Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования.






Обучение и воспитание ребенка в школе, прежде всего, опиралось на личность ребенка и его навыки.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Творческая деятельность в первую очередь строится на принципах личностного восприятия мира, через собственные эмоциональные переживания и собственные ощущения. В процессе приобретения творческих навыков, их систематизации и обогащения в процессе обучения, в самостоятельной работы, в разнообразной внешкольной и внеклассной деятельности формируется система эстетических взглядов и убеждений, художественное и общечеловеческое мировоззрение личности.

Значимые качества личности:

-коммуникативность;

самостоятельность;

- активность;

- креативность;

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».

Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:

1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;

2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Показатели активности детей:

· моторная активность;

· сенсорно – перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);

· интеллектуально – волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно – следственных отношений, выделение себя из поля зрения и т.д.);

· мотивация и эмоционально – выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально – выразительному выявлению, символизации, замещению);

· способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную (т.е ценную не только для себя) деятельность, поведение, общение (включая учение и игру) во имя их эффективного построения, регулирования и социальной (осмысляемой все больше и больше) оценки.

Так же существуют специальные способности — это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности.

Они проявляются прежде всего в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в детском возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста. Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно непринужденно, ритмично двигаться под музыку.

 

5. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы

В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре, соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса.

Известно, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные. Как, впрочем, и родители: они сами не были приобщены к искусству и многие из них охотно заменили бы его на что-нибудь «более нужное» для «конкурентоспособности на рынке». Такова, к несчастью, и нескрываемая направленность государственной образовательной политики: на постепенное сокращение художественного цикла, включая уже и литературу; на вытеснение его из федерального компонента в региональный, из основного образования в дополнительное и т.д.

Очевидно, что в стихийных или организованных формах художественное образование ребенка начинается раньше. Более того: с психологической точки зрения возраст 5-6 лет максимально сенситивен для начала систематических занятий искусством, и основы дальнейшего художественного развития закладываются именно в этом возрасте. Поэтому в большинстве школ занятия художественной направленности проходят лишь в начальных классах (с 1 по 3 класс), в дальнейшем в учебной программе остается лишь предмет МХК, на который отводится 1-2 часа в неделю. Федеральный компонент условно действующего государственного стандарта начального и основного общего образования (2004 года) включает в качестве обязательных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыку». Можно констатировать, что искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума» — даже если иметь в виду стандарты и учебные планы, а не школьную действительность.

Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» учеников. Обычный подход к этой проблеме – сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для «успешности», конкурентоспособности и т.д. На самом деле вопрос гораздо глубже.

Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. В современной общеобразовательной школе творчеством можно заниматься в период с 1 по3 класс. Но это и понятно, было бы дикостью отсутствие предметов, с помощью которых младшие школьники, только что пришедшие из детского сада (а некоторые дети не посещают детский сад) познают окружающий их мир.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взро­слых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире в начальных классах, а главным образом на уроках музыки, изо помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отра­жает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические пере­живания ребенка.

Искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружа­ющее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрас­ное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его вос­принимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок форм, звуков. Поэтому на уроках ИЗО так велик спектр художественных материалов, с помощью которых дети рисуют и творят: это аппликация, рисованием гуашью, карандашами, пастелью, акварелью, это лепка, это оригами и т.д. Сведения об окружающем их мире поступают через работу, через взаимодействие с различными материалами, имеющими разную структуру и свойства. Школьники на уроках ИЗО ищут и находят связь с реальным миром через художественные материалы, потому что ни один общественный праздник или яркое событие в мире не обходит стороной этот урок. День победы, Новый год, 8 марта и другие красные дни календаря не обходят стороной урок ИЗО, на котором дети создают рисунки и поделки посвященные той или иной знаменательной дате.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное, прежде всего, воспринимается детьми как прекрасное. Школьники осваивают в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, кото­рые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства, проецируя эти знания на реальную жизнь. В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометриче­ской фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художе­ственного образа, к развитию творческого воображения.

Неотъемлемым заданием на уроках рисования является и портрет, когда дети пытаются изобразить на свои листах, с помощью красок, самых важных и дорогих им людей — родителей.

Творчеством обычно называют такую деятельность, в результате которой создается новое для культуры, для человечества. Ребенок не может создать что-то абсолютно новое для человечества, и все же творчество является постоянным его спутником. Поэтому на данном этапе роль учителя ИЗО заключается в том что бы он был учителем-соавтором творчества ученика. После подробного объяснения практической задачи, разбора последовательности ее выполнения, учитель параллельно с учениками приступает к работе над своим художественным проектом. Во время урока любой ученик может подойти и посмотреть его работу: как идет наложение цвета, смешивание красок, плотность и частота мазка, его структура, направление движение кисти, в том или, ином случае и т.д. Это не всегда можно объяснить, это надо почувствовать, ощутить на подсознании. А ребенок со слабым развитием пространственного воображением этого постичь не может, зато может увидеть, как с этой задачей справляется учитель.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обуче­нии пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространствен­ными представлениями (выше — ниже, длиннее — короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музы­кальных звуков.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмо­ций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники или используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем создаются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Курс ИЗО, пения, музыки заканчивается в 3-5 классах. Им на смену приходит предмет МХК (мировая художественная культура), начинающаяся с 6-8 по 11 класс. Программа предмета МХК в содержательном плане следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века), так же может иметь национальное деление: изучение искусства русского и зарубежного. В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

· воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

· овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Данный предмет не предполагает в наших школах практических заданий и занятий. Вся структура МХК в общеобразовательной школе сводится к структуре предмета гуманитарного. На уроках учащиеся слушают музыку, смотрят картины, скульптуры, архитектуру, читают литературу, подвергая анализу каждое произведение искусство, на основе теоретических знаний, полученных на лекциях по МХК, и на основе собственных впечатлений, полученных от просмотра или прослушивания того или иного произведения искусства. С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке служат не только знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающиеся на уроках МХК учатся демонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Подобная структура соответствует главной задаче предметов художественного цикла в общеобразовательной школе: воспитание слушателя-зрителя. Таким образом, для достижения этой цели организация художественной деятельности учащегося в образовательном учреждении должна распадаться на три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:

· овладение художественными языками разных искусств;

· познание всеобщей истории искусств;

· изучение истории мировой художественной культуры.

На сегодняшний день это достигается на уроках МХК по средством рассказа теоретических данных учителем, активного общения обучающегося с педагогом, по сколько все искусство субъективно и требует обсуждения, а так же наглядной демонстрации различных произведений искусства.

В настоящее время в редких школах на энтузиазме педагогов проходят различные конкурсы и викторины, подстегивающие детей всех возрастов заниматься искусством. Такой предмет как изобразительное искусство, учит детей видеть, понимать и ценить прекрасное. Одной из форм развития творческих способностей учащихся является проведение различных конкурсов, например, недель искусства, когда в течение недели дети знакомились с картинами известных художников на выставках, учувствуют в тематических конкурсах рисунков и интерактивных играх между классами.

 

7. Характеристика основных элементов содержания художественного образования.

Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству как основа художественного образования. Роль эстетического переживания при восприятии художественного произведения. Художественные знания как знания какого-либо вида искусства и как знания о каком-либо виде искусства. Художественно-теоретические и художественно исторические знания. Художественные умения и навыки. Организация художественно-творческой учебной деятельности школьников.

Опыт эмоционального отношения учащихся к искусству является основой художественного образования, так как без него невозможно дальнейшее обучение предметам художественного цикла. Эмоциональная составляющая присутствует в любом виде искусства и без нее невозможно полноценное восприятие любого произведения искусства.

Эстетические переживания складываются в нашем сознании как мозаика. Это сложное сочетание и переплетение различных, как правило, противоположно направленных, более элементарных эмоциональных реакций, образов, идей, которые закономерно выстраиваются в нашем сознании. Поэтому их нельзя охарактеризовать какой-либо одной простой эмоцией. Смех и слезы, любовь и ненависть, симпатия и отвращение, счастье и горе, печаль и радость – все эти эмоции в каждом отдельном эстетическом переживании у человека сочетаются своеобразно, дополняя, уравновешивая, умеряя и облагораживая друг друга.

Подобное многообразие и сложное переплетение эмоциональных реакций мы переживаем и при восприятии трагедий. Страх и сострадание, тяжёлое горе при осознании гибели близких нам людей и крушения идеалов вместе с наслаждением – вот далеко не полная картина эмоциональных реакций, входящих в состав трагического эстетического чувства. Это сложное взаимодействие переживаемых одновременно и сменяющих друг друга, взаимно усиливающих и тормозящих эмоций обусловливает ни с чем несравнимую прелесть эстетических чувств.

Художественные знания как знания какого-либо вида искусства представляют собой совокупность всех знаний о классификации, техниках данного вида искусства. Знания о каком-либо виде искусства подразумевают уровень фактических знаний человека о предмете.

Художественно-теоретические знания – знания о структуре, языке, техниках данного вида искусства.

Художественно-исторические знания – знания об истории развития вида искусства, ключевых исторических фигурах.

Умение – способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

Навык – действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

Организация художественно-творческой деятельности школьников представляет собой порядок взаимодействия учителя и школьников в соответствии с целями непрерывного образования:

· учебный процесс строится на основе гуманизации;

· создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;

· освоение содержания образования предметов художественно-эстетического цикла происходит с опорой на художественно-творческую деятельность детей;

· художественно-творческая деятельность организована как взаимодействие детей и педагогов в учебном процессе и во внеурочное время;

· процесс обучения детей художественно-творческой деятельности строится на основе их субъектного опыта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.