Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формулирование научного аппарата исследования






 

Поскольку курсовая (дипломная) работа носит научно-исследовательский характер, то в ней должны быть представлены все компоненты научно-исследовательской работы: цель, предмет, объект, задачи, гипотеза.

Структура исследовательской деятельности:

1. Выбор темы исследования, ее обоснование.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Определение предмета и объекта исследования.

4. Формулировка гипотезы исследования.

5. Выбор системы методов исследования.

6. Проведение экспериментальной работы

7. Обработка полученных данных.

8. Описание результатов исследования.

Постановка проблемы — начало любого исследования. Формулирование проблемы предполагает обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире — одно из главных проявлений таланта исследователя.

Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

— выявление нехватки в научном знании о мире;

— описание проблемы на обыденном языке;

— формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Научная проблема выражает определенное противоречие между взглядами ученых на тот или иной вопрос внутри одной науки, на стыке разных наук, а также между потребностями практики и имеющимися знаниями в соответствующей области. Проблема, выбранная студентом для изучения, должна представлять собой неизвестные, слабо разработанные актуальные вопросы психического развития человека.

При изучении литературы по теме исследования важно выявить, проанализировать позиции авторов по тем или иным сторонам проблемы, а также четко дифференцировать, что открыто наукой, а что еще ждет своего решения. Изложение теории вопроса должно носить исторический и проблематичный характер.

Цель формируется в обобщенной форме и выражает тот результат, достижение которого планируется исследователем.

Цели могут быть разных типов:

• воссоздание, применение в новых условиях того, что утрачено, забыто;

• выявление новых закономерностей психического развития;

• проверка известных положений в новых условиях.

 

По содержательным аспектам могут быть следующие цели психологического исследования:

• определение характеристик явления;

• выявление взаимосвязи психических явлений;

• изучение возрастной динамики явления;

• описание нового феномена, эффекта;

• открытие новой (другой) природы явления;

• обобщение;

• создание классификации, типология;

• создание методики;

• адаптация психодиагностической методики.

Формулировка цели исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, обосновать, провести, создать, сформулировать, определить и т.п. Чтобы успешно справиться с формулировкой цели, необходимо ответить на вопрос: «Что вы хотите получить в итоге организуемого исследования?»

Задачи исследования обозначают конкретные вопросы, разрешение которых в совокупности обеспечивает достижение цели исследования. Выделение конкретных задач важно для определения последовательности хода опытной работы. Задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. При этом может просматриваться этапная, временная структура построения задач исследования - каждая следующая задача может решаться только на основе решения предыдущей. Или задачи выступают как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к проблеме исследования. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач.

Объект исследования — это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.

В рамках конкретного объекта определяется предмет исследования - отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, конкретные связи и отношения между отдельными факторами и явлениями. Как правило, предмет очень близко совпадает с темой исследования.

Следующим важным шагом организации исследования является выдвижение гипотезы. Гипотеза - это предположение, истинное значение которого не очевидно, т.е. требует доказательства. Теоретической предпосылкой гипотезы являются исходные положения, система взглядов, принципов, в соответствии с которыми пойдет научный поиск. Ими может быть деятельностный подход к изучению психики, культурно-историческая теория развития психики, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и т.д.

В методологии науки принято различать теоретические и эмпирические гипотезы. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов, являются инструментом совершенствования теоретического знания. Эмпирические (экспериментальные) гипотезы представляют собой предположения, подлежащие экспериментальной проверке, они не обязательно основываются на теории. В свою очередь экспериментальные классифицируются на:

1) по происхождению

— гипотезы, которые основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий, моделей;

— научные экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу «все подходит». Их оправдание в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»;

— эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая;

2) по содержанию:

— гипотезы о наличии явления;

— гипотезы о наличии связи между явлениями;

— гипотезы о наличии причинной связи между явлениями.

Кроме того, исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. При проверки статистических гипотез используется два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Таким образом, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.

В процессе исследования может быть выделено несколько гипотез. Сначала формируется общая гипотеза, по мере накопления исследовательского материала может быть сформулирована конкретная, уточненная гипотеза, определяющая предположительно основные конкретные пути решения проблемы.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы. Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, ассметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

Представляется целесообразным обосновать во введении научную новизну и практическую значимость исследования.

Научная новизна фундаментального исследования означает ваш вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы. Это может быть обнаружение новых научных фактов, стоящей за ними закономерности, открытие нового психологического явления и т.д.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. При этом важно не просто заявить о («всеобщей») полезности полученных вами результатов, а указать, для чего именно они могут быть использованы.

Примерная структура и содержание научного аппарата исследования представлены в приложении 6.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.