Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная организация воинского труда






 

Организаторская деятельность - это деятельность должностных лиц по принятию и выполнению решений. Она представляет собой комплекс функций, направленных на достижение согласованных действий войск.

Организаторской деятельностью в армии начали заниматься гораздо раньше, чем в других сферах деятельности. Есть исследования, посвященные истории этого процесса. Мы лишь отметим, что проблемами организации занимались М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, Б.М. Шапошников.

Эффективно организовать военный труд можно лишь на основе познания его законов.

Организация воинского труда является научной, если она осуществляется на основе присущих ему объективных закономерностей.

Объектом научной организации воинского труда является как труд отдельного воина, так и деятельность всех воинских коллективов.

Организация воинского труда включает военную, социальную, экономическую и физиолого-психологическую области. То есть, научная организация воинского труда (НОВТ) призвана, не только рационализировать деятельность, но и обеспечить развитие людей, охрану их здоровья, превратить труд в источник творчества.

Учет различных сторон научной организации воинского труда даёт возможность установить критерии успешности деятельности.

Итак, критериями научной организации воинского труда являются:

- военный критерий, определяющий боевую готовность войск;

- социальный критерий, определяющий уровень развития умственных и физических способностей воинов, содержательность и интеллектуальность воинского труда;

- экономический критерий, определяющий экономическую целесообразность мероприятия;

- физиолого-психологический критерий, определяющий интенсивность деятельности, меры по быстрому восстановлению сил, лечению.

Конечно, эти критерии относительны и иногда противоречат друг другу. Поэтому оцениваются результаты, а также цели, средства, мотивы деятельности.

Источником организации воинского труда являются науки: военные, психология, инженерная психология, математика и т.д. В настоящее время для решения организаторских задач применяются математические методы.

Научная организация воинского труда включает в себя регуляцию следующих сфер:

1. Рациональное определение военно-технической, социальной, экономической, физиологической границы каждой специальности. Не допускать расширения или дробления специальностей. Важно определить, а также чётко разграничить круг обязанностей.

2. Решает проблемы нормирования.

Нормирование - это объективное требование воинской деятельности, ибо она протекает во времени. Коллективная воинская деятельность требует согласования операций по времени. Существуют нормы и нормативы определённых видов деятельности. Но для многих и многих видов труда норм нет.

Нормирование играет огромную организаторскую и мобилизирующую роль, облегчает управление войсками, даёт возможность обеспечить чёткие, синхронные действия, устанавливает рациональный режим труда и отдыха, обеспечивает планирование в тактическом, оперативном и стратегическом масштабах.

Нормы существуют временные и овеществлённые, т.е. количество предметов, материалов, необходимых для данного отрезка времени. В медицине - это температура воздуха расквартирование, освещённость, чистота воздуха.

3. Организация рабочего места, всех его элементов: площадь, техника, технология, документация, транспортные средства, оборудование, обеспечивающее здоровые условия работы. Организация рабочего места включает: проектирование его, оснащение и обслуживание, инструктаж и контроль за деятельностью. На рабочем месте должны быть средства связи, источники света, набор инструментов и т.д.

4. Рациональный режим труда и отдыха. Рациональный режим деятельности - это такое чередование деятельности и отдыха, при котором достигается эффективность воинского труда, сохраняется здоровье, высокая работоспособность и создаются условия для всестороннего развития человека.

5. Создание благоприятных условий. Условия воинского труда - это совокупность факторов окружающей среды, которые влияют на эффективность деятельности, сохранение жизни, здоровья и работоспособности воинов. Условие могут быть социально-политические, военно-географические, материально-бытовые, природно-географические, эстетические, технические, эргономические, санитарно-гигиенические. Научная организация воинского труда предполагает улучшение условий труда людей.

6. С проблемой научной организации воинского труда тесно связана проблема стиля управленческой, организаторской деятельности.

Стиль работы представляет собой систему мировоззренческих, профессионально - организаторских, нравственно-психологических черт руководителей. Он аккумулирует средства приемы, методы работы. Применительно к практике стиль выражает способ действия.

Стиль работы - это совокупность типичных и относительно устойчивых приёмов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций и стоящих задач.

Стиль руководства выражается тем, какими приемами руководитель побуждает коллектив к действию, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Выделяется два компонента в стиле руководства: - способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных; - взаимоотношения с подчиненными, коллегами, руководителями, их регуляция.

Поскольку личность руководителя характеризуется не только тем, что она делает, но и как она делает, то в стиле работы присутствует объективный и субъективный компоненты.

Субъективный компонент в стиле проявляется через личные качества руководителя, преломленные через призму особенностей и потребностей коллектива. Это интеллект, культура, профессионализм, характер, темперамент, ценности, увлеченность работой.

Объективные факторы стиля руководства заключаются в том, что стиль формируется в зависимости от особенностей руководимой системы.

Стиль зависит:

- от объективных требований к руководителю;

- от специфики системы, ее целей, задач;

- от характера труда;

- от особенностей коллектива, его структуры, подготовки, системы формальных и неформальных отношений, традиций, ценностей.

Принято выделять следующие типы стилей управления: директивный (автократический), демокративный, либеральный и смешанный.

Директивный, автократический стиль отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства мелких и крупных вопросов, ограничением контактов с подчиненными. Это жажда подчинения людей своей воле, полная нетерпимость к возражениям, вмешательство и полный контроль деятельности подчиненных. Нетерпимость, грубость. Появление автократа связано как с особенностями личности, так и условиями, характером труда. Часто авторитарность служит маскировкой некомпетентности, отсутствия организаторских способностей.

Демократический стиль руководства предполагает предоставление самостоятельности подчиненным, соразмерной их компетенции; привлечение подчиненных к выработке целей; уважительное отношение. Здесь же поощрение творчества и инициативы.

Либеральный стиль предполагает: отсутствие размаха, безынициативность, ожидание указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность, излишняя осторожность, непоследовательность в действиях. Руководитель недостаточно требователен к подчиненным, случается, что уговаривает их делать их же работу.

Сочетанный стиль включает в различной пропорции элементы директивного, демократического и либерального стилей.

Очень трудно выработать стиль работы, удовлетворяющий всех членов коллектива. Стиль складывается подсознательно, пока не сформируется определённая, адекватная система воздействия. У каждого руководителя свой стиль при доминирующей роли одного из типов.

Однако можно сформулировать основные элементы современного стиля работы:

- научный подход к делу;

- требовательность, принципиальность;

- коллективность и персональная ответственность;

- гласность;

- единство слова и дела; настойчивость;

- конструктивная критика;

- умение привлекать к себе людей, культура общения;

- подбор кадров по деловым качествам, справедливая оценка;

- информационное обеспечение управления;

- умение находить главное звено, планирование.

Умный руководитель окружает себя компетентными людьми, четко формирует задачи коллектива, понимает свою роль в их решении способен задействовать систему стимулов, предвидит трудности, предупреждает неудачи, находит лучшие решения в конкретной ситуации. Таким образом, воинский труд, деятельность представляется особой формой деятельности, имеющую свою структуру: цели, средства, мотивы, результаты, а также типологию. Современное состояние военного дела требует высокого уровня организации воинского труда.

Таковы некоторые аспекты НОВТ, организационной деятельности.

Военное дело, как и любое общественное явление, должно оцениваться с позиций человеческого измерения. Гуманистический аспект военного дела включает множество разнообразных вопросов: предотвращение войны, урегулирование военных конфликтов, военное строительство, организацию боевой подготовки, службы войск, обеспечение личного состава.

Гуманизация - это подход к человеку как самобытной личности, ищущей в службе способ самовыражения. Этот человек обладает своей честью, этикой и моралью. Гуманизация - это ориентация на человека, его потребности, интересы, как на решающий фактор обеспечения боевой готовности.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое деятельность с философской точки зрения?

2. В чём специфика деятельности как способа человеческого бытия?

3. Из каких элементов состоит структура деятельности?

4. Перечислите основные типы деятельности.

5. Дайте философское определение воинской деятельности.

6. Раскройте структуру воинской деятельности.

7. В чём заключаются основные функции воинской деятельности.

8. Раскроите методологию управления повседневной деятельностью войск.

9. Каковы критерии научной организации воинского труда?

10. Что такое стиль руководства?

11. Охарактеризуйте директивный, демократический и либеральный типы стилей управления.

12. Какие элементы составляют современный стиль работы руководителя?

 

Литература

1. Военная сила размышления о её свойствах и месте в современном мире/ С.Е. Благоволин и др. – М., 1992.

2. Деятельность: теории, методология, проблемы, - М., 1990.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1977.

4. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. - М., 1986.

5. Дёмин М.В. Природа деятельности. - М., 1984

6. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. – Саратов, 1974.

7. Вороновмч Б.А., Плетников Ю.К. Категория деятельности в историчес­ком материализме. - М., 1975.

8. Рожко К.Г. Принципы деятельности. – Томск, 1983.

9. Киршин Ю.Я. О научной организации воинского труда. - М., 1970.

10. Основы теории управления войсками / П.К. Алтухов, И.А. АФонский, И.В. Рыболовский. - М., 1984.

11. Кадыков В.В., Гуляшинов А.Н. Методологические вопросы принятия командиром решения. - М., 1984.

12. Малых С.В. Ш Международный конгресс по теории деятельности // Вопросы психологии. - М., 1995. №6.

13. Лященко В.П. Воинская деятельность мирного времени: система и пути оптимизации. - М., 1982.

14. Беккерст Философия деятельности // Вопросы философии. 1996. №5.

15. Нечаев В.С. Стиль работы: новые подходы. - М., 1997.

16. Философия и военное дело. – М., 1993.

17. Философия воинской деятельности // Философия. – М., 1998.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.