Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобальные проблемы современности. Тема 14. Будущее человечества






Тема 14. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Изучив материал данной темы, необходимо уяснить причины, масштабность и перспективы возможного разрешения глобальных проблем человечества. Следует обратить особое внимание на следующие положения:

1. Во второй половине ХХ – начале XXI веков возникли не имевшие аналогов в истории, качественно новые явления, связанные с научно-техническим развитием и приведшие к системному кризису, для своего разрешения требующего усилий всего человечества.

2. Различные группы глобальных проблем взаимосвязаны, образуют единую и чрезвычайно сложную, многофакторную систему, в которой все компоненты взаимообусловлены.

3. Происходящий в настоящее время процесс глобализации однополярен, ориентирован на американскую цивилизационную модель и не учитывает разнообразие культурных особенностей многополярного мира, что не способствует в целом его успеху.

4. Ориентация бедных государств на материальное благополучие развитых стран теоретически неверна вследствие ограниченности ресурсов Земли и неэкологичности современных технологий.

5. Концепция человеческого существования должна учитывать и будущее, которое возможно прогнозировать исходя из прошлого и настоящего.

6. Прогнозирующее философское мышление призвано определять деятельность современного человека, поэтому актуальным становится поиск критериев «разумных» потребностей, становление экологической, экономической, политической этики.

7. Следствием существенной коррекции общей картины мира и нового понимания соотношения человека и природы, необходимости их совместного развития (коэволюции) должна стать смена парадигмы в этических науках.

 

Лекция 14

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в XXI век, унаследовав от предшествующего века целый ряд глобальных проблем, которые к настоящему времени значительно обострились. Как известно, проблема означает трудную сложную задачу, в проблеме всегда фиксируется противоречие. И, следовательно, само понятие «глобальная проблема» означает общечеловеческую проблему, т.е. наличие противоречия глобального масштаба, затрагивающего все народы земного шара. Каким будет XXI век, можно судить по предшествующей эпохе, подготовившей почву для будущего.

XX в. был переломным не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не открывало дороги в космос, никогда до этого человечеству не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2, 5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса».

Если даже удастся избежать мировой ядерной войны, угроза существованию человечества на Земле все равно останется, ибо планета не выдержит непосильной нагрузки, которая образовалась в результате деятельности человека.

Во второй половине ХХ – начале ХХI веков возникли качественно новые явления, не имевшие аналогов в истории. Масштабы человеческой деятельности таковы, что развитие общества уже нельзя рассматривать отдельно от живой природы и окружающей среды в целом. Возросло техническое могущество человека, другими стали образы жизни людей, их взаимодействие между собой и окружающей средой. Произошли такие коренные изменения в средствах коммуникации и связи, вследствие которых человек оторвался от непосредственного контакта с внешним миром.

Состояние, переживаемое человечеством, с полным правом можно назвать временем крутого цивилизационного перелома, временем тревог и надежд. Человек стремится жить по-новому, найти свое место в жизни. И это стремление порождает зачастую страх, неуверенность в будущем. Эпоха бездуховного, во многом бездумного господства материальных ценностей и технических достижений ввергла общество в состояние системного кризиса. Различного рода преобразования, которые сопровождаются сменой жизненных ориентаций, переоценкой ценностей, меняют сознание и психологию людей. Поэтому в обществе процветает голый практицизм, стремление к быстрому обогащению, мошенничество, обман, жизненными ориентирами для многих людей становятся сила, деньги и власть.

Человечество подошло к опасному рубежу. Надвигается системныйкризис в жизни общества: экологический, социальный, финансово-экономический, политический, т.е. кризис во всех областях жизни. В настоящее время появилась наука глобалистика, исследующая глобальные процессы, наличие которых создает опасную для всего человечества ситуацию. Рассмотрим, в чем особенности глобальных проблем.

Особенности глобальных проблем в том, что они:

1. Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира и социальных слоев.

2. Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3. Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4. Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

5. Приводят к значительным экономическим и социальным потерям.

Большинство проблем, которые сегодня стали глобальными, сопровождало человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодоления нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, из-за невиданных масштабов преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. В наше время глобальные проблемы демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств и одновременно выявляют глубокую противоречивость этого единства. Что же породило глобальные проблемы? Основной причиной глобальных проблем является непрерывный научно-технический прогресс, воздействующий на все сферы жизни. Это приводит:

1) к формированию целостности современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями;

2) к кризису мировой цивилизации, связанному с возросшей экономической мощью человека и огромным масштабом его деятельности, радикально изменившей природу, общество и образ жизни;

3) к неравномерности развития стран и культур, которая воспринимается как несправедливость, что, в частности, рождает сейчас такую актуальную проблему, как международный терроризм*.

______________________________________________________________________

Дополнительная информация:

Не все исследователи согласны с тем, что глобальные проблемы современности порождены лишь научно-техническим прогрессом человечества. Интересная гипотеза, основанная на предположении закономерности переживаемого планетарной цивилизацией системного кризиса, предложена ученым-физиком А. Д. Пановым (Завершение планетарного цикла эволюции? // Философские науки, №№ 2, 3, 2005). Кратко ее суть состоит в следующих основных предположениях:

1. Сегодняшнее состояние планетарной системы уникально, детерминировано эволюцией жизни и сопоставимо с возникновением этой жизни приблизительно 4 млрд. лет назад. Эволюция планетарной системы, хотя в определенном смысле однонаправленна, имеет векторный характер, но не является гладкой. История системы представляет собой последовательность сменяющих друг друга фаз, качественно различных между собой и разделенных фазовыми переходами, не являющимися случайными, определяющимися различными эволюционными кризисами и имеющими характер «планетарных революций».

2. При прохождении системой момента фазового перехода решающим фактором дальнейшего направления эволюции оказывается «избыточное внутреннее разнообразие системы» – формы организации системы, не играющие системообразующей роли в предыдущей фазе, но после эволюционного кризиса некоторые из этих форм становятся новым системообразующим фактором (при этом старые эволюционные формы полностью не элиминируются, продолжая сосуществовать с новыми, часто включаясь в них как подсистемы).

3. После планетарной революции система переходит в состояние, менее равновесное, чем предыдущее, и для сохранения гомеостаза должна реализовать ряд компенсирующих механизмов. Важнейшим из них на этапе эволюции цивилизации является совершенствование культурных регуляторов, противостоящих росту разрушительной силы новых технологий («гипотеза техно-культурного баланса»).

4. История эволюции нашей планетарной системы есть часть Универсальной истории развития материи от Большого взрыва до возникновения разума.

Основываясь на этих предположениях и мнении по ряду вопросов компетентных исследователей (Моисеева Н. Н., Назаретяна А. П., Дьяконова И. М., Снукса Г., Капицы С. Г., Кэролла Р., Ясперса К. и др.), Панов А. Д. выделяет в эволюции земной жизни следующие планетарные революции:

0. Возникновение жизни на Земле (около 4 млрд. лет назад) – главным

системообразующим фактором биосферы стала прокариотная, не нуждающаяся в кислороде, фауна, но при обогащении атмосферы кислородом в результате деятельности цианобактерий возникли первые эвкариоты и даже примитивные многоклеточные организмы, причем эвкариотная фауна существовала пока еще в форме избыточного внутреннего разнообразия.

1. Кислородный кризис, или неопротерозойская революция (около 1, 5 млрд. лет назад) – кислород, которым обогащалась планета, был сильным ядом для анаэробных прокариотов, они стали вымирать. Кислородный кризис стал первым в истории Земли глобальным экологическим кризисом, он сделал возможным дальнейшее развитие аэробных форм жизни, эвкариотов и примитивных многоклеточных существ.

2. Кембрийский взрыв (590 – 510 млн. лет назад) – возникают практически все современные филогенетические стволы многоклеточных животных, включая позвоночных, жизнь постепенно стала выходить на сушу и осваивать ее. В конце Палеозоя возникли первые пресмыкающиеся (избыточное разнообразие), ставшие системообразующим фактором следующей фазы развития планетарной системы.

3. Революция пресмыкающихся (235 млн. лет назад) – внезапно и быстро вымерли практически все отряды палеозойских земноводных, Мезозой – уже эра господства пресмыкающихся. Но в юрском периоде (середина Мезозоя) появилось и избыточное разнообразие системы, представленное первыми примитивными млекопитающими.

4. Революция млекопитающих и птиц (около 66 млн. лет назад) – вымерли динозавры, что нельзя объяснить падением метеорита, поскольку вымирание длилось 1 – 2 млн. лет, а пыль и сажа могли держаться в атмосфере максимум несколько месяцев, при этом глобальных климатических изменений на планете в этот период не отмечается. Произошел гигантский всплеск разнообразия млекопитающих и птиц, голосеменные растения вытеснились покрытосеменными (цветковыми) растениями.

5. Начало неогена (25 – 20 млн. лет назад) – резкое обновление флоры и фауны, которые приобрели практически современный вид. Возникновение человекообразных обезьян (гоминоидов) носило характер сильнейшего эволюционного взрыва.

6. Начало антропогена (около 4, 4 млн. лет назад) – первые ископаемые гоминиды отделились от обезъяноподобных гоминоидов, произошел всплеск разнообразия представителей рода Homo.

7. Олдовай, палеолитическая революция (2, 0 - 1, 6 млн. лет назад) – появление первых очень грубо обработанных галечных орудий, созданных Человеком умелым (Homo habilis).

8. Шелль (0, 7 - 0, 6 млн. лет назад) – овладение огнем, изготовление Человеком прямоходящим (Homo erectus) топоровидных орудий, грубых рубил.

9. Ашель (около 0, 4 млн. лет назад) – совершенствуются и стандартизируются орудия, появляются как проявление избыточного разнообразия неандерталец и неоантроп (Homo sapiens).

10. Мустье, культурная революция неандертальцев (150 – 100 тыс. лет назад) – лидером планетарной системы становится неандерталец, совершенствующий орудия и строящий жилища. Рождаются первые примитивные религии. Но Homo sapiens по-прежнему не играет существенной роли.

11. Верхнепалеолитическая революция, или культурная революция кроманьонцев (около 40 тыс. лет назад) – вымирают неандертальцы, и носителем культуры становится человек современного вида. Совершенствуются знаковые системы коммуникации, каменные орудия, распространяется наскальная живопись.

12. Неолитическая революция (12 – 9 тыс. лет назад) – в результате развития охотничьих технологий истреблены популяции и целые виды животных, что способствовало подрыву пищевых ресурсов человека и демографическому спаду. Ответом на кризис ресурсообеспечения и демографический кризис стал переход от присваивающего хозяйства к производящему (земледелие, скотоводство). Появляются «предки» городов, но они еще не являются существенным системообразующим фактором (избыточное разнообразие).

13. Начало древнего мира, или городская революция (V – IV вв. до н.э.) – вследствие использования бронзовых орудий, демографического взрыва и обострения конкуренции за плодородные земли массово распространялись крупные человеческие агломерации, возникли письменность и первые правовые документы, бюрократия и классовое общество, ремесла. В значительной мере городская революция обусловливалась нарушением техно-гуманитарного баланса, вызванного появлением оружия из бронзы.

14. Железный век, или эпоха империй, или революция осевого времени (800 – 500 гг. до н.э.) – возникновение технологии получения железа привело к чрезвычайно кровопролитным войнам. Ответом на кризис техно-гуманитарного баланса было объединение мелких государств в более крупные образования и возникновение представлений о личности как суверенном носителе морального выбора (последнее как характерное для этой эпохи подметил и К. Ясперс – практически одновременно в разных местах появились мыслители нового типа: Заратустра, иудейские пророки, Сократ, Будда, Конфуций и др.).

15. Гибель древнего мира, начало средневековья (400 – 600 гг.) – кризис и падение Римской империи, последующее распространение феодальных государств и княжеств при ведущей роли мировых религий.

16. Первая промышленная революция (1450 – 1550 гг.) – возникновение мануфактур, Великие географические открытия, культурный переворот Нового времени.

17. Вторая промышленная революция (1830 – 1840 гг.) – возникло механизированное производство, наступила эпоха пара и электричества, произошло изменение уровня техно-гуманитарного баланса (формирование негативного отношения к войне), положено начало глобализации в области информации (был изобретен телеграф).

18. Информационная революция (около 1950 г.) – переход промышленно развитых стран в постиндустриальную эпоху, характеризующуюся занятостью большей части населения не в материальном производстве, а в сферах обслуживания и переработки информации. Изменился уровень техно-гуманитарного баланса – войны между супердержавами вытесняются в виртуальную область и принимают форму «холодной войны».

19. Информационная глобализация, кризис и распад социалистического лагеря (1991 г.) – распад мировой системы тоталитарной плановой экономики, снижение уровня глобального военного противостояния, становление мировой информационной сети.

При рассмотрении выделенных А. Д. Пановым планетарных революций нетрудно заметить, что временные интервалы между ними стремительно сокращаются – от миллиардов лет до сотен миллионов, десятков миллионов, миллионов, сотен и десятков тысяч, тысяч, сотен, и, наконец, десятков лет. Это – проявление хорошо известного эффекта «ускорения исторического времени». Но, как отмечает автор рассматриваемой нами гипотезы, промежутки между революциями не просто сокращаются, но сокращаются в среднем в одной пропорции, порождающей сходящуюся геометрическую прогрессию. И, что характерно, подобная закономерность распространяется не только на эволюцию биосферы, но и на социальную историю человечества, что позволяет сделать вывод об их единстве, а социальную эволюцию рассматривать как продолжение биологической (вспомним о «коэволюционном» развитии человека и природы).

Ускорение «планетарных революций».

где: x – время в млрд. лет;

y – «планетарные революции»;

– начало жизни на Земле;

– точка сингулярности;

А – начало антропогенеза.

Для лучшего восприятия приведенной информации построим приблизительный график зависимости планетарных революций от времени (см. рис.).

Далее автор отмечает, что каждая последующая фаза эволюции планетарной системы в 2, 67 раза короче предыдущей. И – неожиданный вывод: так как эволюция жизни на планете имела начало около 4 млрд. лет назад, она может продолжаться лишь конечное время, причем мы вплотную подошли к окончанию «масштабно-инвариантной» планетарной истории – к точке сингулярности, пределу последовательности фазовых эволюционных переходов. Длительность фаз развития в этой точке стремится к нулю, а количество фазовых переходов в единицу времени – к бесконечности.

Нетрудно математически подсчитать, что точка сингулярности, «конец истории», «омега» (последняя буква греческого алфавита) планетарной эволюции соответствует по времени 2015 году с ошибкой в 15 – 20 лет.

В подтверждение своих расчетов А. Д. Панов приводит близкие к своим результаты, полученные другими независимыми от него исследователями, использующими иные методики:

1) А. Е. Чучин – Русов, положив в основу анализа последовательность «культурно-экологических формаций», выделив их четыре с соотношением длительностей 104 : 103: 102: 101, пришел к выводу о существовании предела этой последовательности, названного им «точкой схождения» - в 2015 году.

2) С. П. Капица вывод о существовании точки сингулярности истории делал на основании закона роста населения земного шара: длительное время оно росло по гиперболе, и если положение не изменится, гипербола должна обратиться в бесконечность приблизительно в 2025 – 2030 гг. Этот же исследователь распространял на всю историю человечества вывод о масштабной инвариантности последовательности исторических эпох, предложив для фактора ускорения значение 2, 5 - 3, 0.

3) Г. Снукс при анализе биосферных изменений предложил для длительностей «волн жизни» и их интенсивности, выраженной в генерируемой ими биомассе, фактор ускорения, равный 3.

Также по поводу совпадения следует сделать еще одно любопытное замечание. Христианская теология, в общем-то, чуждая идее эволюции, по-крайней мере, интерпретации ее как саморазвития, делает эсхатологическое заключение о конце мира и его истории после второго пришествия Христа. Подобное утверждение, конечно, не означает ввержение мира в «ничто», завершится лишь история падшего греховного человечества, которое должно перейти в состояние Богочеловечества, обладающего божественными качествами – вневременностью и внепространственностью.

Находится ли что-либо за точкой сингулярности, по мнению автора рассмотренной нами гипотезы? Для ясности прогнозирования он использует синергетическое понятие аттрактора – траектории в пространстве состояний системы, к которой притягиваются все реальные траектории. Аттрактор планетарной истории – это идеальная масштабно-инвариантная последовательность точек, вокруг которой флуктуируют точки реальных революций. Таким образом, сегодня мы находимся в непосредственной близости от сингулярности аттрактора истории. За этой точкой масштабная инвариантность эволюции должна быть каким-то образом нарушена.

Очевидно, что современное человечество находится в ярко выраженном предкризисном состоянии: исчерпываются ресурсы, налицо экологический кризис (фактически – уничтожение среды обитания), неуправляемая волна терроризма свидетельствует о нарушении техно-гуманитарного баланса. Но приближающийся эволюционный кризис необычен, поскольку он – «кризис кризисов», кризис всего четырехмиллиардного эволюционного пути.

Детальные прогнозы дальнейшего развития цивилизации делать сложно, но совершенно неизбежно следующее предсказание: в обозримом будущем эффекта масштабно-инвариантного ускорения исторического времени больше не будет, поскольку мы уже находимся вблизи точки, в которой скорость фазовых переходов формально бесконечна (апокалипсическое «времени больше не будет» – снова совпадение?). Характер эволюции планетарной системы за точкой сингулярности должен измениться глубочайшим образом, а история – пойти по совершенно новому руслу. Точка кризиса глобального аттрактора нашей истории является точкой бифуркации, а значит, возможны разные варианты преодоления сингулярности и разные траектории развития «постсингулярной цивилизации». От деталей нашего сегодняшнего поведения во многом зависит, что это будет за траектория, и глобальная катастрофа, к сожалению, является одной из возможностей нашего будущего.

Весьма существенно в свете современных процессов глобализации, что точку сингулярности человечество сможет преодолеть лишь как единое целое. С достижением этой точки уровень отбора переносится с внутрипланетного уровня на галактический. Можно предположить, что галактическую культурную среду, если таковая имеется, формируют цивилизации, сумевшие пройти отбор точки сингулярности.

Постсингулярное общество, по мнению А. Д. Панова, не может быть обществом всеобщего благоденствия и благополучия, поскольку невозможно вообще отменить действие чисто физиологических механизмов агрессии человека, являющейся не только деструктивным, но и творческим фактором его деятельности (последнее утверждение явно нуждается в более конкретной аргументации, во всяком случае, агрессия как детерминанта творчества должна быть точнее соотнесена с последним понятием – какого творчества, и что тогда есть творческая активность?).

О том, что эволюция Земли уже сегодня идет необычным путем, свидетельствует ряд признаков:

1. В условиях материального изобилия стабилизировался уровень населения в развитых странах (физические факторы ограничения роста отсутствуют, но население не растет).

2. Стремление к количественному росту сменяется стремлением к росту качественному, что, возможно, свидетельствует о тенденции перехода от экстенсивного развития цивилизации и планетарной системы к интенсивному (развитие вглубь – быть может, вскоре появится настоящий интерес не только к материальной составляющей жизни человека, но и к духовной?).

3. Изменение характера реализации космических программ. Программы 50 – 60-х гг. не были фантастикой (ввод в строй орбитальной космической станции на 25 – 100 человек к 1985 г., открытие космической солнечной электростанции в 2000 г., марсианская экспедиция к концу 90-х гг. и др.), но они основывались на линейной экстраполяции темпов экстенсивного технического развития того периода, и потому оказались несостоятельными.

Гипотеза А. Д. Панова представляет несомненный интерес, но, как и к любой иной гипотезе, к ней следует относиться настороженно, помня о том, что помещение любой действительности в «прокрустово ложе» схем, даже кажущихся идеальными, конечно, помогает аналитической деятельности исследователя, но при синтезировании полученных результатов эвристичнее проводить обобщение, оставляющее возможность выйти за рамки схем, двигаться к новому знанию. Также нужно отметить, что любая периодизация событий всегда условна и субъективна, часто просто подгоняется под заранее заданный результат. Но, тем не менее, критически относясь к какой-либо идее, не следует отрицать возможное наличие в ней истины.

__________________________________________________________________ Все глобальные проблемы взаимосвязаны, но для проведения анализа рассмотрим их подробнее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.