Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория оперантного научения Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990)






 

Отличие теории Скиннера, которого иногда называют необихевиористом, от теории Уотсона (радикальный бихевиоризм) заключается в следующем. В то время как в концепции Уотсона в объяснении поведения человека основное внимание сосредоточено на физиологии и рефлексивных действиях, подход Скиннера в значительной степени ориентирован на те эффекты, которые возникают в окружающей среде. Скиннер утверждал, что поведение человека почти полностью непосредственно обусловлено возможностями подкрепления из окружающей их среды. Исследование Скиннера стали фундаментом теории научения. Согласно концепции Скиннера, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, которые подкрепляют ее. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций " поведение окружения" во времени.

Скиннер утверждал, что поведение человека детерминировано, предусмотрено и контролируется окружением. В рассмотрении скиннеровской концепции формирования личности следует различать две разновидности поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяется и контролируется результатом, который еще будет получено потом1.

Респондентное поведение это реакция, вызываемая стимулом, который предшествует первым во времени. Например, сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию. В этом примере отношения между стимулом (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка) является произвольным и спонтанным и происходит всегда. Такое респондентное поведение связано с рефлексами, включающими автономную нервную систему.

Респондентное поведение это Скиннеровская версия Павловского, или классического обуславливания. Однако Скиннер делал акцент на поведении, не связанной с любыми знакомыми стимулами. Например, поведение чтения книги не является рефлекторной и стимул, который управляет этим процессом (экзамен, оценки), не предшествует ей. Наоборот, на поведение чтения влияют стимульно события, которые наступят после нее, а именно ее последствия. Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил ее как оперантное поведение. Итак, главное отличие оперантного предопределения по сравнению с классическим, заключается в том, что за оперантного предопределения невозможно вызвать поведение автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть подкрепленно обусловлинеем. По оперантному предопределению тенденцию повторяться имеет самое поведение, которое подкрепляется или вознаграждается1.

Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантных поведениях. В оперантном научении организм действует на окружение, создавая результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится.

Оперантная реакция, за которой наступает положительный результат, стремится повториться, в то время, как оперантная реакция, за которой наступает отрицательный результат, стремится не повторяться. Например, вы скоро перестанете улыбаться человеку, в ответ на вашу улыбку всегда бросает на вас сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается. Почти в каждой семье, где есть маленькие дети, мы встречаемся с ситуацией оперантного научения поведению плача2. Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и срочная реакция родителей это выразить внимание и дать другие позитивные подкрепления. Так как внимание является подкрепляемым фактором для ребенка, реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда боли нет, и все же родители подкрепляют реакцию внимания.

Подкрепление ключевая концепция системы Скиннера. Были описаны различные формы реагирования: с постоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным соотношением и с вариативным интервалом. Было также проведено различие между первичными, или безусловными, и вторичными, или условными подкрепляя стимулами. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) осуществляют сильное влияние на поведение человека. Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление.

Оперантному поведению можно научить путем обуславливания укрытия, когда подкрепление состоит в том, что прерывается действие неприятного стимула1.

Как можно использовать оперантное обуславливание для обучения сложным действиям? Конечная форма поведения должна создаваться шаг за шагом. При таком поэтапном формировании реакции вознаграждается последовательное приближение к конечной цели. Одним из эффективных способов модификации поведения является использование жетонной системы. Например, в колонии для подростков правонарушителей такие награды как вкусная еда, время для спортивных тренировок, свежие журналы и т.д. покупаются за жетоны. Эти жетоны можно заработать за точное выполнение четко определенных правил поведения. Итак, жетоны становятся эффективным подкреплением успехов в учебе, соблюдении правил. Но они эффективны только в том случае, когда воспитатель применяет принципы оперантного обуславливание, а именно, вознаграждает маленькие последовательные шаги на пути к достижению конечной цели2.

Исследования показали, что жетонная система может с успехом использоваться в работе с умственно отстающими и больными аутизмом, с детьми в школьной и домашней обстановке и с пациентами психиатрических клиник. Целью обучения с помощью жетонов является развитие умений обучаемого степени, когда эти умения становятся настолько полезными в реальном мире, жетоны больше не нужны. Для достижения такого результата любая жетонная система должна быть спланированной таким образом, чтобы учащиеся как можно раньше смогли обходиться без жетонов. Это может привести к столь зависимым от жетонов, что эффективность программы модификации поведения будет сведена на нет.

Учебные машины, которые использовались Скиннером, тоже основывались на принципах оперантного обуславливания. С помощью этих машин обучение проводилось небольшими последовательными шагами, переходя от простых задач к более сложным. Желательное поведение или ответ на каждом шагу подкреплялась обратной связью (каким-нибудь вознаграждением или одобрением) с машиной и появлением новой задачи для решения. Постепенно ученики успешно овладевали решением достаточно сложных задач. В программируемом обучении с помощью компьютера применяется многие из этих принципов научения. Современное применение принципов оперантного научения является широким. Две основные отрасли его применения это обучение навыкам общения и биологическая обратная связь. Предполагается, что тренировки уверенности в себе, основанные на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезно для того, чтобы люди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях1. Оказалось, что тренинг с биологической обратной связью является эффективным в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии.

В 90-х годах систематическое исследование и применение принципов классического и оперантного обуславливания получило название поведенческого анализа. Был разработан многочисленные педагогические и терапевтические программы для обучения или переобучения отдельных лиц с целью коррекции их поведения. Программы, которые формируют человеческое поведение в терапевтических целях, называют модификацией поведения.

Трудно преувеличить то влияние, которое было осуществлено на психологию и теорию личности основными принципами научения. Концепции классического и оперантного научения очень сильным инструментом для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и модифицируются в результате прошлого опыта научения индивида. С целью объяснения сложного социального поведения человека психологи расширили диапазон теории научения, создав в последние десятилетия теорию социального научения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.