Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 13. Принципы построения и функционирования федеративного государства.






Основа формирования федеративных отношений:

1. Федеративный договор (Подписан 31.03.1992 г. Федерацию образовали административно-территориальные и национально-территориальные единицы: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свой устав и законодательство.)

2. Конституция РФ

Закрепила принципы федеративного устройства:

- единство правового поля;

- незыблемость территориальной целостности государства, недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта РФ;

- единство основ государственного строя; общность экономического пространства системы финансов, налогов, недопущение таможенных границ и т.д.;

- равноправие субъектов РФ в отношении с федеральным центром и между собой.

Россия до 1917 года. была унитарной империей; СССР являлся унитарной федерацией. В 1990 г. автономии в СССР были фактически приравнены к союзным републикам.

Государственное устройство России после 1991 г. осуществляется в направлении к федерации. Постепенно складывается мебель федеративного государства, отвечающая современным соц–экономическим и политическим требованиям и историческому опыту. Основой формирования федеративных отношений служат Федеративный договор, Конституция РФ, законотворческий процесс.

 

Вопрос 14. Правовое разграничение и содержание предметов ведения РФ, субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Процесс регионального управления базируется на принципах обеспечения государственной целостности страны, единства системы гос. власти, разграничения предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Целью его является регулирование экономического и социального развития регионов с помощью активной региональной политики.

В Конституции РФ определены предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Совместное ведение не порождает традиционной вертикальной подчиненности. Но закрепление за субъектами РФ возможно большого объема полномочий с сфере совместного ведения способствует повышению эффективности взаимодействия органов гос. власти, обеспечению стабильности и единства государства. Имеется не менее 35 видов полномочий, по которым конкретно осуществляется разграничения между РФ и субъектами РФ.

При разграничении предметов ведения используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя лишь те функции, которые не может самостоятельно выполнить низшая. Права принятия решений передаются на тот уровень, который ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень лишь те функции, которые не могут выполнить самостоятельно. Так обеспечивается взаимодополняемость управленческих функций.

Сфера ведения определяется федеральным законом. Однако законодательный процесс осуществляется медленно, а жизнь требует регулирования взаимоотношений федерального центра с субъектами РФ. В отсутствии федерального закона разграничение осуществляется на основе заключения между РФ и субъектами РФ двухсторонних договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Договоры базируются на учете региональных особенностей, сохранения территориальной целостности, единстве экономического пространства, обеспечении действенности государственной власти.

Договор между органами государственной РФ и органами государственной власти субъекта РФ является правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Ниже приводится перечень предметов договора и соглашения.

1. Предметы договора

-Конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами;

-Условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий;

-Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора;

-Иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

2. Предметы соглашения

-Передача осуществления части полномочий;

-Условия и порядок передачи осуществления части полномочий;

-Материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий;

-Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения;

-Иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.