Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие воображения у дошкольников.






Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте.

Рассматриваются различные подходы к развитию воображения у детей. В них по-разному оценивалось и трактовалось значение этого процесса в психическом развитии ребенка, а также закономерности его становления в онтогенезе. При этом все же можно выделить две ключевые проблемы, которые анализировались в той или иной мере во всех концепциях: проблем; соотношения развития воображения ребенка с возможностями познания действительности и проблему самой природы этого процесса.

Роль воображения в развитии детского познания и психики в целом рассматривалась весьма неоднозначно; от полного отрыва воображения от реальности до признания неразрывной связи воображения с действительностью (Т. Рибо). При этом обнаруживается, что различные авторы в разной степени анализировали две линии, два вида воображения, о которых уже доминалось. Первый вид воображения направлен на решение задач, с которыми ребенок сталкивается в реальной действительности (исследования Т. Рибо, Д. Дьюи, М. Вертгеймера, Р. Арнхейма и др.), а второй - связан с развитием эмоционально-потребностной сферы личности и направлен на разрешение ее внутренних противоречий, не получение пусть иллюзорного, но удовлетворения (З. Фрейд, Ж. Пиаже).

В природе воображения, можно обозначить три основных подхода. Сторонники первого подхода однозначно связывали генезис творческих процессов с созреванием определенных структур (З. Фрейд, Ж. Пиаже). При этом механизмы воображения оказывались детерминированными внешними по отношению к этому процессу структурами (развитие интеллекта или развитие личности ребенка). При втором подходе развитие воображения выступало в виде итога накопления опыта и хода биологического развития индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм), а механизмы воображения понимались как составляющие внешних и внутренних детерминант. И, наконец, сторонники третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) полностью объясняли происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта. Механизмы воображения при этом понимались, как некоторые виды трансформации этого опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

Впервые полностью преодолеть отрицание позитивной роли воображения в развитии детского познания, с одной стороны, и жесткую детерминацию этого процесса теми или иными изначально присущими ребенку механизмами с другой, удалось Л.С. Выготскому. Он показал, что воображение, как и остальные психические функции, является отражением окружающей действительности, оно социально по своей природе и зарождается в дошкольном детстве. Л.С. Выготский прямо подчеркивал, что воображение ребенка возникает с необходимостью в такой детской деятельности, как игра.

Дальнейшее изучение развития воображения в советской психологии продолжило исследования Л.С. Выготского и его сотрудников. Основное направление исследовании заключалось в анализе творческих компонентов различных видов детской деятельности. Прежде всего, изучалось возникновение воображения и наличие творческих компонентов в ведущей для дошкольников деятельности - игре (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф.И. Фрадкина, Л.С. Славина, Н.Я. Михайлёнко, Н.А. Короткова и др.)

Особым подходом к анализу механизмов воображения и его развития отличается концепция В.В. Давыдова. Он считает, что воображение является одним из основных новообразований дошкольного детства. Экспериментальные исследования, выполненные под руководством В.В. Давыдова (Е.В. Бодрова, 0.Л. Князева, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев и др.) прямо направлены на изучение психологических закономерностей развития воображения, в основу исследований этого направления легло представление о таких основных особенностях воображения как возможность " схватывать" целое раньше части и переносить черты одного объекте реальности на другой. Развитие этих особенностей воображения у дошкольников рассматривалось на материале изучения различных деятельностей (игра, конструирование, художественная деятельность).

Итак, советскими психологами было показано, что воображение ребенка постоянно связано с действительностью, является социально обусловленным процессом как по своему происхождению, так и по содержанию. Зарождение и функционирование воображения детерминировано развивающейся деятельностью дошкольника, и прежде всего, его игровой деятельностью. Воображение носит активный характер и неразрывно связано с мотивационно-потребностной сферой личности.

Однако ключевое положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций к анализу воображения не привлекалось. Данное положение может лечь в основу экспериментального изучения общих закономерностей, и прежде всего, механизмов воображения, специфических для дошкольного детства.

 

 

ОТВЕТ НА ВОПРОС 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.