Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление И РЕЧЬ






Общая характеристика мышления. Вся жизнь человека, и, прежде всего практика, постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много непонятного, неизвестного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, необходимо все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений вещей. Каждый человек, когда мыслит, тем самым самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного. Так, А.В. Брушлинский дает понимание мышления как социально-обусловленного, неразрывно связанного с речью психического процесса поисков и открытия нового, то есть процесса опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы (А.В. Петровский, 1986). Чувственное познание и мышление. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия и затем может перейти в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника – из чувственного познания. В процессе мышления, используя данные ощущения, восприятия и представления, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, то есть начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, изучение элементарных частиц связано с проблемой, невозможности их увидеть, однако, благодаря абстрактному мышлению, человек сумел доказать, что они существуют и обладают определенными объективными свойствами. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в ходе практики, в ходе практического преобразования природы и общества.

Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности еще совершенно недостаточно расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга «Распутать» весь этот клубок зависимостей и связей, который выступает в нашем восприятии во всей своей красочности и непосредственности, просто невозможно с помощью одного лишь чувственного познания.

Для мыслительной деятельности человека существенна взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным сознанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся как бы перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы.

Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное свойство и как бы закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль приобретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становиться непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания и осуществляется с помощью языка – в книгах, журналах, чертежах. Во всем этом очень показательно выступает социальная природа человеческого мышления (в психологическом плане она исследовалась в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др.).

В процессе общественно-исторического развития познания и преобразования природы и общества вырабатываются, развиваются и систематизируются научные знания. Иначе говоря, возникает и непрерывно возрастает совокупность зафиксированных с помощью языка основных достижений и результатов познания, сложившихся в систему науки – физики, химии, биологии, социологии, психологии. Это историческое развитие познания и возникающая в итоге система научных знаний составляют предмет теории познания (т.е. гносеологии как части философии) и логики. Теория познания как философская дисциплина исследует наиболее общие закономерности всей познавательной деятельности. Например, она исследует возникновение и развитие в ходе человеческой истории таких категорий, как бытие, материя, сознание, качество, количество. На основе философских, предельно общих принципов теории познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделить три вида мышления:

1) наглядно-действенное;

2) наглядно-образное;

3) логическое.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического действования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается – сначала в простейших формах – отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий.

Наглядность играет двоякую роль в процессе развития понятий у учащихся.

С одной стороны, она облегчает этот процесс, но с другой стороны, не всякая наглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления у школьников.

Логическое мышление связывается с овладением человеком приемами логической обработки знаний.

Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение «металлы при нагревании расширяются» выражает связь между изменениями температуры и объема металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-то о чем-то. Они утверждают, или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим «Земля вращается вокруг Солнца», мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами. Когда мы раскрываем содержание понятия «Великая Октябрьская социалистическая революция», мы высказываем ряд суждений, характеризующих основные отличительные признаки этого исторического события.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например: «Сумма внутренних углов треугольника в геометрии Евклида не равна двум прямым».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: " Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам; в единичных суждениях – только к одному (" Некоторые студенты – отличники"; " Этот ученик плохо выучил урок").

Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: " Этот стол – коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Когда впоследствии эти элементы были открыты и исследованы, то оказалось, что многие его теоретически выведенные предсказания (суждения) подтвердились.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: " Все сланцы горючи" (общая или большая посылка), " Данное вещество является сланцем" (частная или меньшая посылка). Вывод, получаемый в ходе умозаключений из этих двух посылок, называется заключением (" Данное вещество горюче").

В такой умозаключающей, рассуждающей (и, в частности, предсказывающей) " работе" мышления наиболее отчетливо проявляется его опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение – это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что " все сланцы горючи" (первое суждение) и что " данное вещество является сланцем" (второе суждение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что " данное вещество горюче" (третье суждение, выведенное из первых двух); причем уже не требуется специально прибегать к непосредственной опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посылками умозаключения.

В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: " Все сланцы горючи" (общая или большая посылка), " Данное вещество является сланцем" (частная или меньшая посылка). Вывод, получаемый в ходе умозаключений из этих двух посылок, называется заключением (" Данное вещество горюче").

Различают умозаключения двух основных видов:

1) индуктивные (индукция);

2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров (т.е. от частных суждений) к общему положению (к общему суждению).

Например, после того как установлено, что электропроводностью обладают и железо, и медь, и алюминий, и платина, становится возможным обобщить все эти частные, отдельные, единичные факты в общем суждении: " Все металлы электропроводны".

Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению. Одним из наиболее распространенных видов дедуктивного умозаключения является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение, обратное индуктивному, идущее не от частного и общему, а от общего к частному и единичному:

Все металлы – электропроводны.

Олово – металл.

Следовательно, олово – электропроводно.

Процесс мышления – это, прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений, это расчленение познаваемого объекта на различные " части" и компоненты. В ходе анализа какого-либо предмета те или иные свойства последнего, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особенно " сильными" раздражителями и потому выступают на передний план. Раздражители вызывают сильный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа является определенное соотношение возбуждения и торможения в высших этажах головного мозга.

Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее.

Закономерности анализа, синтеза и обобщения – суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Все операции взаимосвязаны. Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью.

С появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство, и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Человеческое мышление – в таких бы формах оно ни осуществлялось – невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Формируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формирует их и для себя. Такое формирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение. В слове, в формировании мысли заключены важнейшие и необходимые предпосылки дискурсивного мышления. Формулировка мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.