Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По изучению дисциплины






И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Курс «Уголовно-исполнительное право» разделен на Общую и Особенную части; каждая часть делится на темы. В Общей части рассматриваются понятие уголовно-исполнительного права, ос­новные положения и тенденции развития уголовно-исполни­тельной политики российского государства в современный период, а также углубленное изучение основных категорий уголовно-исполнительного права: принципы, источники, нормы и правоот­ношения. Учитывая стремление нашего государства сделать отече­ственное уголовно-исполнительное законодательство соответст­вующим международно-правовым нормам и стандартам, в курсе уделяется значительное внимание изучению международно-правовых актов по вопросам исполнения наказания и обращения с осужденными. Значительное внимание уделяется освещению пра­вового положения осужденных и системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Особенная часть курса посвящена изучению правового регу­лирования уголовных наказаний, связанных и не связанных с изо­ляцией осужденных от общества, правовому содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах и порядку освобождения от отбывания наказания.

Система изучения курса складывается из разнообразных форм усвоения учебного материала.

Лекционное занятие является одним из важнейших видов учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучающихся. Его цель – дать систематизированные основы науч­ных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы, стимулировать активную по­знавательную деятельность обучающихся, способствовать форми­рованию их творческого мышления.

Наличие учебников и учебно-методических пособий по изуче­нию курса «Уголовно-исполнительное право» не может ставить под сомнение необходимость использования лекций, так как учеб­ная литература может морально устареть, а лекция отражает со­стояние действующего законодательства и практики его примене­ния на момент чтения. В лекциях по уголовно-исполнительному праву, частично носящих установочный характер, уделяется осо­бое внимание новому законодательству, общей характеристике учебной литературы и другим материалам, имеющим значение для понимания излагаемых тем. Недооценка некоторыми учащимися лекций приводит, как правило, к большим трудностям в процессе изучения дисциплины, а иногда – к невыполнению учебного плана.

Наряду с этим материалы лекции помогают правильно уяснить основные наиболее сложные положения темы, отбираемые лекто­ром с учетом типичных ошибок, допускаемых слушателями, а так­же сотрудниками органов внутренних дел при использовании уго­ловно-исполнительного законодательства в практической деятель­ности.

На лекциях по уголовно-исполнительному праву каждому обучающемуся рекомендуется иметь программу курса и по ней следить за тем, какие вопросы излагаемой темы освещаются, в ка­ком объеме, а какие вопросы должны быть усвоены самостоятель­но. Кроме того, по данной дисциплине слушатели должны иметь Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уго­ловный кодекс Российской Федерации. Это освобождает слушате­ля от необходимости записывать содержание статей закона, помо­гает ему лучше вникнуть в его смысл, углубить знание норм права, отслеживать излагаемый лектором анализ изучаемой статьи, выра­ботать навыки толкования закона.

Лекции по уголовно-исполнительному праву следует записы­вать, однако не следует стремиться к дословному их воспроизведе­нию. Это и невозможно, ибо нормальный темп речи быстрее пись­ма. Даже слушателям, владеющим стенографией, не рекомендуется записывать лекцию дословно, так как стенографирование лекции отвлекает внимание от ее содержания, переключает его на одно лишь записывание, вызывает торопливость и боязнь отстать. Все это препятствует пониманию излагаемой темы. Поэтому лекции по уголовно-исполнительному праву рекомендуется конспектировать, т.е. записывать ее сокращенно, выделяя главное.

Для лучшего усвоения излагаемой лектором темы вопросы лекции следует нумеровать, подчеркивать. Новые для слушателя термины, понятия, определения, наиболее важные обобщающие выводы, ссылки на нормативные акты и другие источники, литера­туру необходимо записывать полностью, чтобы не допустить ошибки. Эти части лекции обычно выделяются лектором путем замедления темпа речи или путем повторения, чтобы слушатели успели записать все необходимое. Из речи лектора, как правило, можно понять, что является главным и что второстепенным. Слу­шателям рекомендуется записывать основные положения, а второ­степенные можно лишь отметить или опустить. При этом важно воспроизвести в записи внутреннюю связь между излагаемыми по­ложениями и доводами, строго соблюдая последовательность изла­гаемой темы и принятую в органах внутренних дел и подразделе­ниях уголовно-исполнительной системы терминологию.

В тетради, предназначенной для записи лекций по уголовно-исполнительному праву, желательно оставлять поля для того, чтобы при изучении соответствующей темы по конспекту можно было де­лать замечания-дополнения, пояснения, отмечать возникающие во­просы. Поля могут понадобиться и в процессе записи лекции, если возникнут неясности, вопросы или необходимость зафиксировать свои мысли. Все заметки такого рода лучше всего делать на полях, чтобы не нарушать последовательности содержания лекции при ее записи.

На следующий день после лекции или учебных занятий следу­ет внимательно разобраться в составленном конспекте и, если в этом есть необходимость, дополнить его, расшифровать неполные и сокращенные записи. Эту работу надо выполнить как можно бы­стрее, пока в памяти сохраняются положения лекции. Соблюдение этого правила позволяет выработать стереотип, направленный на полную отработку и логическое завершение анализа полученной информации. Индивидуальные приемы конспектирования лекции зависят от субъективных способностей, памяти и навыков самого обучающегося. Хорошо оформленный конспект лекции сущест­венно облегчает последующую самостоятельную работу, имеет важное значение для подготовки к другим формам занятий и к зачету.

Для успешного усвоения темы лекции по уголовно-исполнительному праву полезна предварительная подготовка к ней. Перед лекцией желательно внимательно прочесть соответст­вующую главу учебника (раздел учебного пособия) и методиче­ские указания к изучаемой теме.

Семинары органически дополняют лекции. На семинарах по­лученные знания должны быть углублены и закреплены на основе анализа конкретных вопросов, использования норм уголовно-исполнительного права в правоохранительной деятельности, а также преобразованы в умения и навыки применения теоретиче­ских знаний для решения практических задач, принятия правиль­ных решений в ситуациях профессиональной деятельности.

Семинары позволяют детально проработать и усвоить соответ­ствующую учебную тему. Поэтому участие слушателей на семина­рах является обязательным. Если слушатель по какой-либо причи­не не присутствовал на семинаре, он должен пройти индивидуаль­ное собеседование с преподавателем по пропущенной теме.

Подготовку к семинару следует начинать с изучения соответ­ствующего раздела учебной программы, конспекта лекции, мето­дических рекомендаций, нормативного материала и основной ли­тературы, указанных в данных методических указаниях. Незнание этих обязательных источников оценивается как неподготовлен­ность обучающегося к семинару. Для более глубокого и полного овладения знаниями желательно изучить также и дополнительную литературу к темам, которая обогащает обучающегося соответст­вующей информацией, расширяет его общий кругозор и профес­сиональные знания.

Большую помощь при освоении материалов учебного курса студентами и слушателями университета окажет изучение ими юридических журналов и специальных изданий: «Ведомости уго­ловно-исполнительной системы», «Преступление и наказание», «Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управле­ние», «Казенный дом».

В ряде случаев изучение рекомендованной литературы сопря­жено с необходимостью прочитывать большой объем материала, излагаемого в учебных пособиях и научных трудах. Преодолеть эту трудность помогает уяснение цели чтения соответствующих источников. Наличие цели позволяет читать быстро, концентрируя внимание на главном. При быстром чтении устанавливается более тесная связь между смысловыми частями текста, параграфами, главами.

Цели чтения могут быть различными: общее знакомство с со­держанием источника; сбор дополнительного материала по изучаемому вопросу; отыскание определений, понятий, терминов; подбор доказательств и примеров; изучение источника для реше­ния определенной проблемы, практической задачи.

Особенно важно при подготовке к семинару законспектировать изучаемый материал. Он способствует развитию навыков анализа до­кументов, умению сжато сформулировать основные положения, от­делять главное от второстепенного, несущественного. Вместе с тем процесс конспектирования способствует уяснению и запоминанию прочитанного. Хорошо законспектированный материал может неод­нократно потребоваться на практической работе.

Подготовка к семинару должна завершаться составлением раз­вернутого плана ответа на каждый вопрос, выносимый на занятие, с ссылками на статьи законов и подзаконных актов.

На семинарах следует проявлять активность и стараться участ­вовать в обсуждении вопросов, следя за выступлением других слуша­телей, и быть готовым дополнить выступление отвечающих или вне­сти соответствующие коррективы в высказываемые ими суждения.

Для закрепления полученных знаний по уголовно-исполнительному праву в методических указаниях даны практиче­ские задания и сформулированы задачи, которые студенты долж­ны выполнить (решить) индивидуально в процессе изучения каж­дой темы. Ответы на задачи должны быть мотивированными со ссылками на соответствующие нормативные акты. Выполненные практические задания и ответы на задачи должны быть записаны в отдельной тетради, которая периодически будет проверяться пре­подавателем.

Особое место в системе форм изучения курса занимает само­стоятельная работа обучающихся. Умение самостоятельно рабо­тать необходимо не только для овладения знаниями вузовского курса. Такое умение является условием творческой деятельности в органах внутренних дел. Вот почему обучающийся должен нау­читься самостоятельно работать, добывать знания, уметь учиться.

Плодотворному усвоению материала способствует:

- активная позиция в процессе обучения, которая усиливается при осознании цели обучения, стремлении полнее проявить и рас­крыть свои творческие способности;

- систематичность и последовательность работы над изучае­мым материалом;

- нацеленность на последующее активное использование по­лученных знаний для решения практических задач.

При этом полезно следовать таким рекомендациям:

- чтобы осмысленно усвоить новые понятия, категории, тер­мины, целесообразно вести в своей рабочей тетради специальной словарик, который поможет успешно овладеть новой терминоло­гией и практикой ее употребления в профессиональном лексиконе;

- не следует бояться непонятного, если при изучении материала возникают вопросы, – это свидетельствует о том, что мышление проникает в глубь явления; вопросы, которые не удалось решить самостоятельно, ставьте на семинарах и практических занятиях, активно участвуйте в их коллективном обсуждении.

Консультация является одной из форм руководства работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Если обучающийся получил неудовлетвори­тельную оценку на занятиях, пропустил занятия или слабо усваи­вает программный материал, он обязан в двухнедельный срок в часы самоподготовки явиться к преподавателю на консультацию-собеседование и ликвидировать задолженность и получить поло­жительную оценку.

Текущие консультации проводятся преподавателем, ведущим занятия в группе, и носят как индивидуальный, так и групповой характер. Предэкзаменаци­онные консультации проводятся экзаменатором в соответствии с расписанием экзаменационной сессии.

Контрольная работа (домашняя) выполняется письменно в виде ответов на теоретические вопросы и выполнения практиче­ских заданий (решения задач) в объеме изученного материала.

По результатам контрольной работы выставляется дифференциро­ванная оценка в ведомость по учету результатов проверки письмен­ных работ и зачетную книжку.

Предварительная аттестация проводится по каждой преподаваемой дисциплине (не реже одного раза в семестр и не позднее чем за две недели до его окончания) в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженно­стей.

В установленные сроки преподаватели по результатам текущей успеваемости выстав­ляют в журналы учета посещаемости и успеваемости обу­чающихся оценки, отражающие рубежный итог учебной рабо­ты обучающихся по конкретной дисциплине («5», «4», «3» или «2»). Обучающиеся, не имеющие текущих оценок из-за большого количества пропусков занятий, указываются как неаттестованные (отметка в журнале «н/а»).

Обучающиеся, неаттестованные или получившие по результа­там предварительной аттестации неудовлетворительные оценки, в двухнедельный срок после объявления результатов предваритель­ной аттестации должны ликвидировать образовавшиеся задолжен­ности.

Зачет по уголовно-исполнительному праву преследует цель оценить:

работу студента за курс (семестр);

прочность полученных слушателем знаний по уголовно-исполнительному праву и умение их применять при решении вводных задач.

Основанием допуска к зачету является:

выполненная (на положительную оценку) контрольная ра­бота;

прохождение тестирования и получение предварительной аттестации;

наличие у студента положительных оценок на семинарах;

выполнение всех практических заданий к семинарам и ре­шение задач;

отработка на консультациях (в часы самоподготовки) не­удовлетворительных оценок, полученных на семинарах, и пропу­щенных занятий.

Подготовка к зачету по уголовно-исполнительному праву должна проводиться постоянно в течение всего семестра. Требова­ния, предъявляемые на зачете, определяются программой по курсу. Поэтому не рекомендуется готовиться к нему по различным вопросникам. В основу подготовки к зачету должна быть поло­жена учебная программа по уголовно-исполнительному праву. Од­нако надо помнить, что в билетах вопросы могут быть сформули­рованы несколько иначе, чем в программе.

Зачет по уголовно-исполнительному праву сдается по биле­там, содержащим два вопроса и задачу. Предварительное ознакомле­ние обучающихся с экзаменационными билетами не допускается. Взяв билет, следует тут же прочесть вопросы и, если какой-либо из них недостаточно понятен, попросить преподавателя уточнить его. Обучающийся готовится к ответу за отдельным столом. Во время подготовки к ответу по взятому билету можно пользоваться только учебной программой по уголовно-исполнительному праву. Последняя помогает сосредоточить внимание на узловых моментах поставленно­го вопроса и уточнить его связь с другими положениями данной дис­циплины. Нормативные источниками можно использовать, только после ответа на теоретические вопросы при решении задачи.

При подготовке к ответу следует избегать двух крайностей – схематичности и «бедности» ответа, а с другой – ненужных под­робностей. Умение отличать главное от второстепенного является одним из показателей основательного знания предмета.

Готовясь к ответу на вопросы, следует продумать не только содержание, но и форму ответа, студент юридической академии должен уметь последовательно, четко и ясно отвечать на по­ставленные вопросы. Отвечать надо именно на поставленный во­прос, не подменяя его другими. Не следует начинать ответ издале­ка, занимать время длинными вступлениями, но нельзя и сводить ответ к трем-четырем фразам. Слишком краткий ответ, как правило, не раскрывает темы и не дает преподавателю возможности судить о подготовленности студента.

Выслушав ответ на данный вопрос, либо ответы на все вопро­сы по билету, преподаватель может поставить дополнительные во­просы. Ответы на эти вопросы даются более кратко, чем на вопро­сы по билету. Если эти вопросы окажутся для студента сложны­ми, и он не может сразу на них ответить, то можно обратиться к преподавателю с просьбой предоставить время для подготовки к ответу.

При оценке знаний студента на зачете по уголовно-исполнительному праву учитываются:

объем знаний по учебному вопросу;

понимание изученного, самостоятельности суждений, уве­ренность и четкость в изложении;

соблюдение требований устной и письменной речи;

степень глубины знаний по уголовно-исполнительному праву и умение применять их при решении вводных задач.

Оценка «отлично» выставляется, если студент в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопросов билета (задания), увязывая его с задачами и деятельностью органов внутренних дел, не затрудня­ется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора, успешно выполнил практические задания, продемонстрировав необходимые навыки, умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, правильно обосновал принятые реше­ния, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последова­тельно, логически стройно, аргументировано излагать материал, не допуская ошибок.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент знает про­граммный материал, по существу и последовательно изложил со­держание вопросов билета, правильно выполнил практические за­дания, в целом владеет необходимыми умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок, неточностей.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент усвоил только основные положения программного материала, со­держание вопросов билета изложил поверхностно, без должного обоснования, допускает неточности и ошибки, недостаточно пра­вильные формулировки, нарушает последовательность в изложе­нии материала, практические задания выполнил не в полном объе­ме, испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.

Оценка «неудовлетворительно» (не зачтено) выставляется, ес­ли студент не знает основных положений программного мате­риала, при ответе на вопросы билета допустил существенные ошибки, не выполнил практическое задание, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или вообще отказался от ответа на билет.

При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков обучающегося на зачете учитывается также его текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на семи­нарских, практических и других видах занятий, уровень выполненных им контрольных и курсовых работ, рефера­тов, практикумов и т.п. В случае необходимости преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по тем разделам или темам учебной дисциплины, по которым, по резуль­татам текущей успеваемости и посещаемости занятий, знания обу­чающегося вызывают сомнения.

Студент, пользующийся на зачете неразрешенными ма­териалами и записями, по решению экзаменатора удаляется из ау­дитории либо берет другой билет. Студент, нарушающий уста­новленные правила поведения на зачете, привлекается к дисци­плинарной ответственности. По решению экзаменатора ему могут быть заданы дополнительные вопросы по любому из вынесенных на зачет разделов дисциплины.

Результаты зачета заносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, учебную карточку обучающегося и журнал уче­та посещаемости и успеваемости обучающихся.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.