Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.






Интересы неопределенного круга лиц являются одной из разновидностей публичных интересов как охраняемых законом интересов общества, на страже которого стоит государство в лице уполномоченных на это органов (В. В. Яркое). Речь в данном случае идет о социально значимых делах, когда решение правового вопроса важно для многих, а не конкретно для заявителя, например, права акционеров открытого акционерного общества, вкладчиков банка и др. В любом случае права и законные интересы неопределенного круга лиц нарушаются принятием незаконных судебных актов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, которые затрагивают публичные интересы.

Конкретные постановления Президиума ВАС РФ показывают, что, применяя п. 3 ст. 304 АПК РФ, Президиум зачастую подразумевает незаконность и необоснованность судебных актов, не раскрывая, какие публичные интересы или права неопределенного круга лиц нарушены отменяемыми судебными актами.

Об этом свидетельствует, к примеру, дело по иску ООО “Строительная фирма " Тракторострой-1" ” к Комитету по управлению имуществом г. Челябинска о признании права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Зыкова, д. 20.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум указал, что на основании ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Как следует из мирового соглашения, утв. судом определением от 22 апреля 1998 г., Комитет по управлению имуществом г. Челябинска передал спорное здание в собственность фирмы без соблюдения специальных правил и процедур, установленных законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества. Исходя из этого, Президиум сделал вывод, что оспариваемое определение суда нарушает публичные интересы, поскольку государственное имущество передано в собственность юридического лица с нарушением Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” 

Основания для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора со всей очевидностью свидетельствуют об особом характере производства в суде надзорной инстанции, цель которого – обеспечение единообразного толкования и применения норм материального и процессуального права всеми арбитражными судами Российской Федерации. Сообразно этому определены и полномочия Президиума ВАС РФ (ст. 305 АПК РФ).

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе:

1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения. К такому выводу Президиум приходит, если в результате изучения доводов, содержащихся в заявлении или представлении, и мотивов, которые приведены в определении судей ВАС РФ о направлении дела для пересмотра в порядке надзора, не находит оснований для изменения или отмены судебного акта;

2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. Данное полномочие Президиум ВАС реализует, если основания для отмены судебного акта, указанные в ст. 304 АПК РФ, обнаружены, но исправить судебную ошибку нижестоящих судов без исследования фактических обстоятельств дела невозможно. Специфика надзорного производства не приспособлена для проверки обоснованности судебных актов. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум вправе дать указание о том, чтобы новое рассмотрение проводилось в ином составе судей;

3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение. Принятие нового решения судом надзорной инстанции возможно, во-первых, если суд апелляционной или кассационной инстанции допустил неправильное применение закона (ч. 2 ст. 270, ч. 2 ст. 288 АПК РФ), которое в соответствии со ст. 304 АПК РФ является основанием для пересмотра судебного акта в порядке надзора; во-вторых, не требуется исследования, либо оценки фактических обстоятельств дела;

4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части. Данное полномочие Президиум ВАС может реализовать при наличии оснований, исчерпывающе указанных в ст. 150 и 148 АПК РФ;

5) оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов. Президиум ВАС должен обосновать свой вывод ссылками на законность указанного акта и отсутствие оснований для его изменения или отмены, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

Указания Президиума ВАС РФ, в том числе на толкование закона при отмене решения, постановления Суда, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело. Вместе с тем суд надзорной инстанции не вправе касаться вопросов, находящихся исключительно в ведении суда первой и апелляционной инстанций, например, вторгаться в доказательственную базу и считать установленными фактические обстоятельства, которые этими инстанциями признаны недоказанными или неустановленными

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.