Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классы операционных задач






 

С момента возникновения ИСО операционные методы применялись для решения самых разнообразных задач. Однако большинство этих задач являются по своей природе скорее тактическими, а не стратегическими.

Различие между тактическими и стратегическими задачами довольно тонкое, так как оно обусловлено, по крайней мере, тремя характеристиками задач, решения которых базируются на весьма относительных критериях.

Во-первых, одну задачу можно считать в большей степени тактической, чем другую, если влияние ее решения более кратковременно или (что по существу то же самое) если это решение можно легко модифицировать или полностью изменить. Чем долговременнее влияние решения задачи, тем ближе она, по своему характеру, к стратегической.

Поэтому задача, связанная, например, с решением вопроса о том, какую продукцию выпускать завтра, является в большей степени тактической, чем задача определения места размещения нового предприятия.

ИСО чаще применяется для решения задач, имеющих кратковременный, а не долговременный характер. Эту характеристику задач можно назвать их временным диапазоном.

Во-вторых, значение задачи тем ближе к стратегическому, чем больше та часть организации, на которую непосредственно влияет ее решение.

Например, задача выбора правила бухгалтерского учета скорее относится к категории тактических задач, чем, скажем, задача финансирования всей фирмы. То есть для каждой конкретно решённой задачи присуща характеристика, которую называют временным диапазоном действия принятых решений.

В-третьих, задачу можно определить как стратегическую, если она связана с определением промежуточных и конечных целей и подцелей.

Все задачи включают выбор средств или путей достижения желаемых результатов, но во многих задачах такой результат задаётся извне или считается заранее известным. Чем ближе ситуация к такому положению, тем ближе задача к разряду тактических.

В-четвёртых, в современном мире, во всех его проявлениях всё более значительное место занимают информационные технологии. Информационное моделирование, выступает как наиболее доступное средство для использования в исследовании операций.

Следовательно, планирование деятельности всей фирмы, которое должно включать определение промежуточных и окончательных целей организации, является в большей степени стратегической задачей, чем задача, связанная с минимизацией транспортных затрат, в которой такая минимизация задается как требуемый результат.

Эту характеристику любой задачи можно назвать ее целевым весом.

Мы отделяем форму задачи от ее содержания с помощью процесса абстракции. Язык, на котором описывается форма получения данных, абстрагированная от их содержания. Это язык математики. Следовательно, математическая модель, в конечном счёте, и обеспечивает решение формализованной задачи.

По истечении времени, важным следствием применения ИСО для решения широкого круга тактических задач стало выделение небольшого числа классов, к которым сводится большинство из них.

Вследствие частой повторяемости задач определённых классов были разработаны методы построения и решения задач по отдельным классам.

Различают задачи следующих классов:

1) распределения,

2) управления запасами,

3) замены,

4) массового обслуживания,

5) упорядочения и координации,

б) выбора маршрута,

7) состязательные,

8) поиска.

В транспортных исследованиях ИСО наиболее часто встречаются первые шесть позиций списка приведенных выше актуальных моделей.

Из последующего рассмотрения задач соответствующих классов, их моделей и решений вовсе не следует, что эти модели являются инструментом, которым можно пользоваться в готовом виде по мере надобности.

Стандартные модели редко подходят для решения реальных задач. Модель обычно приходится строить в соответствии с конкретной задачей. Однако если подходить к изучению теории ПСО как к овладению опытом построения моделей и отыскания решений, то усвоение ее может послужить основой для создания моделей, соответствующих конкретным задачам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.