Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.






Этот метод применяют в отраслях обрабатывающей пром-ти с массовьм и серийным пр-вом с разнообразной и сложной продукцией. В основе этого метода лежат технически обоснованные расчетные величины затрат (нормы) по мат-лам, рабоч. времени, денежным ресурсам на ед. продукции (р, у). Норматив. затраты материалов и труда основа-ны на инженерных оценках и расчетах, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых ма-териалов и оборудования. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах. Все нормы в зависимости от длительности их действия и времени расчета подразделяют на текущие и плановые. Текущие нормы разрабатываются на каждый месяц и действуют в течение месяца. На их основе составляют сменные планы работ, отпускают мат-лы на рабочие места, оплачивают выполненные работы и составляют ежемесячные норматив. калькуляции по деталям, узлам, изделиям. Плановые нормы предусматриваю-тся квартальными и годовыми планами и являются средними на планируемый период. В основе норматив. метода лежаттекущие нормы.

Основными элементами нормативного метода являются:

Составление норматив. калькуляций себес-ти на весь ассортимент продукции по действ. на нач. месяца нормам;

Оперативный учет изменений норм по технико-экономическим мероприятиям, объектам учета затрат и объектам калькулирования;

Выявление, документирование и учет отклонений от норм расходов по причинам их возникновения и виновникам, по местам и центрам затрат, группам однородных изделий и другим объектам калькулирования, а также по элементам и статьям расходов;

Систематизация факт. затрат на пр-во по объектам учета с подразделением на затраты по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм;

•Исчисление факт. себес-ти отдельных изделий путем суммирования нормативной себес-ти по каждой статье и сумм отклонений и изменений, рассчитанных по групповым коэффициентам.

Характерная черта нормативного метода - ведение сводного учета затрат на пр-во по цехам, по видам или одно-родным группам изделий с расчленением затрат по нормам, изменениям норм и отклонениям от них.

При использовании норматив. метода состав-ся норматив. карты на детали и узлы, затем на основе карт –норматив. ведомости на цех, а после с учетом выпускаемых изделий рассчит-ся норматив. калькуляция на каждое изделие.

Фактическая себес-ть продукции при норматив. методе определяется сложением суммы затрат по текущим нор-мам, отклонений факт. затрат от нормативных и величины изменений норм. 3 факт.=3 норм.+ -Откл+ -Изм.норм (ф.1)

Фактическую себестоимость конкретного вида продукции можно установить двумя способами:

1. Если объектом калькулирования является отдельный вид продукции, то отклонение от норм и их изменение могут быть отнесены прямо на конкретный вид продукции. Тогда фактическая себестоимость рассчитывается по ф.1.

2. Если объектом учета является группа однородной продукции или изделий, то фактическая себестоимость каждого вида определяется путем распределения отклонений и изменений норм пропорционально самим нормам.

Отклонение фактических затрат от установленных норм определяют различными методами. Для материальных затрат могут использоваться: - метод документирования; - метод партионного раскроя; - инвентарный метод.

Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья, материалов от установленных норм. Отпуск сырья и материалов производится по лимитно-заборным картам в соответствии с установленными нормами на месяц для каждого цеха. После того как выбрана месячная норма материалов, лимитно-^•юрные карты сдаются в бухгалтерию, а дополнительный отпуск сырья, материалов производится на основании требований.

Метод партионного раскроя. На каждую партию отпускаемых материалов выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывается: количество материалов, поданных к рабочему месту, количество заготовок и отходов, которые должны быть из этого материала получены. В этом же листе отражается фактически полученное количество заготовок и отходов. Для выявления отклонений сопоставляют предусмотренный в раскройном листе нормативный расход материалов с фактическим. Этот метод используется в швейной, обувной пром-ти.

При инвентарном методе по истечении установленного промежутка времени (рабочая смена, сутки, пятидневка и д.п.) проводят инвентаризацию остатков неизрасходованных материалов на рабочем месте. Фактический расход материалов определяют, прибавляя к остатку на начало периода количество материалов, отпущенных на рабочее место за расчетный период, и вычитают остаток материалов, оставшихся на конец периода. Фактический расход сравнивают с нормативным и таким образом находят отклонение. Этот метод используется в пищевой, мясной, молочной и аналогичных видах пром-ти.

Как правило, нормативный метод применяют в сочетании либо с позаказным, либо с попередельным методом калькулирования себестоимости. „

При использовании нормативного метода учет часто организуют с использованием сч.40 «Выпуск продукции». Прямые затраты по нормам относят на затраты пр-ва записью: Д 20 К10, 70, 69 - нормативные затраты. Косвенные нормативные затраты учитывают на счетах 25 и 26 и распределяют по видам продукции пропорционально выбранной базе:

Д 20 К 25, 26. Отклонение фактических прямых и косвенных затрат отражают на счетах: Д 20 К 10, 70, 69, 25, 26 - +-отклонения. В результате на сч.20 формируется фактическая производственная себестоимость продукции (р, у). При передаче готовой продукции из пр-ва на склад на величину ее нормативной себестоимости делают запись: Д 43 К 40 -нормативная пр-ная себесотимость. В конце месяца фактическую произв-ную себестоимость сданной на склад готовой продукции отражают в учете записью: Д 40 К 20 - фактическая произв-ная себестоимость. Отклонения фактической произв-ной себестоимости Д 40 от нормативной К 40 включают в полную себестоимость реализованной продукции записью: Д 90.2 К 40 - +- отклонения.

 

12. Система «стандарт-костинг» и ее сущность.

Сущность Стандарт-костинг (standart costing) - система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. " Стандарт" - количество необходимых для производства единицы продукции затрат; " костинг" - денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.

В основу системы Стандарт-костинг положены следующие принципы:

предварительное нормирование затрат по элементам и статьям затрат;

составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части;

раздельный учет нормативных затрат и отклонений;

анализ отклонений;

уточнение калькуляций при изменении норм.

Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).

Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.

В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода отклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализ отклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.

 

13. Система «директ-костинг», ее сущность и назначение.

Сущность системы директ-костинга заключается в разделении затрат на постоянные и переменные.

Своё развитие система директ-костинг получила во второй половине XX века. С развитием производства и значительным наращиванием выпуска продукции, предприятия различных стран стремились минимизировать свои издержки, с целью повышения своей конкурентоспособности и укрепления позиций своих компаний на рынке. Эта цель ставила перед ними задачу точного определения себестоимости продукции, а также определения точки безубыточности, резервов снижения цены и т. д. Фактическим внедрением системы директ-костинга является 1953 год, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своём отчёте опубликовала описание данной системы. В дальнейшем эта же ассоциация проводила и публиковала крупные исследования фирм, которые используют систему директ-костинг.

В системе директ-костинг постоянные затраты (связаны с определённым периодом и напрямую не зависят от объёма производства) не относятся к себестоимости продукции, в то время как переменные затраты (напрямую зависят от объёма выпускаемой продукции) относятся. Готовая продукция и незавершённое производство оцениваются только в сумме переменных производственных затрат, а постоянные затраты отчётного периода в общей сумме относятся на финансовый результаторганизации и не распределяются по видам продукции.

При системе директ-костинг схема построения отчёта о финансовых результатах многоступенчатая. Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объёмом производства, затратами и прибылью.

В настоящее время существует два варианта организации управленческого учёта по системе директ-костинг:

организация раздельного учёта на счетах финансовой и управленческой бухгалтерии;

интеграция финансовой и производственной бухгалтерии и использование привычных для учёта затрат счетов 20-29.

Учёт, основанный на системе директ-костинг, открывает широкие возможности для менеджмента компании в области принятия эффективных управленческих решений. Так, на основе данного метода, может проводиться анализ взаимосвязи объёма производства, прибыли, себестоимости, валовой выручки. Также данный метод позволяет рассчитывать точку безубыточности компании, максимальную долю постоянных затрат, которые компания может осуществить при имеющемся уровне рентабельности. Большое значение система директ-костинга имеет и для глубокого анализа работы предприятия, основывающегося на математических методах (корреляционный анализ, регрессионный анализ и т. д.).

В отчёте о финансовых результатах, составляемом по системе директ-костинга, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции. Информация, получаемая в системе директ-костинга, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объёма, проводить эффективную политику цен.

Основной проблемой директ-костинга является трудность в определении и дифференцировании переменных и постоянных затрат, так как очень часто на практике их трудно классифицировать и отнести к какой-то определённой группе.

В настоящее время система директ-костинга широко распространена во всех развитых экономиках, таких как Германия, США, Япония, Канада, Великобритания и другие.

 

14. Влияние на прибыль системы полной себестоимости и системы «директ- костинг».

В системе «Директ-костинг» в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) включают только переменные затраты. Постоянные затраты учитывают в целом по организации и по окончании каждого месяца списывают на финансовые результаты от основных видов деятельности организации.

К переменным относят прежде всего прямые расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (работ, услуг) и прямо включаемые в их себестоимость.

Косвенные расходы, связанные с производством различных видов продукции (работ, услуг), не могут быть включены в их себестоимость по прямому признаку. Значительная часть этих расходов, прежде всего расходы по обслуживанию производства и управлению организацией, является постоянными затратами. Другая часть косвенных расходов (затраты на энергию и топливо в технологических целях, стоимость инструмента и приспособлений, используемых в производственном процессе, амортизация внеоборотных активов при использовании для ее начисления способа списания стоимости пропорционально объему продукции, работ, услуг и др.) может быть отнесена к категории переменных затрат.

Состав переменных косвенных затрат, порядок их включения в себестоимость отдельных видов изделий и работ зависит от характера выпускаемой продукции (работ, услуг), особенностей технологии и организации производства, других специфических для отдельных видов экономической деятельности факторов.

В системе «Директ-костинг» используют следующую модель формирования финансового результата от продажи продукции (работ, услуг):

Выручка (нетто) от продажи продукции (работ, услуг)
Переменные затраты
=
Маржинальный доход
Постоянные затраты
=
Прибыль (убыток) от продаж

Учет себестоимости в системе «Директ-костинг» создает информационную базу для управления финансовым результатом путем регулирования объема продаж, отпускных цен на продукцию (работы, услуги), их ассортимента, переменных и постоянных затрат. При составлении плана финансово-хозяйственной деятельности организации на очередной год исследуют взаимосвязь финансового результата с определяющими его факторами и определяют критический объем продаж, при котором обеспечивается полное покрытие постоянных и переменных затрат выручкой от продажи продукции, работ, услуг (точку безубыточности), а также объем продаж, необходимый для получения намеченной прибыли.

Методика планирования финансового результата в системе «Директ-костинг» подробно освещена в экономической литературе и хорошо известна.

Объем продаж в стоимостном измерении, при котором организация сможет получить запланированную прибыль, рассчитывают по формуле:

Постоянные затраты + переменные затраты + Плановая прибыль от продаж.

Для определения объема продаж в натуральном измерении (количества единиц продукции, работ, услуг) используют данные о среднем уровне отпускных цен и переменных затрат на единицу продукции. Объем продаж в натуральном измерении рассчитывают по формуле:

(Постоянные затраты + Прибыль по плану) / Маржинальный доход на единицу продукции (работ, услуг).

Используем для расчета следующие данные (в тыс. руб.):

Постоянные затраты  
Переменные затраты на единицу продукции (работ, услуг) 12, 33
Цена за единицу продукции (работ, услуг) 16, 67
Прибыль от продаж по плану  

Определим объем продаж в натуральном измерении: (200 + 190)/(16, 67 – 2, 33) = 90 единиц продукции.

Следовательно, для получения запланированной прибыли необходимо продать 90 единиц продукции (работ, услуг) при условии соблюдения планового уровня переменных и постоянных затрат, отпускных цен на изделия и работы, их ассортимента, предусмотренного планом.

В процессе хозяйственной деятельности организации неизбежны отклонения фактического уровня затрат и отпускных цен на продукцию (работы, услуги) от планового, к тому же и фактический ассортимент изделий и работ, подверженный влиянию постоянно меняющегося потребительского спроса, не совпадает с планом. Поэтому для выполнения планового задания по прибыли от продажи продукции (работ, услуг) необходим текущий контроль и анализ постоянных и переменных затрат, объема продаж в натуральном и стоимостном измерении, ассортимента проданных изделий и работ.

В экономической литературе методике текущего анализа себестоимости и прибыли, основанной на категории маржинального дохода, уделяется значительно меньше внимания, чем анализу безубыточности бизнеса на стадии планирования затрат и финансовых результатов, объема и ассортимента продукции (работ, услуг). Между тем без текущего наблюдения, контроля и анализа всех показателей, влияющих на прибыль от продаж, и принятия необходимых мер, направленных на достижение прибыльности бизнеса, существует реальная угроза не только невыполнения плана по прибыли, но и получения вместо намеченной прибыли убытка от основных видов деятельности.

Текущий анализ и контроль затрат и прибыли от продаж следует проводить ежемесячно. Это позволит своевременно контролировать нежелательные отклонения от плана, следить за тенденциями изменения финансового результата в течение года и темпами этих изменений, выявлять неблагоприятные отчетные периоды, связанные с ростом затрат и снижением продаж, и более благополучные месяцы, в которых получена максимальная прибыль. Тщательный анализ причин, вызвавших колебание финансового результата по месяцам года, позволит вскрыть глубинные факторы, влияющие на прибыль от продаж в отдельные месяцы (сезоны) года, и выработать систему мер по устранению негативных явлений и закреплению положительных результатов.

Анализ необходимо проводить с максимально возможной детализацией показателей по отдельным видам продукции (работ, услуг), местам возникновения затрат и центрам ответственности за отклонения от норм переменных затрат и смет постоянных расходов. Только при таком детальном анализе могут быть выявлены не только конкретные факторы и причины отклонений от плана, но и виновники этих отклонений и приняты конкретные и действенные меры по снижению затрат и увеличению объема продаж.

В качестве источников анализа используют помимо плановой и нормативной информации данные бухгалтерского учета о фактических объемах продаж, отпускных ценах на изделия и работы, о переменных затратах на единицу продукции (работ, услуг), о постоянных затратах, связанных с управлением и обслуживанием производства, в целом по организации или по ее структурным подразделениям.

В предлагаемой методике факторного анализа прибыли от продаж в качестве обобщающего показателя используют уровень рентабельности продаж, который характеризует размер прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продажи продукции (работ, услуг).

В плановой экономике уровень рентабельности продаж определяли путем отношения прибыли к себестоимости проданной продукции (работ, услуг), что являлось логическим следствием применения затратных методов ценообразования, при которых цену изделий и работ определяли путем прибавления к их себестоимости величины прибыли, исчисленной исходя из среднего по отрасли процента рентабельности. Цены на продукцию (работы, услуги) устанавливало государство, организации не имели возможности влиять на уровень цен, а поэтому при анализе рентабельности продаж прибыль соотносили не с выручкой, а с себестоимостью изделий и работ.

В условиях рыночной экономики этот способ расчета уровня рентабельности продаж уступил свое место показателю, исчисленному как отношение прибыли к выручке от продаж. Такая трансформация показателя рентабельности продаж связана с отказом от централизованного ценообразования, предоставлением права самим хозяйствующим субъектам устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) с учетом не только их себестоимости, но и спроса на изделия и работы, их потребительских свойств, уровня конкуренции и других рыночных факторов. В этих условиях прибыль от продаж все в меньшей степени зависит от издержек производства и ее отношение к себестоимости не дает представления о реальной доходности изделий и работ. Основным критерием рентабельности продукции (работ, услуг), интересующим внешних пользователей информации о результатах деятельности организации, является величина прибыли, которую приносит каждый рубль выручки от продаж.

Уровень рентабельности продаж, % = Прибыль от продаж х 100/Выручка (нетто) от продаж.

Методику анализа рассмотрим на примере данных по двум видам продукции, представленным в таблице 1.

№ п/п Показатели Виды продукции Итого
    А Б  
  Цена за единицу продукции:      
  а) по плану     х
  б) по отчету     х
  в) отклонение   –2 х
  Объем продаж, единиц:      
  а) по плану      
  б) по отчету      
  в) отклонение –10 +20 +10
  Выручка от продажи продукции:      
  а) по плану 10 х 30 = 300 20 х 60 = 1200  
  б) по отчету 12 х 20 = 240 18 х 80 = 1440  
  Доля в объеме продаж:      
  а) по плану 300/1500 = 0, 20 1200/1500 = 0, 80  
  б) по отчету 240/1680 = 0, 14 1440/1680 = 0, 86  
  в) отклонение 0, 14 – 0, 20 = –0, 06 0, 86 – 0, 80 = +0, 06
  Переменные затраты на единицу продукции:      
  а) по плану     х
  б) по отчету     х
  в) отклонение   –1 х
  Переменные затраты на весь объем проданной продукции:      
  а) по плану 7 х 30 = 210 15 х 60 = 900  
  б) по отчету 8 х 20 = 160 14 х 80 = 1120  
  Постоянные затраты:      
  а) по плану х х  
  б) по отчету х х  
  в) отклонение х х +50
  Маржинальный доход на единицу продукции:      
  а) по плану 10 – 7 = 3 20 – 15 = 5 х
  б) по отчету 12 – 8 = 4 18 – 14 = 4 х
  Маржинальный доход на весь объем продаж:      
  а) по плану 3 х 30 = 90 5 х 60 = 300  
  б) по отчету 4 х 20 = 80 4 х 80 = 320  
  Уровень доходности продукции, %:      
  а) по плану 3/10 х 100 = 30, 0 5/20 х 100 = 25, 0 х
  б) по отчету 4/12 х 100 = 33, 3 4/18 х 100 = 22, 2 х
  в) отклонение 33, 3 – 30, 0 = +3, 3 22, 2 – 25, 0 = –2, 8 х

Используя приведенные в таблице 1 данные, рассчитаем необходимые для факторного анализа рентабельности продаж показатели.

1) Прибыль от продаж, руб.:
а) по плану = 1500 – 1110 – 200 = 190;
б) по отчету = 1680 – 1280 – 250 = 150;
в) отклонение = 150 – 190 = –40.

2) Уровень рентабельности продаж, %:
а) по плану = 190/1500 х 100 = 12, 7;
б) по отчету = 150/1680 х 100 = 8, 9;
в) отклонение = 8, 9 – 12, 7= –3, 8.

3) Уровень доходности продукции, %:
а) по плану 390/1500 х 100 = 26, 0;
б) по отчету = 400/1680 х 100 = 23, 8.

Как показали расчеты, рентабельность продаж по отчету оказалась ниже плана на 3, 8 процентного пункта. Данные таблицы 1 показывают, что на снижение рентабельности продаж повлиял каждый из частных показателей, определяющих ее уровень:
а) изменение цен на продукцию, их повышение на продукцию А и снижение на продукцию Б;
б) изменение ассортимента проданной продукции в связи с ростом объема продаж продукции Б и уменьшением количества проданной продукции А;
в) рост переменных затрат на единицу продукции А и их снижение по продукции Б;
г) превышение плановой суммы постоянных затрат на 50 тыс. руб.

Чтобы вскрыть глубинные причины снижения рентабельности продаж, проводят факторный анализ этого показателя.

Влияние основных факторов на уровень рентабельности продаж проявляется после видоизменения расчетной формулы с помощью показателей маржинального дохода и постоянных затрат и представления прибыли от продаж как разницы между маржинальным доходом и постоянными затратами. При этом расчетная формула для определения уровня рентабельности продаж примет следующий вид:

Уровень рентабельности продаж = (Маржинальный доход – Постоянные затраты)/Выручка (нетто) от продаж или Маржинальный доход/Выручка – Постоянные затраты/Выручка.

Показатель «Маржинальный доход/Выручка» выражает уровень доходности продаж, а показатель «Постоянные затраты/Выручка» — размер постоянных затрат, приходящихся на рубль выручки от продажи продукции (работ, услуг).

На уровень доходности отдельных видов продукции влияют переменные затраты, зависящие от производственных факторов, в том числе от применения ресурсосберегающей техники и технологии, внедрения прогрессивных форм организации труда рабочих и его оплаты, а также отпускные цены на изделия и работы, которые формируются в зависимости от их качества, уровня конкуренции, эффективности маркетинговой деятельности и т.п.

Постоянные затраты на рубль выручки характеризуют результаты управленческой деятельности организации, ее способность оптимизировать структуру управления, обеспечить эффективное функционирование всех ее отделов и служб.

Уровень доходности продукции (работ, услуг) анализируют как по отдельным их видам, так и по всему объему продаж в целом.

Постоянные затраты на рубль выручки могут быть исчислены лишь по организации в целом, поскольку в системе «Директ-костинг» эти затраты по видам изделий и работ не распределяют, а списывают в конце каждого месяца на финансовые результаты от основных видов деятельности организации. Поэтому в анализе прибыли по методике, основанной на категории маржинального дохода, ограничиваются расчетом среднего по основным видам деятельности уровня рентабельности продаж.

Поскольку каждый из этих показателей зависит от многочисленных факторов, связанных с эффективностью производства и управления организацией, для выработки управленческих решений, направленных на улучшение результатов хозяйственной деятельности организации, необходим факторный анализ рентабельности продаж. Методика такого анализа с использованием метода цепных подстановок представлена в таблице 2.

№ подстановки Факторы, влияющие на уровень рентабельности Уровень рентабельности продаж Изменение уровня рентабельности продаж
  уровень доходности продаж постоянные затраты на рубль выручки    
  плановый 0, 260 плановые = 200/1500 = 0, 133 0, 260 – 0, 133 =0, 127
  отчетный 0, 238 плановые 0, 133 0, 238 –0, 133 = 0, 105 0, 105 – 0, 127 = –0, 022
  отчетный 0, 238 отчетные = 250/1680 = 0, 149 0, 238 – 0, 149 =0, 089 0, 089 – 0, 105 = –0, 016

 

Для сопоставимости уровня доходности продаж с размером постоянных затрат на рубль выручки показатели доходности и рентабельности представлены в виде коэффициентов, а не процентов. Однако при обобщении результатов анализа удобнее пользоваться более привычным процентным выражением аналитических показателей.

Как следует из факторного анализа, понижение уровня рентабельности продаж явилось следствием негативного влияния каждого из двух основных факторов. Вследствие понижения доходности продаж уровень их рентабельности оказался ниже плана на 2, 2 (0, 022 х 100), а в результате роста постоянных затрат на рубль выручки — на 1, 6 (0, 016 х 100) процентного пункта.

В дальнейшем детально анализируют каждый из факторов, влияющих на рентабельность продаж, устанавливают его зависимость от факторов второго порядка. Сначала изучают влияние индивидуальной доходности отдельных видов продукции на средний уровень доходности всего объема продаж, а затем проводят факторный анализ уровня доходности продаж (табл. 3).

На изменение доходности всего объема продаж влияют два фактора:
1) структурные сдвиги, связанные с изменением планового соотношения между отдельными видами продукции, имеющими разный уровень индивидуальной доходности;
2) рост или снижение уровня индивидуальной доходности.

Показатели Продукция А Продукция Б Итого
1. Влияние доходности отдельных видов продукции на средний уровень доходности всего объема продаж, %:      
а) по плану 30 х 0, 20 = 6, 0 25 х 0, 80 = 20, 0  
б) по отчету 33, 3 х 0, 14 = 4, 7 22, 2 х 0, 86 = 19, 1 23, 8
в) отклонение 4, 7 – 6, 0 = –1, 3 19, 1 – 20, 0 = –0, 9 –2, 2
2. Влияние на средний уровень      
доходности продаж, %:      
а) структурных сдвигов –0, 06 х 30 = –1, 8 +0, 06 х 25 = +1, 5 –0, 3
б) индивидуальной доходности +3, 3 х 0, 14 = +0, 5 –2, 8 х 0, 86 = –2, 4 –1, 9
продукции      
в) общее влияние –1, 8 + 0, 5= –1, 3 +1, 5 – 2, 4= –0, 9 –2, 2

 

Влияние доходности отдельных видов продукции на средний уровень доходности всего объема продаж рассчитывают путем умножения индивидуальной доходности каждого вида продукции на его долю в объеме продаж соответственно по плану и по отчету.

Влияние на изменение среднего уровня доходности продаж структурных сдвигов определяют путем умножения отклонения фактической доли каждого вида продукции в объеме продаж от плана на плановый уровень доходности продукции. Влияние изменения доходности каждого вида продукции находят как произведение отклонения фактической индивидуальной доходности от плана и доли каждого вида продукции в фактическом объеме продаж.

Как показали расчеты, средний уровень доходности по плану равен 26%, при этом вклад продукции А в этот результат составил 6%, а продукции Б — 20%. Фактический уровень доходности оказался ниже плана на 2, 2 процентного пункта, в том числе продукции А на 1, 3, а продукции Б — на 0, 9 процентного пункта.

Уменьшение вклада продукции А в средний уровень рентабельности продукции на 1, 3 процентного пункта связано, с одной стороны, с понижением доли этого вида продукции на 6%, а с другой — с повышением индивидуальной доходности этого вида продукции на 3, 3 процентного пункта. Под влиянием первого фактора доходность продаж упала на 1, 8, а за счет второго фактора — выросла на 0, 5 процентного пункта.

Увеличение удельного веса продукции Б в общем объеме продаж обеспечило повышение ее вклада в средний уровень доходности продаж на 1, 5 процентного пункта. Однако в результате понижения индивидуальной доходности продукции Б ее влияние на доходность всего объема продаж оказалось на 2, 4 процентного пункта меньше, чем предусматривалось планом. В результате разнонаправленного влияния этих факторов вклад продукции Б в средний уровень доходности продаж уменьшился на 0, 9 процентного пункта.

Подводя итоги по результатам факторного анализа доходности продаж, необходимо отметить ее снижение на 2, 2 процентного пункта в результате уменьшения вклада каждого вида продукции в средний уровень доходности продаж.

Отрицательное влияние структурных сдвигов на доходность всей продукции явилось следствием понижения доли в общем объеме продаж более доходной продукции А, плановый уровень доходности которой равен 30 %, и соответствующего увеличения доли менее доходной продукции Б, плановая доходность которой составила 25%.

Единственным положительным результатом, выявленным в ходе факторного анализа, является повышение по сравнению с планом индивидуальной доходности продукции А. Однако это повышение происходило на фоне падения доходности продукции Б, которая доминировала в общем объеме продаж. Поэтому незначительный прирост уровня доходности продаж (на 0, 5 процентного пункта) под влиянием индивидуальной доходности продукции А был сведен на нет более весомым отрицательным влиянием на доходность продаж понижения индивидуальной доходности продукции Б (падение доходности на 2, 4 процентного пункта).

Анализ уровня рентабельности продаж предполагает выработку мероприятий, направленных на использование выявленных резервов роста прибыли по каждому из следующих основных направлений:
1) увеличение объема продаж на основе повышения качества продукции (работ, услуг), проведения эффективной ассортиментной политики, совершенствования маркетинговой деятельности и т.п.;
2) применение эффективных методов ценообразования, обеспечивающих оптимальное сочетание отпускных цен и объема продаж и способствующих росту объема продаж и прибыли;
3) снижение переменных затрат на производство продукции за счет экономии и рационального использования сырья, материалов, топлива и энергии, повышения производительности труда и т.д.;
4) экономия на постоянных расходах, связанных с управлением и обслуживанием производства, путем внедрения прогрессивных структур управления, упразднения излишних и дублирующих управленческих звеньев, ликвидации штатных излишеств и т.п.

Предположим, что по результатам анализа принято решение об увеличении доли более доходной продукции А в общем объеме продаж до 30% и уменьшения доли менее доходной продукции Б до 70%. Посмотрим, как повлияет это решение на уровень рентабельности продаж при прочих равных условиях, то есть при сохранении на прежнем уровне общего объема продаж, переменных и постоянных затрат (табл. 4).

Показатели Продукция А Продукция Б Итого
1. Доля в объеме продаж, %      
2. Выручка (нетто), тыс. руб. 0, 3 х 1680 = 504 0, 7 х 1680 = 1176  
3. Объем продаж, ед. 504/12 = 42 1176/18 = 65  
4. Переменные затраты на весь объем продаж, тыс. руб. 42 х 8 = 336 65 х 14 = 910  

 

Прибыль будущего периода составит 184 тыс. руб. (1680 – 1246 – 250). Этот результат на 34 тыс. руб. (184 – 150) больше прибыли отчетного периода. Следовательно, даже не увеличивая объем продаж, а лишь пересмотрев ее ассортимент, можно получить на 34 тыс. руб. прибыли больше, чем было получено в отчетном периоде. При этом рентабельность продаж составит 10, 9% (184/1680 х 100) и превысит уровень отчетного года на 2 процентных пункта (10, 9 – 8, 9).

По такой же методике определяют возможный уровень рентабельности продаж при использовании других резервов его повышения. При этом осуществляют многовариантные расчеты, позволяющие выбрать оптимальное значение факторов, влияющих на рентабельность продаж, и получить максимальную прибыль от продажи продукции (работ, услуг).

Применение рекомендуемой методики анализа вооружит управленческий персонал организации знаниями глубинных механизмов формирования финансового результата, позволит оперативно отслеживать его динамику, своевременно вскрывать негативные тенденции и вырабатывать эффективные меры по их преодолению и достижению намеченной прибыльности бизнеса.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.