Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и основные признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности.






Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения или общественно опасного деяния и представляет собой особое правоотношение.

Признаки юридической ответственности:

- связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;

- имеет государственно-принудительный характер;

- применение в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой;

- влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;

- возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными гос органами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна.

Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:

- уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;

- административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;

- гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

- дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства: 1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права; 2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств; 3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями; 4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты; 5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством. В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Общие требования, которым должно отвечать правовое государство: соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе; ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем; строгое соответствие текущего законодательства конституционному; практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам; диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства; наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе; учет общественного мнения; наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры; высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан. Итак, правовое государство обеспечивает: 1) верховенство права и закона; 2) максимальную гарантию прав и свобод человека; 3) равенство всех перед законом и судом. Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями. Структура гражданского общества Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах; общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.); союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые средства массовой информации; церковь; семья Важными факторами становления гражданского общества являются: 1) экономические – многоукладная экономика, разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения; 2) политические – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним; 3) духовные – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения; свобода совести, цивилизованность. Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития. В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента: осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную; создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти; функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам. Такой механизм сложился в результате длительной эволюции государства и гражданского общества. Для успешного функционирования политической системы из возможных вариантов взаимосвязи государства и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства и эффективно функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное свертывание функций государства, искусственное упразднение их или неспособность эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство слабости общества. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, ибо почти вся история России насыщена фактами насильственного отношения государства к народу.

Соотношение правовой культуры и правосознания. С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура представляет собой часть обшей культуры. Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов: идеологический элемент (правовая идеология); психологический элемент (правовая психология); поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению. Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности. Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей. К ним, в частности, относятся: уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки; уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.); уровень правосознания граждан и должностных лиц; уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов; состояние правового образования, правовою воспитания и др. Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата. Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества. Правовая культура личности зависит от следующих показателей: знания и понимания права; уважения к праву в силу личного убеждения; умения пользоваться правом; подчинения своего поведения требованиям норм права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.