксов сопровождается возникновением электростатического поля, шума, нарушением параметров микроклимата (изменение температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха), фиксируется действие на организм ИК- излучения.

 

Модуль-лекция 4. Охрана труда в торговых организациях и

в пищевой промышленности

4.1. Режим работы и условия труда в торговле

Качество обслуживания покупателей во многом зависят от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы влияют интенсивность покупательских спросов, распределение товарооборота по часам дня, дням недели и сезонам. Необходимо учитывать также создание оптимального режима труда и отдыха торговых работников, обеспечивая им пятидневную рабочую неделю и удобного графика выхода на работу.

Согласованность в режиме работы магазинов с режимом чередования труда и отдыха достигается путём разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении законной продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования труда и отдыха работников торговли в течении дня и рабочей недели. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.

Графики выхода на работу работников разрабатывают исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Эти графики согласовывают с профкомом, утверждают и доводят до сведения не позднее, чем за 3 дня до начала следующего месяца. В них указывают время начала и окончания работы, время перерыва на обед и отдых, выходные дни.

В рабочее включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. На эти операции отводится не менее 30, но не более 60 минут в смену.

При семичасовом рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным днём. В магазине с восьмичасовым рабочим днём продолжительность рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями. Общая продолжительность рабочего времени в неделю – 40 часов. Возможны различные варианты графиков. Например, при длительности рабочего дня в 11 часов 30 минут при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Может устанавливаться ленточный рабочий день с выходом на работы не всех работников одновременно, а группами в разное время начала и конца рабочего дня.

Совершенствование организации труда и отдыха должно быть направлено на повышение работоспособности и уменьшению утомляемости. Важно внедрять средства механизации тяжёлых и трудоёмких работ, улучшением санитарно- гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, а также обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

Во многом улучшению условий труда работников во многом способствует широкое применение тары - оборудования для доставки товаров в розничную сеть, внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и перемещения товаров внутри магазинов, механизации операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учётно-вычислительных операций.

Условия труда в торговле более всего зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях должен поддерживаться расчётный воздухообмен и допустимая по сезонам температура воздуха. В зимний период года в пределах 17-22 °С, в тёплый – не превышать 28 °С, а подвижность воздуха в помещениях летом может быть 0, 3-0, 5 м/с, а зимой 0, 1-0, 2. Относительная влажность воздуха в холодный период не должна превышать 75% при 24°С, а в тёплый – не менее 55% при температуре 28 °С.

Особые требования предъявляются к освещению. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактических цветов товара. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1, 5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10 мг/м3. Снижать концентрацию пыли нужно с помощью вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т.д., используют пылесосы.

Неблагоприятен в торговых помещениях постоянный шум, который приводит к развитию различных болезней. Основными источниками шума являются транспортёры, холодильники и вентиляционные установки. Предельно допустимый уровень шума в торговых залах равен 50-60 дБА.

Важным при организации рабочих мест является соблюдение требований по технической эстетике и оформлению интеръеров.

На здоровье работников и качество обслуживания сильно сказываются межличностные взаимоотношения в коллективе так называемый микроклимат. Здесь нельзя обойтись без доброжелательства, взаимовыручки и доверия друг к другу. На 90% это зависит от характера и стиля работы руководителя. Честность и открытость – залог здорового микроклимата в любом коллективе.

 

4.2. Роль санитарно-технических устройств в торговых учреждениях

Источниками теплоснабжения торговых зданий могут быть городские теплофикационные сети от ТЭЦ или районных котельных, местные котельные или квартальные сети, но лучше всего это индивидуальные газовые миникотельные. Используется вода с параметрами 150-70 оС и горячая вода с температурой 65оС.

В торговых помещениях могут применяться различные системы отопления: водяное; воздушное, совмещённое с приточной вентиляцией; электрическое; комбинированное – водяное и воздушное; паровое низкого давления. Не допускается системы с инфракрасными и высокотемпературными газовыми или электрическими излучателями. Для магазинов с общей площадью от 40 до 250 кв.м могут применяться системы электрического отопления с использованием электрических радиаторов. В малых магазинах в исключительных случаях используется печное отопление.

В торговых учреждениях может применяться естественная и механическая вентиляция. Первая предусматривается в магазинах с площадью не более 150 м2.

Механическая вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов и эжекторов. Она может быть приточной, вытяжной и приточно-вытяжной, а также общеобменной (для всего помещения) и местной (для отдельных рабочих мест). Вентиляция магазинов, располагаемых на нижних этажах жилых или общественных зданий, должна быть обособленной с расположением приточных камер в помещениях в подвалах или на одном уровне с торговыми залами.

Кратность воздухообмена в торговых залах должна быть расчётной и составлять не менее 1, 5, для кладовых – не менее 1, а в помещениях с резким запахом товаров – не менее 2. Рекомендуется кондиционирование воздуха (КВ), обеспечивающее автоматическое поддержание заданных параметров воздуха. Оно является наиболее совершенным и перспективным способом создания оптимального микроклимата в помещениях. КВ подразделяют на местное (для отдельных малых помещений) и централизованное (для всего здания).

При расчёте воздухообмена учитываются различные источники выделения теплоты, влаги и вредностей. Основные тепловыделения это от людей и оборудования, а также от солнечной радиации летом. Учитывается, что покупатели выделяют в среднем 75 ккал/час теплоты и 23 л/час углекислоты, а работники магазинов соответственно 100 и 30. Допустимое содержание углекислоты – 2 л/м3.

В охлаждаемых камерах для хранения овощей и фруктов должна быть предусмотрена автономная приточно-вытяжная вентиляция.

Все приточные системы вентиляции должны быть автоматизированы. В случае возникновения пожара в зданиях магазинов должна отключиться система механической вентиляции, КВ и воздушного отопления.

Водоснабжение торговых учреждений должно обеспечивать их потребности в воде для хозяйственно-гигиенических и противопожарных целей, а также в питьевой воде. В зданиях с объёмом здания 5000 м3 и более обязательно должен быть внутренний противопожарный водопровод. На одного работника принимается норма водопотребления 25 литров в смену при коэффициенте неравномерности потребления – 2, 5.

Все торговые объекты должны иметь канализацию, которая может быть внутренней и наружной. Объединение канализации магазинов с общими домовыми сетями не допускается. Нельзя прокладывать трубы канализации под потолками торговых залов, не допускается также установка санитарных приборов в подвальных помещениях, сообщающихся со складскими помещениями продовольственных и ценных промышленных товаров.

Торговые учреждения должны оснащаться противопожарными водопроводами и устройствами, иметь пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также средства противопожарной автоматики и сигнализации.

4.3. Санитарные правила в торговых предприятиях

Особые санитарные правила установлены для предприятий продовольственной торговли, для чего они оснащаются необходимым торгово-технологическим и холодильным оборудованием в зависимости от типа предприятия, его мощности и действующих нори оснащения.

Торговое оборудование, инвентарь и тара должны быть изготовлены из материалов, разрешённых органами здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами, легко поддающиеся мойке и дезинфекции, например нержавеющей стали. Приспособления для выкладки и хранения товаров (полки и пр.) должны иметь гладкую поверхность. Стеллажи и поддоны должны располагаться не ниже 15 см от пола.

Для каждого вида продукции необходимо иметь отдельные разделочны е доски и ножи с чёткой маркировкой и должны храниться в отдельно отведенных местах.

Холодильные установки должны быть оснащены термометрами для контроля режима хранения продовольственных товаров. На базах, складах, овоще- и фруктохранилищах осуществляется ежесуточный контроль за температурным режимом хранения товаров и еженедельный контроль относительной влажности воздуха. Результаты контроля заносятся в журнал.

Санитарными правилами не разрешается принимать на предприятиях торговли не потрошённую птицу за исключением дичи. Мясо допускается к приёмке только при наличии ветеринарного свидетельства и клейма. Нельзя принимать условно годное мясо. При приёмке кондитерских изделий с кремом запрещается перекладывание их из лотков поставщика в тару магазинов, а также реализация их по методу самообслуживания.

Перед реализацией консервов обязателен визуальный контроль. Признанные негодными банки должны храниться на учёте и отдельно. Ответственность за их хранение несёт руководитель.

При выявлении бактериологического бомбажа в одной партии более 2% администрация обязана прекратить их реализацию, информировать завод-изготовитель и санитарно-эпидемиологическую станцию.

Санитарными Правилами запрещается взвешивание пищевых продуктов на весах без обёрточной бумаги или других упаковочных материалов. Нельзя отпускать продукты в грязную тару и печатную макулатуру. Запрещается реализация соков на розлив в отделах овощей и фруктов. Продажа моющих, отбеливающих средств, стиральных порошков и паст допускается только в обособленных отделах. Надо исключать возможность контакта их с пищевыми продуктами. Места мелкорозничной торговли должны согласовываться с местной санитарной службой.

Один раз в месяц во всех торговых продовольственных учреждениях обязателен санитарный день для проведения генеральной уборки и дезинфекции. Для транспортировки молочных продуктов, колбасных изделий, хлеба и ряда других продуктов выделяется специальный транспорт, кузов которого должен иметь гигиеническое покрытие для удобства его мойки. Экспедитор или шофер-экспедитор обязан иметь при себе санитарную книжку и спецодежду.

В санитарных правилах имеются и требования личной гигиены персонала торгового предприятия. В магазинах выделяются зоны приёмки новых партий продуктов, в том числе прибывших во внерабочее время.

 

4.4. Виды пищевой промышленности и

обработка пищевого сырья

Выделяют следующие группы отраслей пищевой промышленности (П.п): мясную, молочную (включает масло-сыродельные проиводства), рыбную, продовольственных товаров, хлебопекарную и мукомольнокрупяную. Группа продовольственных товаров в свою очередь подразделяется на: спиртовое, винодельческое, ликёроводочное, крахмалопаточное, чайное, соляное, плодоовощное, пищеконцентратное, табачно-махорочное, производство по выпуску безалкогольных напитков и др.

Основная часть П.п. относится к перерабатывающим отраслям, но некоторые из них включены в добывающие отрасли со своей спецификой охраны труда.

 

Модуль-лекция 5. Охрана труда работников медицинских учреждений

и биохимических лабораторий

5.1. Характерные вредности и опасности в медицине

На первый взгляд больничные учреждения кажутся безобидной и гигиенически стерильной сферой. На самом деле это потенциально вредная и опасная для здоровья рабочих отрасль. Ниже даётся перечень вредностей и опасностей, чаще всего сопровождающих работников медицинских учреждений:

- высокая вероятность заражения ВИЧ инфекцией;

- заражение особо опасными инфекциями (ООИ): холерой, ветряной чумой, оспой и др.;

- заболевания острыми респираторными, гриппом, ангиной и прочими болезнями;

- заражение туберкулёзом, тифом;

- радиоактивное облучение в рентгенологических службах;

- электромагнитное и ионизирующее облучение при работе с компьютерами, ультразвуковыми и инфракрасными лечебными установками;

- заражение разными инфекциями, отравления ядами, химикатами, реактивами, веществами при работе в лабораториях, аптеках, патологоанатомических и бактериологических отделениях;

- ожоги горячим парафином, озокеритом, отравления их парами, облучение в физиотерапевтических отделениях;

- травматизм при работе с буйными больными, поведение которых непредсказуемо и неадекватно сложившейся обстановке;

- получение микро и лёгких травм при работе со стеклянной тарой, при открывании ампул с лекарствами;

- пожары, малые взрывы, отравления и химические ожоги при работе в лабораториях, аптеках;

- травматизм при работе с баллонами кислорода, сжиженого газа в реанимационных, кардиологических, анестезиологических службах;

- отравления парами ртути;

- отравления парами при дезинфекционной обработке;

- аллергические реакции организма в кабинетах ингаляций;

- поражение электрическим током при работе с физприборами в физиотерапевтическом отделении;

- получение травм при уколах, постановке капельниц, отбора крови и др.;

- ожоги при работе в стерилизации и автоклавировании материалов и инструмента;

- ожоги кипятком и аллергические реакции в банно-прачечном комбинате и в пищеблоке;

- травмы при пользовании скальпелем;

- ДТП с водителями скорой помощи и других средств транспорта;

- поражение электротоком и отравления красками при ремонтных работах.

Анализируя этот список, приходишь к выводу о большом перечне опасностей и высокой частоте хотя и малых по тяжести заболеваний и травматизма в медицинских учреждениях. Можно затронуть здесь и проблему утаивания истинных масштабов заболеваний медицинского персонала. Это можно объяснить большими возможностями оперативного лечения заболевших сотрудников.

5.2. Общие требования к охране труда в лабораториях

К работе в






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.