Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное и вненаучное знание






Поскольку не все знания можно проверить на практике, в процессе познания возможны заблуждения.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ – это суждения, образующие знания из ложных исходных положений. Ложные положения могут выводиться из наблюдений за реальными процессами. Так, например, люди уже в древности наблюдали такое явление, которое мы наблюдаем каждый день: солнце встаёт на Востоке и заходит на Западе, происходит видимое дневное перемещение солнца относительно Земли. Наблюдая также видимое ночное перемещение звёзд, древние мыслители пришли к выводу, что земля находится в покое и в центре мира. Это исходное положение было взято Аристотелем для создания картины мира: в центре мира неподвижная земля, 7 планет перемещаются по семи небесам, на 8 небе перемещаются звёзды, на 9 небе размещается творящий дух (бог). Таким образом, получены ложные знания о структуре мира из исходного ложного положения, взятого из наблюдения.

Заблуждения представляет собой несоответствие знания его предмету, расхождение субъективного обзора действительности с его объективным прообразом. Можно сказать, что заблуждения является обратной стороной истины. Если истина, как соответствие действительности, представляет собой систему знаний, адекватную предмету рассмотрения, то заблуждение, как несоответствие действительности, представляет собой систему знаний, неадекватную предмету исследования.

Чаще заблуждение возникает в силу либо абсолютизации объективного, либо абсолютизации субъективного моментов в познании. Но, в целом, заблуждения представляют собой трудности в познании, которые бывают устранимыми и неустранимыми.

Виды заблуждений различны. Одним из оснований заблуждения является соотношение субъективного и объективного факторов в их возникновении. Согласно этому критерию, выделяется такое заблуждение, которое обусловлено чисто случайными качествами субъекта, например, такими, как невнимательность, некомпетентность, небрежность и т.п. Этот вид заблуждения – ошибка, результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности. По уровню общественного сознания заблуждения делятся на обыденные и теоретические. Обыденные заблуждения (в частности, иллюзии) можно считать в определенной степени неизбежными, поскольку их возникновение зависит в меньшей степени от субъекта, чем от объекта (действительности, практики), который может представляться искаженным. Появление же теоретического заблуждения не фатально, здесь многое зависит от субъекта, от диалектичности, или метафизичности его мышления и действий, от зрелости науки и практики, от конкретной социальной обстановки, в которую включён данный субъект. По месту и роли в научном познании заблуждения можно разделить на конструктивные и неконструктивные. Первые создают проблемную ситуацию в научной теории, толкают познания вперед, позволяют вскрыть ложность некоторых направлений исследования. Неконструктивные заблуждения носят, как правило, догматический характер, тормозят развитие науки, в целом представляют негативный ее момент. Нередко такие заблуждения, в силу исторической обусловленности, ограниченности теоретических взглядов, приводят к закреплению заблуждений, к превращению их в норму общественного сознания. Все это препятствует критическому осознанию действительности.

Заблуждение может быть непреднамеренным или преднамеренным. Непреднамеренное заблуждение, возникающее в процессе познания, таково, что субъект познания принимает его за истину. Преднамеренное заблуждение является ложью.

Ложь появляется тогда, когда субъект осознает, что его высказывания не соответствуют предмету, и все-таки утверждает, что они истинны. С понятием лжи связано понятие правды. Правда – это не просто истина, а высоко значимое знание, несущее положительный или отрицательный ценностный заряд. По своему существу правда является категорией, связывающей гносеологическую категорию истины и этическую категорию справедливости. Ложь появляется тогда, когда правда сообщается не вся, дозируется, превращается в полуправду, оборачивается полуобманом. В большинстве случаев цель полуправды – обман. Но бывает и ненамеренная полуправда. Она присутствует в случаях, когда:

1. субъект сообщает неполную информацию без умысла, а по рассеянности, забывчивости, и другим подобным причинам;

2. субъект полуправды является орудием другого субъекта, не ведая того сам;

3. субъект сообщает адресату не все, что известно.

Но адресат знает больше и считает, что от него намеренно утаивают информацию. В этом случае ненамеренная полуправда, конечно, остается полуправдой, но субъект, ее распространяющий, не нарушает моральных норм. Иное дело – полуправда намеренная. Она возникает когда:

1. субъекту известна правда, он располагает исчерпывающей информацией, точными сведениями, статическими данными, но тщательно скрывает часть из них, предавая гласности лишь «выгодные» с его точки зрения данные;

2. субъекту известна полная правда о предмете и она могла бы стать известной и адресату, если бы официальные органы не налагали запрет на исследования и публикацию новых данных;

3. субъект дает информацию, которая истинные моменты сочетает с ложными, при этом утаивается часть важной информации.

Правда, в отличие от истины, в большей степени предстает как мировоззренческая. Тилинина Т. В. полагает, что правда предстает как суждение об истинности ценности, правда утверждает не соответствие наших знаний о мире самому миру, а соответствие наших оценок действительности, и, значит, в отличие от истины, она выражает интересы. Такое понимание приемлемо, поскольку «правда» относится к числу аксиологических категорий, в которых фиксируется явления объективного мира в отношении человека. Истина не является аксиологической категорией, она констатирует только факт соответствия знаний действительности. Правда фиксирует истинность знаний в их соотнесенности с потребностями и интересами субъекта, с его ценностными ориентациями и представлениями о справедливости. Существует и такой вид заблуждения как иллюзия.

К ложным иллюзорным представлениям часто приводят мысли, принимаемые на веру. ВЕРА – внушённая мысль о существовании чего – либо. Внушённые мысли могут представлять собой как истинные, так и ложные знания. Вера – это не обязательно бывает религиозной. Человек может верить во что – то на основе некоторых достоверных знаний. Например, вера в человеческий прогресс. Религиозная вера – это вера в существование бога, в божественное предопределение. Знания, которые формируются на основе веры, даже религиозные знания, содержат в себе определённую долю истинных знаний о добре, зле, о красоте и т.д.

Кроме научного познания существуют также вненаучные способы постижения действительности, например такие, как искусство. Искусство отражает мир в художественных образах и действует посредством этих образов на мысли и чувства людей, на их стремления, поступки, действия. Выраженные определенными материальными средствами, произведения искусства передаются от одного поколения к другому и служат как средством познания общественной жизни, так и средством идейно-эстетического и нравственного воспитания новых поколений. Искусство представляет собой особую форму творческой деятельности людей, наряду с научной деятельностью. Искусство и наука имеют свои особенности. Есть области действительности, не подвластные искусству, но имеются такие грани жизни, в отражении которых искусство имеет преимущество перед наукой. Это относится, прежде всего, к сфере человеческих нравов, чувств, настроений, эмоций, характеров и т.д.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.

Убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, «по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно».

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. – соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием – эзотеризм. *

Дополнительная информация:

В последнее время статус эзотерических знаний достаточно укрепился. Ключевой идеей для эзотеризма является существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (что в терминах эзотерики означает существование на тонких уровнях), другая выражает стремление человека пройти путь совершенствования и изменить и себя, и Космос. Отсюда два видимых вектора эзотеризма. Один указывает на идею сверхчеловека, человека с расширенным сознанием и выдающимися способностями. Другой - на идею преображения жизни, аналогичной формуле «царствия Божьего на Земле».

В эзотерической традиции приобщение к тайному знанию невозможно без использования механизмов эмоциональных переживаний, и в частности без посылов, ориентированных на свет, добро и благость в мыслях, словах и поступках - в случае приобщения к белой магии, и на прямо противоположные установки - в случае черной магии.

Эзотерические представления реализуют две основные цели: во-первых, познавательную, направленную на изучение фактов, лежащих за пределами обычного опыта; во-вторых, властную, или кибер-цель, связанную с управлением процессами внешнего мира.

Современным эзотерическим учениям свойственна системность. Многие исследователи уверены, что так называемое «лунное» знание представляет собой целую систему знаний, такую же сложную, как современная физика, чьи предположения иногда оказываются на стыке вероятного и невероятного.

Эзотерическое знание делится на четыре вида. Во-первых, знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных ритуалов и обрядов. Во-вторых, знание каббалы, тантрического культа и часто колдовства. В-третьих, знание мистических сил, пребывающих в звуке (эфир), в мантрах (напевах, заклинаниях, заговорах, зависящих от ритмов и мелодий). Другими словами - знание законов вибрации и магическое действие, основанное на знании типов энергий природы и их взаимодействия. В-четвертых, это знание Души, истинной мудрости Востока, предполагающей изучение герметизма.

Можно встретиться с подразделением всех оккультных наук на экзотерические и эзотерические. Первые изучают внешнюю форму явлений природы; вторые исследуют внутреннюю сущность.

Эзотеризм изначально плюралистичен. Он как бы призван отразить индивидуальные различия в путях ищущих, где каждый имеет право на свое собственное, отличное от другого мировосприятие. Кстати, греческий аналог термина «эзотеризм» означает «внутреннее», «закрытое». Иногда его сторонники объединяются в некие общества и группы, однако предполагать их монолитное единство было бы просчетом. По сути своей эзотеризм как поиск и построение идеальной реальности и осмысление личного пути совершенствования есть своеобразная ниша интеллигибельной свободы или свободы умопостижения, где каждый имеет право на духовное творчество, самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запрета социально-идеологического характера. Если бы этот феномен не существовал, его как сферу личного трансцендентного поиска, где каждый, пытаясь выразить свою обеспокоенность современным состоянием мира и человечества, стремится отыскать способы его личного преодоления, следовало бы образовать. Можно сказать, что эта сфера человеческой духовной самодеятельности аналогична существующей в искусстве. Есть профессионалы, а есть множество самодеятельных недипломированных самородков, по-своему исполняющих собственный танец, поющих свою песню. Отсюда и пестрота, разномастность и неодинаковость «репертуара». Запретить это невозможно, отрежиссировать невероятно сложно, а объяснить легко.

Разве не прав человек в своем желании, отбросив гнет чисто материальных проблем, думать о проблемах космической значимости, тем более что они сопряжены со стремлением к совершенствованию? Разве виновен он в том, что в нем проявляется его антропософичность - устремленность к божественному совершенству и всемогуществу?

Эзотерика призывает многое принимать на веру. Не предоставляя доказательств, она обращается к внерациональным или сверхрациональным способам убеждения, опирается на легенды и предания, свидетельства исторического повествования, привлекая на свою сторону все большее и большее число сторонников. Последователи герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на природу вещей, т.е. признают, что произносимое слово само по себе обладает способностью и свойством влиять на естественное течение событий. На этом воззрении основывалась и магия всех языческих народов. Этот элемент необыкновенно силен и по сей день, особенно в медицине.

Считается, что эзотерические учения охватывают два плана существования сознания. Первый оценивается как иллюзия сознания (или майя), он представляет желаемый образ будущего. Второй - практический, опирающийся на методику, средства и способы достижения желательного состояния. Человек должен стремиться именно к задуманной, построенной мысленно эзотерической реальности. Он задает ее траектории. Непременным условием достижения желаемого состояния является необходимость кардинального изменения себя, работа над трансформацией своего сознания. Исследователи подчеркивают, что «эзотерическая реальность - это не обязательно сверхъестественный или мистический мир. Эзотерической является любая реальность, вводящая в идеальный мир, предполагающая индивидуальный мир, индивидуальное творчество, особые установки и устремления индивида» (Шмаков В. Священная Книга Тота: Великие арканы Таро. Начало синтетической философии эзотеризма. - Киев. 1993. С. 41.). Здесь весьма очевидны параллели и сопоставления эзотерической и виртуальной реальности.

____________________________________________________________________

К эзотерическим учениям обычно относят теософию, парапсихологию, магию, алхимию, астрологию.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное (пара - от греч. - около, при) - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика, спиритизм, телепатия, психокинез);

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

Разумеется, между научным и вненаучным знаниями не существует абсолютного различия. Они находятся во взаимосвязи, Например, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, следует учитывать связь и преемственность между ними. И обыденное, и научное знание имеют общее предназначение – дать объективно верное отражение действительности в рамках так называемого здравого смысла, в основе которого лежит представление об объективном существовании окружающего мира. Научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями.

Подводя итог, отметим, что процесс познания понимается в широком и узком смысле слова. В широком смысле познание – это приобщение к существующим знаниям, в узком смысле познание представляет собой процесс производство нового знания. Основу и цель познания составляет практика. Главная задача процесса производства нового знания – получить истинные знания. Истина – это соответствие знаний действительности. Выделяют абсолютную и относительную истины. Процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных (рациональных) форм отражения действительности.

 

Термины, необходимые для запоминания:

Истина – соответствие знаний действительности.

Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание о мире в целом.

Относительная истина это неисчерпывающее, неполное, но достоверное знание о предметах.

Факт – (лат. factum – совершившееся, сделанное) – достоверные знания о чём-то или о ком-то, то есть знания, истинность которых проверена практикой.

Заблуждение – суждения образующие знания из ложных исходных положений.

Ложь - преднамеренное заблуждение.

Правда – высоко значимое знание, несущее положительный или отрицательный ценностный заряд.

Вера – внушённая мысль о существовании чего – либо.

Эзотеризм – отличающиеся от классического научного образца и стандарта вненаучные знания.

Вопросы для закрепления материала:

1.Что есть истина?

2.Как Вы понимаете объективность истины?

3.Что означает конкретность истины?

4.Что понимается под абсолютной истиной?

5.Дайте понятие относительной истины.

6.Привидите примеры абсолютной и относительной истин.

7.Как осуществляется развитие процесса познания?

8.Что является критерием истины?

9.Является ли практика абсолютным критерием?

10.Что в научном познании обозначают фактом?

11.Что понимается под заблуждением?

12.Приведите пример получения ложных знаний.

13.Дайте понятие веры.

14.Какое значение играет вера в познании?

 

 

Литература:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.