Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Языковые особенности функциональных стилей речи

Стиль речи Языковые особенности
Разговорный Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика и фразеология.
Упрощенность синтаксиса, отсутствие причастных, деепричастных оборотов.
Неполные предложения разных типов.
Обращения, вводные и вставные конструкции
Книжные:  
Научный 1. Академический 2.Научно-популярный 3. Учебно-научный 1. Терминология. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств (за исключением научно-популярного стиля). 4. Преобладание абстрактной лексики. 5. Доминирование существительных, в т.ч. отглагольных. 6. Незначительное число глаголов, в основном связ­ки. 7.Усложненность синтаксиса: обособления разных видов и сложные предложения. 8. Значительное количество средств связи
Официально-деловой 1. Клише, штампы, канцелярская лексика. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Сложные слова, аббревиатуры. 4. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 5. Преобладание существительных, в т.ч. отглаголь­ных. 6. Усложненность синтаксиса: однородные ряды и обособления разных видов
Публицистический 1. Общественно-политическая лексика и терминоло­гия. 2. Характерные клише, речевые стереотипы. 3. Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология. 4. Разговорные языковые средства. 5. Образные средства языка (тропы). 6. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, инверсии, эллипсис, парцелляция и др.)
Художественный (стиль художественной литературы) Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса

Задание 1. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме и расставляя пропущенные буквы.

1. Готовность «заморить червячка» говорит о хорошем...

2. Докладчик привёл ряд примеров для...

3. Мыслительную деятельность человека кибернетики пытаются моделировать при создании искусственного...

4. О чистейшей воде или совести говорят, что она...

5. Оценивая работу, поведение, выступление выставляют...

6. Умственным и творческим трудом занимаются люди, принадлежащие к...

7. Татаро-монголы, тевтонские рыцари, немецкие фашисты приходили в Россию как...

Слова для справок: инт..?.ект, ап.?..тит, инт..?..генция, пятибал.?.ьный, к.?..в..? ерия,..?.куратный, бал.?., арт..? л.? ерия, кристалл.? ный, ил.?.юстрации,.?..купанты.

 

Задание 2. Заполните левый столбик таблицы подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.

  последовательность событий во времени
  комический или сатирический рисунок
  общепризнанный, выдающийся деятель искусства или литературы
  работник средств массовой информации, сообщающий новости
  использование чужого труда
  конные войска
  краткая цитата, предпосланная тексту

Слова для справок: арт.?.л.?.ерия, к..?.р,?..катура, хр.?.ном..?.траж,..?.кспл.?..атация, хр..?.нология,.?..п..? лог, к.?.р.?.спондент,..?.пиграф, к.?..в..? л.?.ерия,..? л.?.юстрация, класс.?.ик.

 

Задание 3. Прочитайте отрывок из юмористической статьи «Конспект одного крутого студента на одной забойной лекции» (сравните параллельный «перевод» на литературный язык «конспекта»). Какой социальный вариант русского языка использовали авторы статьи? Уместно ли его использование в данном случае?

Хаммурапи по новой стал гнуть пальцы на Ларсу и в натуре её загасил. Рим-Син проявил себя дятлом. Он прикинулся батоном и пробовал залупаться, но получил по рогам и припух. Тамошний Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он оказался корявым лохом и заглох, как фанера.
Правда, он пытался ещё рыпаться и делать пальцы веером, но накололся, и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба – и ему, и всей его хевре.

Задание 4. Возьмите интервью у вашего коллеги (знакомого, товарища) на одну из тем.

Как вы расскажете один и тот же эпизод в разных ситуациях: родителям, друзьям, в полиции и т.п.

1. Как вы провели каникулы? 2. Как прошло ваше путешествие? 3. Окончание школы. 4. Поступление в вуз. 5. Как вам нравится студенческая жизнь? Можете предложить тему сами.

 

Задание 5. Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.

Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.

Задание 6. От данных существительных образуйте форму единственного числа, правильного определив их род. Подберите к существительным определения – прилагательные.
Рояли, гренки, плацкарты, бакенбарды, банкноты, ставни, туфли, помидоры, жирафы, ботинки, тапки, манжеты, лебеди, рельсы, бандероли, мыши.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Микролекция. Виды рассуждений. | Змістовий модуль 2. Ключові проблеми міжнародного менеджменту




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.