Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных компонентов профессиональной деятельности преподавателя художественных дисциплин.




Художественно-педагогическая деятельность и ее основные характеристики. Многообразие форм педагогической деятельности учителя. Художественно-конструктивная деятельность. Осмысление педагогом способов художественно-педагогического построения урока искусства, конкретизация педагогических задач, содержания методов обучения в соответствии с условиями проведения занятий, способностями, интересами и художественным опытом учащихся. Планирование художественно-педагогического процесса. Основные этапы подготовки учителя к уроку. Музыкально-исполнительская деятельность учителя музыки (игра на инструменте, пение, дирижирование). Художественно-творческая деятельность педагога по предмету «изобразительное искусство и художественный труд». Художественно-коммуникативная и художественно-организаторская деятельность - реализация принципа совместного с детьми «проживания и переживания художественного произведения», организация индивидуальной, групповой и коллективной художественной деятельности учащихся.

Современные тенденции развития художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства.На современном этапе в качестве важнейшей задачи в реализации практической деятельности учителя искусства выступает способность и готовность учителя к самостоятельному конструированию содержания учебного предмета в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, к овладению новыми педагогическими технологиями. Цель деятельности преподавателя научить учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления художественной культуры. Как бы хорошо ни разбирался сам преподаватель в проблемах художественной культуры, как бы убедительно ни представлял свои знания в лекциях, ни его любовь к искусству, ни его знания не подлежат механической передаче и механическому усвоению. Учащиеся должны самостоятельно воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями. В ходе работы необходимо организовать не только готовность и способность учащихся воспринимать искусство, но и удерживать, направлять их внимание на протяжении всей самостоятельной части занятия, создавая восхождение от пассивной позиции к более активной. Активное проявление, исходящее от самого учащегося, означает не только выражение интереса, но и готовность выполнять задания, связанные с освоением художественной культуры. Без налаженной обратной связи с аудиторией невозможно обнаружить, есть ли отклик.

Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – предполагает основные формы и методы обучения. Только организациясамостоятельной активной деятельности учащихся, в ходе которой каждому будет предоставлена возможность выработать и продемонстрировать собственную систему ценностей – есть путь подлинного приобщения к миру художественной культуры.



Все учащиеся имеют разную предрасположенность к различным видам художественной деятельности. Чтобы обеспечить эффективность обучения, необходимо учитывать особенности каждого, опираясь на принцип индивидуализации.Вся многосторонняя самостоятельная деятельность учащихся протекает в условиях общения. Само формирование содержания заданий позволяет организовать эту деятельность в достаточно устойчивых малых группах. Именно в этих малых группах, созданных на основе выбора партнеров, и протекает основная часть самостоятельной учебной работы по освоению содержания курса.

Внеучебная самостоятельная деятельность учащихсяв форме развивающего досуга – еще одно обязательное звено в организации процесса обучения основам мировой и художественной культуры. В процессе изучения курсасамостоятельная внеучебная деятельностьучащихся должна осознаваться преподавателем как самостоятельное звено процесса обучения. Ученикам предоставляется свобода выбора форм и видов деятельности для самостоятельного художественного и эстетического воспитания: для работы в библиотеке, посещения выставки или театра, участия в экскурсиях. Безусловно, нужно помогать ученикам в организации творческих дней, чтобы они не превращались в обычные выходные, но право выбора, право на самостоятельное решение, чем заниматься в этот день, должно оставаться за учащимися.



Учителюпросто необходимо за время обучения дать учащемуся не набор сведений, а систему понимания содержания искусства, которую потом можно всю жизнь насыщать все новыми и новыми знаниями.

Основные задачи:

· Как пробудить интерес учеников к искусству;

· Создание условий для создания образного представления о культурной жизни человечества в разные эпохи;

· Сформировать у учащегося свои критерии оценки художественного творчества;

· Сподвигнуть учеников на самостоятельное творчество.

Внимание учениковдолжно быть направлено на установление личных, прочных, повседневных контактов с искусством – с его сложным и многообразным миром. Учитель вправе использовать произведения искусства по своему усмотрению, в зависимости от уровня художественной подготовки учащихся, своих личных склонностей, наличия соответствующих материалов ив и т. п.

Для эффективного освоения мира художественной культуры процесс обучения должен предусматривать три обязательных и взаимосвязанных звена:

· Аудиторные (занятия происходят в условиях учебной аудитории, класса) и вне аудиторные (непосредственно на выставках, в музее) занятия.

· Самостоятельная учебная и внеучебная деятельность.

· Внеучебная деятельность в форме развивающего досуга.

Немаловажным фактором является также развитие индивидуальных способностей у каждого ребенка. Знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры, приобретение навыков, самостоятельное осмысление культурных процессов является главными задачами этого курса.

Основные этапы подготовки учителя к уроку.В соответствии с планом и поурочными разработками изучение необходимой литературы по теме урока, составление конспекта урока, подготовка наглядного и звукового материала, дополнительной литературы.

Формирование основ художественной культуры нельзя рассматривать только как собственную работу отдельного ученика. Восприятие и усвоение любой информации, особенно художественной, носит избирательный характер, который определяется как личными свойствами самого ученика, так и влиянием ближайшего круга общения. Оптимальным в процессе обучения будет не игнорирование этого явления, а выявление и использование его при организации и регулирования общения учащихся друг с другом на занятиях. С этой целью могут быть организованы такие варианты общения, когда механизм передачи эстетического и художественного опыта действует не только от учителя к ученику и обратно, но и от ученика к ученику. Поставить ученика в позицию активного участия в процессе обучения можно несколькими способами, среди которых выделяются два: на основе интереса к содержанию занятий и на основе увлекательного способа изучения предмета.

Оптимальной системой управления процессом обучения, дающей наиболее эффективный результат, является методика организации многоуровневого общения и поэтапной успешной деятельности учеников, основанной сначала на свободном личном выборе тех видов художественного творчества, в освоении которых каждый сможет с наибольшей полнотой выразить свое отношение к предмету изучения и свои индивидуальные способности, постепенное и планомерное вовлечение в ходе занятий каждого ученика во все основные сферы художественной деятельности для осмысления проблем художественной культуры, ее общих закономерностей в контексте социальной и культурной истории.

Знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры в определенной системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество в одном или нескольких видах художественной и эстетической деятельности – обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры.

 


23. Уроки искусства в отечественной системе художественного обучения и воспитания: исторический аспект.

Из истории музыкальной педагогики и музыкальной психологии. Ведущие школы и педагогические направления.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал