Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Кафедра гражданское право






Уральский филиал

Кафедра гражданское право

 

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

(направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск


Автор:

Козлова Анна Алексеевна – старший преподаватель кафедры гражданское право УФ ФГБОУВПО «РАП», руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области

Рецензенты:

Анисимова Марина Анатольевна – кандидат экономических наук, заместитель руководителя, начальник отдела Управления Федеральной Антимонопольной службы по Свердловской области

Спиридонова Алёна Вячеславовна, кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафедры гражданского права УФ ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гражданского права Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 14 от 28 августа 2012 г.).

Утверждён Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 14 сентября 2012 г.).

 

 

© Российская академия правосудия,

Уральский филиал, 2012.

© Козлова А.А., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….  
Объём дисциплины и виды учебной работы……………………………...  
Тематический план для очной формы обучения………………………….  
Тематический план для заочной формы обучения……………………….  
Программа курса……………………………………………………………  
Тематический план семинарских занятий………………………………...  
Планы семинарских занятий……………………………………………….  
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов………………………...  
Примерная тематика курсовых работ……………………………………..  
Литература……………………………………………………….………….  
Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………  
Приложение…………………………………………………………………  
   

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебная программа по дисциплине «Антимонопольное право» предназначена для бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.

Курс ориентирован на изучение антимонопольного права, а также деятельности государства по антимонопольному регулированию, в том числе антимонопольных органов по выявлению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, антиконкурентных действий органов власти и управления, ненадлежащей рекламы; по соблюдению антимонопольных требований к торгам и контролю за размещением государственного и муниципального заказов; соблюдению правил предоставления государственной и муниципальной преференций, по контролю за продажей и передачей в аренду государственного и муниципального имущества и контролю за иностранными инвестициями и экономической концентрацией; по контролю за деятельностью естественных монополий и их реформированием; за соблюдением правил недискриминационного доступа к электрическим сетям и соблюдением запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных сфер деятельности; за соблюдением закона об энергосбережении, а также нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности посредством организации торговой сети и защите прав потребителей, в первую очередь от незаконных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, а также от ненадлежащей рекламы.

Содержание курса строится с учетом структуры действующих законов, контроль за которыми осуществляет преимущественно Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

Изложение студентам курса «Антимонопольное право» на теоретическом и практическом уровне, совместное (на семинарах) и самостоятельное изучение источников и рекомендуемой литературы с целью, чтобы студенты могли,

Знать:

- цели и задачи государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений;

- основные источники и историю развития антимонопольного права, регулирующего конкурентные отношения;

- практику и проблемы правового регулирования конкурентных отношений;

- виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и формы антимонопольного регулирования;

- особенности антимонопольного регулирования отношений с участием органов власти и управления;

- особенности правового регулирования конкурентных отношений на товарных и рынках и рынках финансовых услуг;

- развитие конкуренции при размещении государственного и муниципального заказов;

- антимонопольное регулирование торговой деятельности посредством организации торговой сети;

- практику и проблемы правового регулирования размещения рекламы;

- практику и проблемы правового регулирования отношений с участием граждан потребителей.

Уметь:

- применять нормы законодательства, регулирующие конкурентные отношения и отношения в сфере размещения государственного и муниципального заказов, а также рекламы в процессе работы по юридической специальности;

- составлять проекты документов, используемых антимонопольными органами в процессе осуществления контроля за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов (решения, предписания, исковые заявления и т.д.).

Необходимость введения данного программного курса обусловлена тем, что применение антимонопольного права особенно тесно связано с пониманием экономических процессов, протекающих в реформируемой российской экономике. Поэтому в данном курсе рассматриваются экономическая сущность товарных рынков, закономерности возникновения конкурентных отношений на них, формы конкурентных отношений и виды монополистической деятельности, методы контроля и регулирования конкурентных отношений и способов ограничения и пресечения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках. А также методы контроля и пресечения нарушений рекламного законодательства и законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, а также способы защиты прав потребителей.

Дисциплина «Антимонопольное право» изучается в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами: «Административное право», «Гражданское право», «Муниципальное право», «Гражданское процессуальное право», «Арбитражный процесс», «Предпринимательское право».

Бизнес-среда развивается, однако с ростом субъектов предпринимательства увеличивается и количество нарушений антимонопольного и рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов. Объясняется это, прежде всего, отсутствием специалистов в области конкурентного законодательства. Вместе с тем, отношения, связанные с процессами конкуренции, представляют собой одну из наиболее сложных сфер правового регулирования. Правовые акты, регулирующие конкурентные отношения, как правило, часто подвержены изменениям и содержат сложные юридические понятия, многие из которых к тому же являются новыми для российского законодательства. Например, понятие группы лиц, доминирующее положение, коллективное доминирование, государственная и муниципальная преференции, картель и т.д.

Активная конкурентная политика требует формирования в обществе культуры конкуренции, большой осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных и муниципальных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Все это обусловливает необходимость подготовки в учебных заведениях будущих специалистов антимонопольных органов и других органов государственной власти, предпринимателей и потребителей, владеющих основами антимонопольного права, в том числе путем изучения данного спецкурса.

Цель курса «Антимонопольное право» - изучение законов и иных правовых актов, содержащих нормы антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов, практики применения антимонопольными органами и судами этого законодательства, раскрытие как правовых, так и экономических аспектов антимонопольного регулирования, формирование у студентов понимания сути конкурентных отношений и роли государства в организации и регулировании этих отношений на принципах общественной эффективности и добросовестности в отношениях с властными структурами, конкурентами и потребителями, а также привитие будущим специалистам навыков практического использования приобретенных знаний с помощью практических занятий.

По окончании изучения дисциплины «Антимонопольное право» студенты должны:

-владеть терминологией и основными понятиями, используемыми в антимонопольном, рекламном законодательстве и законодательстве о размещении заказов;

-уметь использовать методы сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а также методы анализа судебной практики;

-юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, имеющие значение для выявления и подтверждения нарушений антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов;

-приобрести навыки составления документов правового характера;

-уметь разрешать юридические казусы.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурных – осознание значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2), владение культурой общения, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3), способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4), обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5), формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительно отношение к праву и закону (ОК-6), стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7), способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

2) профессиональных:

2.1. В нормотворческой деятельности: способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1),

2.2. В правоприменительной деятельности: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2), способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3), принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4), применять нормативные правовые акты (ПК-5), способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6), владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7), готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способность выявлять, пресекать, расследовать правонарушения (ПК-10), способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

2.3. В экспертно-консультационной деятельности: готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способность толковать различные правовые акты (ПК-15), давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-16).

 

Содержаниекурса излагается на лекциях, изучается путем рассмотрения конкретных ситуаций на семинарах или практических занятиях. Используется практика применения антимонопольного права российскими антимонопольными органами. По окончании курса проводится итоговый контроль (экзамен).

 

 


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
очная заочная
на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессио-нального образования на базе высшего профессио-нального образования
Зачётные единицы –общая трудоемкость 3 з.е. – 108 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:        
Лекции        
Семинарские (практические) занятия        
Самостоятельная ра-бота под контролем преподавателя и НИРС        
Форма итогового контроля Экзамен

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.