Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Появляется вопрос, как оценить уровни здоровья?






М.М. Амосов считает, что определения здоровья как комплекса морфофункціональних показателей организма человека недостаточное, поскольку необходимая и количественная оценка здоровья. Количество здоровья можно определить как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. В свою очередь, резервные мощности можно выразить через так называемый коэффициент резерва. То есть болезнь в известной мере совместима со здоровьем: часто имеет место не сама болезнь, а недостаток здоровья. Как отмечалось, здоровье и болезнь – это категории, которые являются следствием социальной обусловленности, то есть влиянию социальных условий и факторов, что, конечно, не противореччат выделению роли биологических эквивалентов здоровья и болезней, и определение их позиции биологических закономерностей.

Оценивая здоровье, необходимо помнить, что дефицит здоровья может проявиться через третье состояние, отличающееся от понятий “здоровья” и “болезнь”. Он характеризуется тем, что организм, казалось бы, здоровый, но работает в измененном, условно нормальном на данное время режиме. В этом состоянии отмечается неуверенность в самочувствии: нет болезни, но нет и полного здоровья. Очевидно, это возникает, когда нарушаются или изменяются обратные связки в функционировании внутренних систем организма или в системе взаимодействия внутренних структур организма и внешней среды. Третье состояние в основном характерно для проявления донозологічних изменений в организме, то есть тех, которые предшествуют болезни. Больше чем половина людей имеют донозологічні проявления, в том числе как особенные физиологичные состояния. Если болезнь длится какой-то ограничен время, то предпатологическое состояние, состояние неуверенного здоровья, напряжения адаптации – годами, десятилетий, а то и в течение всей жизни. В таком состоянии человек реализует часть своих психофизиологических возможностей и потому нередко не может достичь главной цели своей жизни.

Что же может служить показателями здоровья населения? По мнению ученых, полностью допустимо использовать с целью оценки здоровья такие демографические показатели, как смертность, детская смертность и средняя ожидаемая продолжительность жизни, потому что демографические показатели – это еще и очень вместительные интеграторы, которые характеризуют процесс развития. Также учитываются показатели физического развития, инвалидности, заболеваемости и болезненности, пораженности отдельными болезнями (туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, алергійні, онкологические заболевания и другое). Как показатели состояния здоровья работающих, чаще всего используют заболеваемость со временной потерей работоспособности.

Фактическое индивидуальное здоровье оценивается как состояние организма человека, при котором он способен полноценно и без вреда для себя выполнять свои биологические и социальные функции. Для человека, в зависимости от возраста, социальные функции представлены учебой, трудовой деятельностью и, наконец, возможностью самостоятельно обеспечивать свое существование в бытовом плане, то есть обходиться без посторонней помощи в быту. О состоянии индивидуального здоровья человека делают вывод по данным антропометрии (измерение размеров тела – рост, стоя, окружность грудной клетки, масса тела и другие), результатами исследования некоторых физиологичных показателей, оценка которых проводится с учетом возраста, пола, географических, климатических и других параметров.

Производя критерии оценки здоровья населения и определяя направление действия ряда известных медико-биологических, медико-демографічних и медико-социальных факторов, следует учитывать, что все они сложились в конкретных условиях общественно-исторического развития и взаимоувязанные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.