Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как социальная система






Культура представляет собой объект особой сложности. Она не является чисто природным образованием, хотя и связана с природой многочисленными нитями. Культура целиком зависит от человека, имеет субъективный источник происхождения, наполненный в то же время и объективным содержанием. Любое явление культуры имеет смысл только в деятельности человека, обретает свое реальное бытие лишь в том случае, когда творящий его субъект (человек) использует, повторяет и совершенствует его в процессе своей жизнедеятельности.

Вследствие этого, культура – это, прежде всего, характерный для данного человека или общества образ мыслей и образ действий. Именно культурные ценности и объединяют людей в единую социальную систему – общество. Поэтому культура есть социальный феномен, с одной стороны – результат и продукт жизнедеятельности общества и его основных сфер (духовной, экономической, политической, социальных и семейно-бытовых отношений), с другой – непосредственная формообразующая причина построения того или иного типа общества*.

______________________________________________________________________

Дополнительная информация:

В качестве наглядного примера воздействия явления культуры на структурирование общества приведем анализ роли протестантской религии в возникновении и развитии капиталистических отношений, проведенный Максом Вебером (1864 – 1920), создателем так называемой «понимающей социологии» (в которой, в отличие от объективной социологии О. Конта, стоящей в одном ряду с физикой, биологией и другими естественно-научными дисциплинами, конституирующим признаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию).

Общество, по Веберу – искусственное, созданное людьми явление, продукт человеческих действий, т.е. культурный продукт. Гипотеза Вебера о непосредственной роли протестантизма в возникновении капитализма не спекулятивна, она основывается на конкретных статистических данных, свидетельствующих о непропорционально большой численности протестантов среди владельцев капитала, менеджеров, квалифицированных рабочих и предпринимателей. Какое же духовное качество может, в первую очередь, определять выбор работы, связанной с капиталистической экономикой?

В поисках ответа Вебер обратился к достаточно популярному в его время понятию «дух капитализма», которое он интерпретировал как «капиталистический этос», или «капиталистическую культуру». О духе капитализма он говорит: «Если вообще существует объект, применительно к которому данное определение может обрести какой-то смысл, то это может быть только “исторический индивидуум”, то есть комплекс связей, существующих в исторической деятельности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения» (Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 70).

Коренное изменение мышления и выработку у людей нового отношения к труду, а значит, и возникновение «духа капитализма», Вебер связывает с религиозной Реформацией. Конечно, она не ставила своей целью формирование этого духа, да и капитализм в некоторых своих моментах старше Реформации, но дело в том, что под влиянием последней сложились определенные элементы культуры капитализма, нормативная сторона капиталистического поведения.

Главная догматическая черта протестантского учения (таких конфессий, как кальвинизм, методизм, пиетизм и ряд протестантских сект), по Веберу – идея предопределенности существования, в соответствии с которой каждый человек поставлен Богом на свойственное этому человеку место в жизни. Жить своей жизнью и прославлять Бога – главная задача человека, от которого не зависит ни изменение этой жизни, ни улучшение или ухудшение своего положения после смерти, поскольку и нахождение души в раю или в аду также уже предопределено Богом. Но человек может видеть знаки божественного расположения в своей жизни, а значит, своим благополучием, в том числе и материальным, он может доказать другим, а главное, себе, что избран Богом.

Объединение мирской и священной жизни (освящение первой) приводит к двум основным следствиям:

1. Практическое следствие – церковь, догматика, ритуалы католицизма излишни.

2. Идеологическое следствие – происходит процесс «расколдовывания» мира, освобождения его от магии ритуалов, поступков и молитв, претендующих на способность преобразовывать мир, последний становится проще, рациональнее.

Капиталист угоден Богу не потому, что он богат и может позволить себе вкусить земных радостей, а потому, что, выполняя свой долг приумножения капитала, не может отдыхать, уклоняясь от этого долга. Такова характерная черта протестантской морали, названная Вебером «мирским аскетизмом». С течением времени религиозный энтузиазм слабел, а поиск царства Божьего сменился следованием профессиональным добродетелям.

Не претендуя на полное объяснение причин возникновения капитализма, Вебер констатирует: «Один из конституционных моментов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры, – рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания – возник…из духа христианской аскезы» (Там же. – С. 205).

______________________________________________________________________

Когда мы говорим о культуре, то имеем в виду именно те элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы и возникают только в обществе. Вместе с тем, невозможно даже представить себе какой-либо культурный артефакт, всецело независимый от природы. Природа и культура взаимосвязаны, а сегодня и взаимозависимы. Если на начальном этапе исторического пути человечества единство культурного и природного носило характер подчиненности первого второму, то с прогрессом науки и техники это единство трансформировалось во взаимодействие с явным господством культуры над природой, по крайней мере, в пределах нашей планеты.

Выявим основные аспекты взаимодействия культуры и природы:

1. Хозяйственно-практический – от природных условий во многом зависит жизнедеятельность человека, и хотя в эпоху НТР природный фактор играет не такую роль, как ранее, уступив во многом человеческому фактору, однако он необходим для существования культуры.

2. Экологический аспект, тесно связанный с первым, предполагает необходимость соблюдения экологического равновесия, охраны природы и создания экологически чистых технологий. При усилении процесса активного воздействия человека на природу сегодня происходит отчуждение культуры от природы, в нашем все более искусственном мире возросшая мощь человечества обращается против него самого и приводит к глобальному экологическому кризису.

3. Медико-биологический аспект, проявляющийся в осознании человеком того, что природные явления имеют гораздо большее влияние на здоровье и самочувствие людей, чем это думали раньше.

4. Этический аспект – природа есть родная среда обитания, и она часто ассоциируется с важнейшей культурной ценностью, с любовью к родине.

5. Эстетический аспект – предполагает чувственное любование красотами природы.

Теперь выделим особые признаки, отличающие культуру от природного мира:

1. Прежде всего, в круг явлений культуры входят феномены, принципиально отличные от природы и никогда не встречающиеся в ней. Таковыми следует считать изготовление орудий труда и способ производства материальных благ, политическую организацию общества и его различные институты, язык, мораль, религию, науку, искусство, технику и т. д.

2. В круг явлений, объединяемых понятием «культура», входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами человека, а связаны с деятельностью человека в обществе, деятельностью сознательной, целенаправленной и социально организованной.

3. Социокультурная деятельность людей обязательно предполагает наличие определенного контроля над поведением людей и регуляции его со стороны общества, которое выражается в существовании правовых институтов, общезначимых норм морали, общественного мнения и авторитета.

4. Специфика культуры зависит также от характера индивидуальной и социальной психологии, типа темперамента, существующих в данном обществе обычаев, традиций, стереотипов поведения.

Таким образом, в едином социокультурном процессе следует различать:

а) саму культуру как таковую, весьма подвижную и изменчивую, проникающую во все сферы нашей жизни;

б) процесс воплощения культуры, ее «опредмечивание» в конкретных вещах и ценностях;

в) процесс приобщения к культуре и ее передачи от поколения к поколению.

Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходит закрепление и структурирование исторического опыта человечества, и вместе с тем культура обретает способность к изменчивости и саморазвитию. Преемственность и непрерывность культурного опыта обеспечивается стабильностью общезначимых для всего человечества достижений культуры.

Вместе с тем культурные ценности выступают регуляторами социальной жизни людей, их связей и взаимоотношений. Механизм социальной регуляции и социального контроля включает в себя нормы, правила и санкции. Нормы разделяются на запрещающие, очерчивающие сферу деятельности, препятствующие выходу за ее рамки и предписывающие определенный образ жизни и деятельности; и на поощряющие, которые оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять ему или не выполнять определенные социальные правила, формируют у личности стремление к достижению успеха.

Нормы-правила регулируют поведение людей в наиболее важных сферах социальной жизни, обеспечивая гарантию целостности общества, применяя определенные санкции за нарушение этих норм.

Санкции – это способы реагирования на деятельность человека в виде его поощрения или наказания, которые применяются при нарушении социальных норм, либо же, напротив, при постоянном выполнении этих норм, проявлении личной инициативы. Санкции бывают формальные и неформальные; если первые предусматривают четко определенную ответственность или награду, зафиксированную в указах и законодательных актах различного уровня, то неформальные санкции основаны на общественном мнении, осуждении или же, наоборот, проявлении уважения со стороны окружающих, повышении личного и общественного авторитета человека, совершившего благородный поступок.

Ослабление роли санкций, как негативных, так и позитивных, ведет к снижению эффективности механизмов социального контроля и к общественной дезорганизации. Реально не действующие санкции ведут к распаду социальных институтов, кризису морали и, в конечном счете, к общему упадку культурного потенциала общества.

Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты, а значит, к ней применимы понятия статики и динамики.

Инерционность, устойчивость культуры обеспечивается, прежде всего, общественными традициями. Возможно говорить о религиозных, моральных, национальных, трудовых, научных и других традициях, благодаря которым общество развивается, а новое поколение усваивает проверенные временем нормы культуры, достигнутый человечеством опыт.

Но культура не может и не обновляться, ведь изменения и творчество необходимы для ее существования. Этому способствуют, прежде всего, общественные новации (от лат. «обновление», «изменение»), в единстве с традициями являющиеся универсальными характеристиками любой культуры.

Различие в соотношениях традиций и новаций дает основание для разделения обществ на традиционные (преобладают первые) и современные (господствуют вторые). Важно понять, что для нормального функционирования социальной системы необходима сбалансированность традиций и новаций, поскольку чрезмерное отклонение к традиционному образу жизни приводит к застою и последующему старению и умиранию культуры, а превалирование новшеств в жизни общества неминуемо будет способствовать потере его культурой своих корней, что также приведет к разрушению культурных основ. Поэтому стабилизация и устойчивое развитие общества сегодня являются актуальнейшими проблемами.

Под стабильным положением следует понимать ситуацию, когда общество развивается естественно, эволюционно, а социокультурные институты, основанные на ценностях, господствующих в обыденной жизни, функционируют нормально, без кризисов. Важнейшими детерминантами стабильного общества являются также установившиеся модели социального поведения, обеспечивающие психологические привычки индивидов и формирование социального стандарта.

К чему же может привести устойчивое развитие культуры? Ответ кажется очевидным и ясным: к прогрессу общества. Однако в культурологических концепциях все не так однозначно, ведь культурная динамика может реализовываться, по мнению представителей различных школ, либо в поступательно-линейном, либо в циклическом виде (вспомним формационную и цивилизационную концепции общественного развития). Думается, наиболее правильным будет применение к решению этой проблемы диалектического синтеза, основывающегося на гармоничном сочетании противоречивых убеждений. Стабильно и устойчиво развивающиеся разнообразные исторические культуры конечны, но они привносят свой вклад в культуру общечеловеческую, универсальную, определяя вектор направленности ее развития. Каждая уникальная культура не возникает на пустом месте, она является витком восходящей спирали и предопределяет как стартовые условия для новых, более молодых культур, так и цель, направление их развития.

Наблюдая все большее преобладание в мире интеграционных процессов, можно сделать уверенный вывод о том, что, если только развитие человечества станет действительно устойчивым, процесс культурного синтеза с необходимостью приведет к созданию единой, общечеловеческой культуры.

 

Термины, необходимые для запоминания:

 

Аксиология (греч. «ценность» и «учение») – учение о ценностях.

Аксиологический – определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей.

Артефакт (лат. «искусственно сделанный») – здесь: что-либо, произведенное, переработанное, выращенное человеком.

Детерминанты (от лат. «определяющий») – определители, причины чего-либо.

Морфология (греч. «форма» и «учение») – учение о форме, наука о динамически целостных формах: биологических, духовных, культурных и т.п.

Семиотика (греч. «знак») – учение о знаках и о рядах знаковых форм.

Эвристика (греч. «отыскиваю», «открываю») – искусство изобретения; руководство к тому, как методическим путем находить новое.

Эвристический – относящийся к изобретению, открыванию, а также служащий нахождению нового.

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Охарактеризовать понятие «культура».

2. Чем отличаются понятия «культура» и «цивилизация»?

3. В чем причины многообразия определений культуры?

4. Выделите основные подходы к осмыслению культуры.

5. Какие функции выполняет культура?

6. Какую структуру имеет культура?

7. Назовите характерные для всех мировых культур черты.

8. Какие основы имеет любая человеческая культура?

9. Почему культура является социальным феноменом?

10. Каковы основные аспекты взаимодействия культуры и природы?

11. Чем культура отличается от природного мира?

12. Как регулируется социальная жизнь людей?

13. Выявите присущие культуре статику и динамику.

14. К чему может привести устойчивое развитие культуры?

 

Литература:

Основная литература

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2001.

2. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

3. Канке В.А. Философия. Учебник. – М.: Логос, 2001.

4. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

5. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

 

Дополнительная литература

1. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985.

2. Зиммель Г. Философия культуры. – М.: Юрист, 1996.

3. Ионин Л. Г. Социология культуры. Учебное пособие. – М.: Логос, 1998.

4. Комаров М. С. Введение в социологию. – М.: Наука, 1994.

5. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис, 1992.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, личность. – М.: Республика, 1991.

7. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е. Ф. Губского. – М.: ИНФРА – М, 1999.

8. Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.

9. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Искусство, 1993.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.