Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая концепция В.М. Бехтерева






Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников советской психологической науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - это далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого. Знакомство с наследием В. М. Бехтерева, богатством его идей, наблюдений, фактов, как никогда, необходимо сегодня1.

После публичной защиты докторской диссертации В. М. Бехтерев получил заграничную командировку и провел три года в различных лабораториях и клиниках Германии, Австрии, Франции. Наиболее долго Бехтерев работал у выдающихся неврологов и анатомов нервной системы Флексига, Мейнерта, в нервно-психиатрической клинике профессора Вестфаля, в физиологической лаборатории Дюбуа-Раймона и в психофизиологической лаборатории Вундта.

Здесь хотелось бы особо подчеркнуть следующее: формирование научных взглядов ученого происходило в тот период, когда психология как самостоятельная наука еще только начинала формироваться. Основания для своего концептуального и методического аппарата она черпала из философии и естествознания (именно по естествознанию она взяла на вооружение такой инструмент как эксперимент).

Таким образом, психология с самого начала стала ареной идеологической борьбы, противоборства идеалистических и материалистических тенденций в понимании сущности психики и методов ее изучения.

В конце 19 века практика медицины потребовала выделения психологии в самостоятельную науку. С разработкой психологических проблем было связано развитие способов практического воздействия на человека в системе трудовой, педагогической, медицинской и многих других видах деятельности. Поэтому психология становится к началу 20 века одной из ведущих дисциплин.

В психологии России конца 19 века в момент ее самоопределения реально существовало три главных направления, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики, методов ее исследования: идеалистическое, эмпирическое, материалистическое.

История показала, что становление передовых направлений в отечественной психологией было связано с развитием и углублением идей, лежащих в основе учения И.М. Сеченова, который первым поставил задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, обосновал необходимость опытного экспериментального метода в познании психического.

Большую роль в реализации сеченовской программы, ее организационном оформлении сыграли психофизиологические лаборатории, созданные в конце 19-начале 20 веков в России. Особое место занимает первая экспериментальная психофизиологическая лаборатория, созданная В.М. Бехтерева при Казанском государственном университете, где он получил должность заведующего кафедрой душевных болезней в 1885 году, после возвращения из-за границы.

За короткий промежуток времени ее сотрудники провели и опубликовали около 30 исследований. Это были первые работы, в которых оформлялись общие принципы психологического экспериментирования.

Обобщение результатов исследований нашло отражение в речи, произнесенной В.М. Бехтерева на торжественном годичном акте КГУ в 1888 году «Сознание и его границы». В ней Бехтерев отразил свои взгляды на проблему сознания и наметил принципы экспериментального психологического исследования, получившее развитие в дальнейшей научной деятельности1.

Последовательно материалистический подход к оценке сознания как отражение объективного внешнего мира сочетается в этой работе с его онтологическим анализом, включающим и изучение его структуры, уровней и функций. Сознание, по Бехтереву, является то, что связывает все психические переживания человека и является субъективной стороной психики. Бехтерев попытался представить сознание как целостное явление. Для определения индивидуального характера психических проявлений Бехтерев вводит понятие «яркость» (или интенсивность окраски психических процессов). Им выделяют уровни сознания, которые составляют ступени его формирования в онтогенезе. При первом уровне имеет место неясное безотносительное ощущение собственного существования. Второй характеризуется наличием определенных представлений о положении собственного тела, движение отдельных его частей. Следующий уровень сознания отличается наличием пространственных представлений о внешним мире.

На четвертом уровне возникает способность улавливать последовательность внешних явлений, на основе чего производится сознание времени.

На пятом - происходит осознание своей личности, которая выражает развитие нравственных, религиозных, правовых представлений.

Высшей степенью сознания является «то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или иные из бывших ранее в его сознании представлений, с другой - может давать отчет о происходящих в его сознании явления, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы».

В ходе нормального развития идет переход от низшей формы к высшей. В случае патологии сначала рассматриваются высшие формы сознания, затем - более простые. Этот вывод Бехтерев нашел подтверждение в работах ряда российских клиницистов.

Особенно важным является заключение В.М. Бехтерева о внутреннем опосредовании психических явлений. «Наблюдение показывает, - писал он, - что процесс введения представлений в сферу ясного сознания зависит только частично от внешних условий, главным же образом - от внутренних условий»1

Анализируя данные экспериментального исследования, он указывает на зависимость характера восприятия и запоминания материала от психологического состояния испытуемого, степени его утепления, отношения к воспринимаемому материалу, установок, нравственных позиций человека. Индивидуальный опыт, богатство знаний и переживаний, накопленных человеком в жизни, является внутренней средой, которой опосредуются все внешние воздействия. Эта идея индивидуально-личностного опосредования психики в настоящее время получила серьезное теоретико-методологическое обоснование и приобрела статус одного из главных и основных принципов отечественной психологии.

Определяя научные основы экспериментальной психологии, Бехтерев подчеркивал необходимость ее точного взаимодействия с другими дисциплинами, которые занимаются исследованием человека и высказывал мысль единства теории, эксперимента и практики.

Сегодня эти положения составляют методологическую основу отечественной психологии: целостный подход к исследованию сознания; комплектность; личное опосредование психических процессов; единство теории, практики, эксперимента.

Рассмотрим возможные причины формирования комплексной стратегии научного творчества Бехтерева. Первая и исходная кроется в научной биографии Бехтерева. Он пришел в науку, имея опыт врачебной деятельности, где объектом его воздействия были реальные люди, отличающиеся определенными свойствами и психическими характеристиками. Это обусловило выделение в качестве предмета исследования человека во всей его целостности, в единстве всех его сторон. Стремление рассмотреть человека в разных ипостасях вступало в противоречие с биологизаторскими тенденциями, выражающиеся в доминировании природных основ при недооценке общественно-исторических и культурных факторов детерминации развития человека в филогенезе и отногенезе.

Но сама по себе идея всестороннего изучения человека легла в основу развития комплексного человекознания в отечественной науке.

Целостное представление о человеке, определяло ход и динамику научных интересов Бехтерева1. Он углубляется в изучение анатомо-физиологических основ нервно-психических расстройств, делает предметом специального исследования - мозг и нервную систему. И опираясь на полученные данные, Бехтерев на более масштабном уровне обращается к анализу психических явлений. Объектом его изучения становятся как больные, так и здоровые люди. Он пытается рассмотреть место психики в целом, эволюционном ряду развития живой материи, найти и исследовать формы ее связи с физическим миром. Психический компонент в его научной концепции занял место надстройки над другими уровнями. Это определяло и понимание Бехтерева существа психологических явлений как материально обусловленных и проявляющихся в поведенческих актах.

Намеченную нами схему хода развития научных взглядов Бехтерева неверно было бы представлять в виде линейной хронологической последовательности. В ней отражается лишь стратегическое направление, доминирование на определенных этапах тех или иных аспектов в структуре творческой деятельности Бехтерева. Уникальность его заключалась в том, что он был в состоянии одновременно подойти к исследуемому объекту и глубоко аналитически и комплексно охватить разные его стороны и уровни развития, выделить существенные связи, имеющие место в целостном организме.

Безусловно, главным и доминирующим в разработке всех направлений и проблем человекознания был неврологический подход. Он признавал основополагающую роль мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека, в регуляции его взаимоотношений с миром.

Центром неврологических исследований Бехтерева становится проблема локализации, рассматриваемая им в двух аспектах: с точки зрения изучения структурной локализации, выявления топографии мозга, о также исследования функциональной локализации. В конце 19 века вопросы строения мозга оставались чрезвычайно слабо изученными. Поэтому исследования Бехтерева были революционными. Самым тщательным образом Бехтерева были изучены практически все области головного и спинного мозга, а также проводящие пути, обнаружены и описаны различные клеточные структуры.

Результатом исследований в области анатомии стало создание многочисленных схематических моделей строения мозга, подготовка ряда оригинальных научных работ и классического двухтомного труда «Проводящие пути головного и спинного мозга» (1892), который выдержал три издания, переведенного на другие языки. За этот труд Бехтерев был удостоен премии академика Бэра Раи1.

Глубокое изучение анатомических основ мозговой деятельности, практическая ориентированность исследований Бехтерева, стимулировали его к поиску механизмов, определяющих работу мозга в норме и патологии, что привело ученого к постановке проблемы функциональной локализации. Бехтерев выдвигает и обосновывает фундаментальный принцип исследования мозга - принцип структурно-функционального подхода, что означает изучение строения мозга в единстве с его функциями.

В цикле его физиологических трудов убедительно, на большом фактологическом материале оказываются функциональные особенности мозга. Используя метод развития, раздражения и разрушения нервной системы, Бехтерев устанавливает и тщательно исследует корковые центры зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых ощущений; изучает анатомо-физиологические основы болевой чувствительности, пробковые регуляторы мимических движений. Изучение органов статистической координации открывает Бехтереву возможности для научной постановки проблемы пространственных ощущений.

Отражает целостность научного подхода ученого попытка рассмотреть нервно-психические явления в контексте общей системы жизнедеятельности организма и исследовать связи мозговых процессов с деятельностью нервной вегетативной системы, желез внутренней секреции и т. д.

Итоги физиологических исследований Бехтерева в обобщенном виде предоставлены в наиболее фундаментальном труде «Основы учения о функциях мозга» (СП б, 1903-1907 г.).

Важной сферой исследований Бехтерева были невропатология и психиатрия. Его достижения в разработке проблем нервной и психической патологии имели в своей основе глубокие знания анатомо-физиологических закономерностей мозговой активности. Ему удалось преодолеть традицию «чистого психологизма» в анализе душевных расстройств, природы их происхождения и подготовить разработку этой проблемы на материалистическую почву.

В качестве основной причины психических нарушений он выделяет в первую очередь изменения в деятельности нервной системы и мозга, которые, по его мнению, могут либо иметь травматический характер, то есть прижизненно возникли, или является наследственно обусловленными. Но в то же время, он не сводил причины душевных болезней исключительно к анатомо-физиологических нарушений, а считал необходимым рассматривать мозговые процессы в единстве с деятельностью всего организма. Это значительно расширяло круг факторов и причин, подлежащих учету и исследованию, такой подход открывал возможности для перехода от статистического изучения мозговых структур и исследование динамики взаимодействия различных отделов нервной системы и организма в целом как основы душевных процессов1.

Наконец, целостный подход требовал выяснения условий жизнедеятельности организма, то есть вводил в причины внешние социальные факторы. Единство внешнего и внутреннего в объяснении причин психических заболеваний - одна из особенностей психиатрической школы Бехтерева.

Активная позиция, стремление найти истинные причины, приводящие ко всякого рода душевным деформациям, определяли пути оздоровления народа, естественно, выдвинули В.М. Бехтерева в число выдающихся ученых и общественных деятелей своего времени.

Огромное значение Бехтерев придавал профилактике заболеваний, так как по его мнению, умение предотвратить болезнь более значимо, чем умение лечить ту же болезнь. Много времени он посвящал тому, чтобы вопросы психогигиены, профилактики душевных заболеваний обрели статус проблем государственной значимости.

Страшным злом считал Бехтерев алкоголизм, в основе которого лежит социальное неблагополучие, тяжелые условия жизни. Нанося огромный вред психике, он отражается на психологическом здоровье не только человека, но и будущих поколений. Бехтерев был сторонником крайних мер и не одобрял политику государства, которое использовало алкогольные напитки как доходную статью. Предложенная им программа против алкоголизма, разработанные методы лечения радикальны, ориентированные на интересы человека, его сегодняшние и завтрашние перспективы и должны стать предметом серьезного осмысления при решении данной проблемы и на современном этапе.

Бехтерев отказывается от субъективных методов исследования психопатологических явлений и кладет в основу их объяснения принципы рефлекторной организации нервной деятельности. Им описано более 10 новых видов рефлексов, разработаны способы их использования в диагностике и лечении душевных расстройств.

Бехтерева были исследованы многочисленные симптомы, связанные с патологии чувствительности, различного рода нервным и психическим расстройствам, дана их классификация; описаны сложные клинические явления. Результатом стала подготовка таких работ, как «Классификация душевных болезней» (Казань 1891 г.), «Неврозопатологические и психиатрические наблюдения» (СПб 1900 г.), «Неврозы и психоневрозы» (М, Л, 1929 г.) и др.

Бехтерев одним из первых русских психиатров стал использовать в лечении душевных болезней гипноз, доказав на практике его эффективность. В таких работах как «К вопросу о врачебном значении гипноза» (Казань, 1893 г.); «Лечебная значение гипноза»; «Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение» Бехтерев подробно разбирает ряд теоретических вопросов, дает широкий круг клинических показаний к применению гипноза в лечебных целях. Он справедливо утверждал, что гипноз, внушение и психотерапия применимы не только при функциональных заболеваниях нервной системы, как истерия и различные психоневрозы, но также могут быть показаны при органических заболеваниях нервной системы. При всех органических заболеваниях имеют место те или иные психогенно обусловленные функциональные нарушения, на которые может быть оказано воздействие через внушение. И устранение этих функциональных наслоений может благоприятно сказаться на самочувствии больного.

Для эффективности лечения Бехтерев использовал психологический эксперимент. Большинство его научных трудов выполнены на наблюдениях за больными, страдающих различными формами душевных расстройств.

В 1893 году начинается новый этап в научной деятельности Бехтерева. Он получает предложение возглавить кафедру и клинику нервных и душевных болезней в Петербургской военно-медицинской академии. Здесь по его инициативе организованы: анатомическая лаборатория для изучения строения центральной нервной системы, лаборатория экспериментальной психологии. В 1899 году за большие заслуги перед отечественной наукой он был удостоен звания академика Военно-медицинской академии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.