Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категории сущность и явление.






Существующие в мире детерминационные отношения позволяют особым образом характеризовать процесс познавательной деятельности человека. С одной стороны, он стремится познать сущность вещи, предмета, явления, события, с другой стороны, эта сущность как бы закрыта от него массой случайного, несущественного для данного объекта. Поэтому сущность проявляется своими отдельными сторонами, постигая совокупность которых, человек приближается и к познанию сущности как таковой.

В этом плане сущность – это всегда нечто абсолютное, а поэтому полностью не достижимое. Мы можем, например, считать, что абсолютно познали законы природы, приняв какую-то физическую концепцию (например, Ньютона). Но проходит время и оказывается, что наши знания о физическом мире были весьма неточны и неполны и что возможно другое физическое описание мира. Познаём ли мы в этом плане сущность или нет? С одной стороны, конечно, познаём: на этой основе мы можем прогнозировать и объяснять те или иные явления. А с другой – наше знание остается относительным, так как эту сущность мы познаём через явления, которые доступны для нас лишь настолько, насколько позволяют наши возможности и зачастую непредсказуемая глубина и сложность объекта познания.

Полная, или абсолютная, сущность, как отмечал Гегель, - это само бытие. Однако для познающего «сущность должна являться. Ее видимость (Scheinen) в ней есть ее... устойчивое существование (Bestehen) (материя)... Сущность поэтому не находится за явлением или по ту сторону явления, но именно потому, что сущность есть то, что существует, существование есть явление».

Таким образом, познавая явления, мы тем самым познаем и какие-то стороны сущности, приближаемся к ее таинственным глубинам. Это определяет относительность наших знаний о бытии в целом и, в то же время, означает, что мы, тем не менее, познаём мир и можем получить знание о различных его аспектах.

Форма и содержание – еще одна пара категорий, в которых реализуется диалектика познания. Любое явление проявляется для нас в определенной форме, которая подчеркивает устойчивость содержания, момент его статичности, определенности. Это – оформление сущности в конкретно-исторический момент ее познания, улавливание тех повторяющихся и необходимых связей, которые мы считаем закономерностью. Как форма не может существовать без содержания, так и содержание – без формы. Содержание всегда каким-то образом оформлено, а форма всегда оформляет некоторое содержание. Эта общефилософская закономерность подтверждает себя и в объективном мире, что позволяет говорить о соотношении формы и содержания в материальных системах. В этом случае содержание – это все то, что имеется в материальной системе, включая как ее элементы, так и структурные связи, а форма – это внешнее выражение, конкретная реализация типа существования данной системы.

Поэтому одно и то же содержание может иметь разные формы своего выражения. Например, демократическое устройство ряда государств может выражаться как в парламентской, так и в монархической форме (ФРГ и Англия). И, напротив, за одинаковой формой может быть скрыто различное содержание (например, одинаковое название партий и разное содержание конкретных партийных установок).

____________________________________________________________________

Термины, необходимые для запоминания:

Диалектика – метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются во всеобщей связи и развитии, с учётом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью.

Эклектика (от греческого eklego – выбираю) – механическое соединение различных сторон и свойств предмета или явления.

Догматизм (от греческого слова dogma – мнение) – способ метафизического мышления, при котором игнорируется принцип творческого развития и конкретности истины.

Субъективизм – это привнесение в исследуемый объект того, чего в нём нет и быть не может в данных условиях и в данный период времени; это принятие желаемого за действительное.

Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – концепция, выдвигающая сомнение в качестве принципа мышления, но при этом, подмечая относительность наших знаний, доходит до крайности в вопросе о познаваемости, подвергает сомнению вообще возможность познания мира.

Релятивизм (лат. relativus - относительный) – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Закон – существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый тип связи между явлениями, сформулированный в соответствии со спецификой человеческого познания.

Свойство – это своеобразное проявление объекта в его отношениях с другими объектами; оно заключается в способности производить то или иное действие.

Качество – категория, выражающая целостную определенность объекта и характеризуется структурой, свойствами, функциями и занимаемым местом в системе взаимосвязанных объектов.

Количество – категория, выражающая степень, интенсивность проявления качественной определенности объекта.

Мера – категория, которая выражает тот интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество объекта.

Эволюция – это развитие, связанное с количественными и качественными изменениями несущественных свойств и признаков объекта.

Революция – развитие, при которомколичественные изменения приводят к качественным изменениям существенных, основных свойств, сторон, признаков объекта.

Противоположности – такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга.

Отрицание – это такой момент связи в развитии, при котором новое, возникая на основе старого, преемственно сохраняет в своей структуре определенные черты, свойства, признаки старого.

 

Вопросы для закрепления материала:

 

1.Кто впервые представил диалектику в системной форме?

2.Кто из философов сформулировал основные законы материалистической диалектики?

3. Что собой представляет диалектический метод мышления?

4.Перечислите функции диалектики.

5.Назовите онтологические принципы диалектики.

6.Какие Вы знаете гносеологические принципы диалектики?

7.Какие методы мышления являются альтернативными диалектики?

8.Дайте характеристику таким приёмам мышления, как софистика и эклектика.

9.В чём сущность догматического способа мышления и субъективизма?

10.Выразите сущность закона единства и борьбы противоположностей.

11.Раскройте сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

13.Выразите сущность закона отрицания отрицания.

14.Какие Вы знаете соотносительные категории диалектики?

15.Дайте характеристику категориям «единичное - общее», «сущность - явление», «случайность - необходимость».

16.Выразите сущность взаимосвязи таких соотносительных категорий, как «целое - часть», «содержание - форма», «возможность - действительность».

 

 

Литература:

 

Основная литература

1.Философия: Учебное пособие.- М.: Издательство РДЛ, 2002.

2.Философия: Учебное пособие для технических вузов.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

4.Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

5.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2003.

Дополнительная литература

6.Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М., СПб, 2000.

7.История античной диалектики. М.: Мысль, 1972.

8.История диалектики. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1978.

9. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. М.: Наука, 1983.

10.Садовский В.Н. Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика // Вопросы философии. – 1995.№1.

11.Шешич Б.В. Две современные интерпретации диалектики // Философские науки. 1981. №6.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.