Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.






 

I. Встраивание в доминирующий аффект семьи и преуве­личение его.Например, психолог копирует доминантное, аг­рессивное поведение матери и расширяет эту модель поведения настолько, что женщина начинает сама критиковать подобного рода поведение.

II. Психолог бросает вызов аффекту.Психолог говорит чле­нам семьи о недопустимости подобного рода поведения и побу­ждает их к другому. При этом он показывает отрицательную роль данного аффекта для семьи.

III. Психолог сокращает одни аффекты и усиливает другие.Например, сокращает проявления агрессии и усиливает вни­мание к проявлениям любви:

1. Членам семьи, вовлеченным в постоянные соревнова­тельные взаимодействия, ставится задача провести 5 мин, видя только позитивное друг в друге, и затем указать трудности, которые они переживали, выполняя это простое упражнение. Это должно служить цели осознания ими узости их традицион­ного аффективного взаимодействия и повысить их потребность изменить его.

2. Психолог удаляет некоторых членов семьи из группы, в которой ведется работа, так как роли, которые они выполня­ют, мешают появлению новых настроений или аффективных взаимодействий.

3. Психолог может ввести в подгруппу, с которой он ра­ботает, новых членов семьи или внесемейные фигуры, чьи роли могут быть решающими для развития в семье других на­строений.

4. Переформулирование туманно выраженного аффек­та в ином ключе. Например, фразу «Я желаю тебе научиться да­вать сдачи, так как я не всегда боюсь избить тебя до такой сте­пени, что это будет иметь серьезные последствия» психолог мо­жет обозначить как заботу. Он может сделать ее центральным моментом для дальнейшего анализа - направить сиблингов на поиск других случаев, когда девушка, произнесшая эту фразу, проявляла заботу о своей сестре. То, что в прошлом казалось просто хорошо знакомыми инцидентами силовых взаимодей­ствий, благодаря постановке во главу угла аффективного кластера опыта «заботы» создает новые, отличные от прошлого способы оценки и восприятия событий. Таким образом, психо­лог расширяет аффективный ряд.

5. Психолог становится моделью, демонстрирующей же­лаемый аффект. Например:

1) замедляет темп своей речи;

2) делает тон своего голоса более мягким;

3) демонстрирует мимикой, жестами, например, подавлен­ность, что помогает удерживать членов семьи от проник­новения других стереотипных последовательностей каса­тельно силовых операций.

IV. Психолог вмешивается и перестраивает структуру аф­фективной насыщенности тех или иных событий (организу­ет аффективные приоритеты).Например, родители, легко обходясь со случаем детского хронического воровства, способны прийти в величайшее расстройство из-за того, что ре­бенок не подвинулся, когда его попросили. Это ситуация, когда аффективные приоритеты родителей не соответствуют происходящему. Бывают ситуации, когда аффективные приоритеты в семье вообще отсутствуют. Например, сломан водопроводный кран или рука ребенка - у родителей одна реакция.

V. Психолог внимателен по отношению к любым проявле­ниям в направлении роста семьи в плане конструктивных образцов аффективного поведения. Например, однажды де­вушка, на которую в семье все нападали, в очередной раз опо­здала на сессию. На этот раз ее опоздание было встречено тишиной. Психолог придал этой тишине статус перемены. Не­обходимо проявлять внимание к возможным изменениям аффекта на протяжении длительного времени, так как аф­фекты быстро не меняются.

 


21. Техника «семейная скульптура» и ее использование в работе с семейными проблемами.

Данная техника представляет собой такую организацию людей и объектов, которая физически символизировала бы внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи должен создать свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу и на чувства, которые при этом ис-пытывают. Таким образом опыт каждого воплощается и проецируется в живую картинку. Папп, Сильверштейн и Картер - среди тех стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику.
Одно из многих преимуществ «скульптуры» состоит в ее способности преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллектуализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе, когда семье не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, тогда появляются раз-ичные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура» является довольно хорошим диагностическим средством.

Другим преимуществом «скульптуры» выступает тот объединяющий эффект, который она производит на семью, заставляет их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое и каждый его элемент - самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую данную субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которое это будет иметь для всей семьи. «Скульптура» не только объединяет семью, она еще подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того она требует от индивида, обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать.
«Скульптура» также обеспечивает терапевта возможностью прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт может при этом помочь членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя таким образом созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что «скульптура» может использоваться для внесения позитивных изменений в семью, для того, чтобы она стала более функциональной.

«Семейная скульптура» может оказаться уместной на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, и некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые могли бы использоваться в качестве заменителей отсутствующих на сессии членов семьи. «Скульптура» может изображать как семью в ее настоящем, так и прошлое семьи. В «скульптуру» может быть также включено и любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что «скульптура» полезна прежде всего для прочувствования того, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди может показать его видение внутрисемейных взаимоотношений через изображение их в живой скульптуре - так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Папп предлагает, чтобы скульптор обращался с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его невербально охарактеризовать. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптура, как сам зодчий его видит. Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не удовлетворится своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с материалом, имея ввиду, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи построит свою реальную семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент вре-мени, можно попросить построить скульптуру идеальной семьи.

Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в ваяние, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя творческий процесс. К идеальной скульптуре семьи можно обращаться впоследствии для того, чтобы проследить динамику психотерапевтического процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи ее различных членов является очень существенными и могут быть легче выявлены в ситуации ваяния семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики семейная скульптура. Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптура придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые бы лучше всего характеризовали поведение этого человека. Членов семьи следует затем последовательно произнести эти слова. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы:

1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?

2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас?

3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как это изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы бы хотели видеть?

6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название вашему произведению.
Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптуром и психотерапевтом проделанной работы.

Скульптура может быть использована и при индивидуальной психотерапевтической работе - тогда роли членов семьи могут исполнять мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя в таком подходе может ощущаться дефицит живого присутствия членов семьи, он тоже очень хорош.
При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, имея ввиду, что она отражает лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира, но не объективную внутрисемейную ситуацию.

 

 

22. Методика «Генограмма» и ее использование в работе с семейными проблемами.

Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Генограмма семьи - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта - например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

При помощигенограммыможно, задаться целью, исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей. Такая информация, кстати, в иных ситуациях бывает жизненно необходима. Отмечая, генограммой, наличие в роду патологий желудочно-кишечного тракта и соотнося с семейными традициями питания, можно помочь и себе, и семейству в целом. Допустим, выясняете, что женщины рода традиционно страдают холециститами, мужчины умирают от панкреатитов и рака поджелудочной железы. И в то же время на собственном опыте знаете, как ваши родные и близкие любят широкие застолья с обильной жирной и острой пищей.

Составляя генограмму можно обнаружить, что семейное проклятье - холециститы - панкреатиты - можно слегка отодвинуть от родичей, скорректировав систему питания не для конкретного дяди, только что перенесшего операцию, а для семейства в целом. Генограммой можно исследовать отношения внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности - допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Хороший материал для изучения и введения в генограмму - семейные традиции. Анализ генограммы сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Цель методики генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

23. Техника «Семейная хореография» и ее использование в работе с семьей.

Семейная хореография представляет собой развитие техники семейной скульптуры, предложенной Дэвидом Кантором, Фредом и Банни Дал из Бостонского института семьи и Пегги Папп из Института Аккермана в Нью-Йорке. Это своеобразная метафора, описывающая системный взгляд на семью через пространственные взаимоотношения. Вместе с тем, с точки зрения Пегги Папп термин «скульптура» относится скорее к статике, чем к динамике внутрисемейных взаимоотношений, а так как эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении (в английском варианте буквально – «emotional relationships are always in motion»), то термин «хореография» больше подходит для описания данного динамичного процесса. Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы вся картина отражала внутрисемейные взаимоотношения в контексте какого-то события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.

Эффективность «семейной хореографии» связана с тем, что ее суть оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, у которых есть трудности в словесном формулировании проблем, которые наряду с их альтернативными решениями могут быть представлены здесь в движении и визуализации. «Семейная хореография» может изменить защитные, повторяющиеся и предсказуемые образцы дисфункциональных внутрисемейных взаимоотношений, она преодолевает вербальные трудности и вскрывает те подспудные эмоциональные проблемы, которые испытываются отдельными индивидами, супружескими парами, семьями и другими малыми соци-альными группами. Представленные проблемы затем могут быть подвергнуты изучению в терминах альтернативных решений.

Семейная хореография основывается на создании новых образцов взаимоотношений и предполагает скорее осуществление определенных изменений в семейной системе, чем ее глубокое и всестороннее понимание. Эти изменения опробываются при исследовании альтернативных образцов взаимообмена. Главная ценность ее состоит в том, что она способна наглядно представить человеческие взаимооотношения.

Процедура довольна гибкая и может быть изменена в зависимости от наличия в семейной системе конкретных образцов взаимодействия. Ее суть в самом общем виде передает инструкция, согласно которой членов семьи просят показать без слов сцену, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье или супружеской паре. Затем их просят изобразить идеальную ситуацию в их взаимоотношениях, как она им видится в данный момент.

Если давать инструкцию более конкретно, то каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим способом показало бы проблему, с которой пришла семья. Затем психотерапевт помогает оживить сцену, проиграть ее. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психотерапевт работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.

Для того, чтобы более четко сформулировать проблему, психотерапевт также может проинструктировать данного члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть его актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это могут сделать и другие. Вопросы всегда одни и те же: каково быть в этом положении в семье и какие чувства существуют у данного субъекта по отношению к другим членам семьи.

Психотерапевт может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные паттерны равно как и те сцены, которые изображают их идеальное преодоление, причем она советует им действовать при каждом очередном дубле со все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию с их точки зрения все лучше и лучше.

Другой вариацией данной техники является предложение клиентам вообразить себя в качестве каких-то животных или предметов. Например, клиент может вообразить себя большим сильным львом с большой пастью и острыми зубами. Затем этот человек представляет себе сцену, включающую в себя этих животные или предметы и описывает ее. Затем группу просят принять позиции, которые отражают описанную сцену и разыграть ее.

Семейная хореография полезна для:

1. Перестройки взаимоотношений в нуклеарной семье.

2. Построения взаимосвязей между симптомами детей и образцами
взаимоотношений их родителей, обеспечивая членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими им открыто выразить свои чувства.

3. С помощью семейной хореографии можно проследить негативные циркулярные образцы поведения и прервать их действия путем изображения последовательности поведенческих актов, ведущих к эскалации конфликта.

4. Обучение специалистов в области психологической помощи и семейной терапии через работу с симулированными семьями, разыгрывающими ситуацию в собственных семьях профессионалов или же в их родительских семьях.

5. Популяризации семейной и супружеской терапии перед публикой и профессионалами смежных специальностей.

 

24. Методика «Ролевая карточная игра» и ее использование в работе с семьями.

Ролевая карточная игра была предложена Джиной Огден и Энн Зевин как психотехника для работы с семьей. Она представляет собой невербальную методику, которая выявляет те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. При работе с данной техникой становится также ясным и характер взамодействия семьи при совместном решении той или иной задачи. Участие в игре дает возможность членам семьи увидеть более или менее полный набор обязанностей, который существует в семье и то, как они распределяются между всеми ее членами. Изучаются также индивидуальные способности, негативные механизмы и семейная динамика.

Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты для себя и для других. В картах описывается домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее время, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укладывается спать. Кроме того в картах имеются ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе.

Роли-обязанности:

Организатор дома, Закупщик еды, Планировщик ужина, Мойщик пола, Его Превосходительство Плохой Исполнитель всех своих обязанностей, Мальчик на побегушках, Распорядитель, Убиральщик со стола после еды, Делатель напитков, Повар, Накрывальщик стола, Разгрузчик посудомойки, Кормитель животных, Купальщик маленьких детей, Тот, кто укладывает детей спать, Садовый работник, Организатор праздников, Создатель правил, Дисциплинарий, Человек, отвечающий за все.

Роли во взаимодействии:

Позитивные: Говорящий правду, Помогающий, Понимающий, Творческий, Счастливый, Дипломат.

Негативные: Обвинитель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий волк, Сбиватель с толку, Жертва, Крикун.

Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной карточной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязанностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Психотерапевт же может наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации.

Оборудование, необходимое для проведения данной техники включает в себя 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резиновую ленту, скрепляющую колоду карт для каждого участника.

Семье необходимо дать следующую инструкцию: «Я сейчас разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал карты, ему соответствующие и положил бы их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на листе бумаги, который лежит перед вами. Но имейте ввиду, что это не соревнование за то, кто больше получит карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости, чтобы буквально все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это, на вашей бумаге».

Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. «Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, наговорите информацию об этом на магнитофон». Кроме того: «Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную колоду». Когда каждый участник использует свою возможность высказаться по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых ролей, которые им не нравятся, независимо от того, насколько они точны. Затем каждого участника просят обернуть оставшиеся у него карты резиновой лентой.

Магнитофон используется психотерапевтом при оценке результатов игры. Психотерапевт слушает запись и создает схемы для каждого члена семьи, помогающие определить их роли и позиции в семейной системе.

В оценке ролевой карточной игры должны исследоваться несколько аспектов:

Умения: 1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи.
Соглашения между членами семьи о ролях взятых для себя и других. Являются ли большинство ролей точно сформулированными - или же они ложны и не должны достаться никому?

2.Ответственность. Обратите внимание на распределение обязанностей и то, какая модель по поводу этого имеется у родителей и служит эталоном для детей? Какие конкретно обязанности выбираются разными членами семьи?

3.Позитивное взаимодействие друг с другом. Оставляют ли члены семьи друг другу в течении игры позитивные роли.

4.Способность играть. С удовольствием ли члены семьи играют? Скучно ли им во время игры или весело? Настороены ли они на соревнование друг с другом?

5.Принятие и поддержка индивидуальных различий. Допускается ли в данной семье отличаться от других и изменять установившийся образ себя? Способны ли члены семьи отвергать роли, которые им приписывают? Ответ на этот вопрос по сути связан со способностью семьи давать своим членам свободу быть другими, поддерживать их особенность и самоценность.

6.Роли, принятые самим субъектом не на показ. Думают ли члены семьи сами о себе и о других в позитивном ключе или иные могут отвергаться как " плохие", или такие, которые все время обвиняют, придираются и т.д.

Негативные механизмы: 1. Унижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи
приписывают друг другу плюс негативные высказывания, зафиксированные на магнитофоне.

2. Самоунижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи выбирают для самих себя, плюс соответствующие устные высказывания.

3. Другие негативные механизмы. Неадекватные шутки и ненужные вопросы (необходимо фиксировать и то, и другое).

Семейная динамика: 1.Сексизм. Распределяются ли обязанности на основе
традиционного представления о половых ролях? Выбирает ли сразу же муж/отец роль «Создателя правил» и «Дисциплинария»? Могут ли члены семьи преодолеть традиционные представления о типично-женским и типично-мужских обязанностях?

2.Поиски козлов отпущения. Выбирает ли кто-нибудь карту «Жертва» или может быть кто-то эту карту получает (в данном случае важно еще и то, принимается ли карта или отвергается)? Кто принимает на себя роль «Спасителя»?

3.Сила. Кто выполняет большую часть обязанностей, кто приписывает их другим и кто принимает те обязанности, которые приписываются ему другими членами семьи.

4.Семейные альянсы. Кто разделяет обязанности с другими(с кем именно)? Объединяются ли члены семьи в группы для приписывании другим негативных ролей?

5.Гнев. Кто отбирает роли у других, делая упор на негативном. При этом иногда гнев лежит на поверхности, а иногда скрыт.

6.Эмоциональная поддержка. Если члены семьи распределяют обязанности справедливо, приписывая друг другу только позитивные роли и отбирая карточки с негативными ролями - то таким образом они проявляют в игре эмоциональную поддержку(или может быть стремятся произвести благоприятное впечатление на психотерапевта, выглядеть в лучшем свете).

7.Вопросы, которые не обсуждаются и являются скрытыми. Скрытые конфликты, о которых не говорят. Суждения о том, каков в действительности тот или иной член семьи и что ему нужно от других - все это может быть выявлено в ходе игры.

 

 

25. Методика «Экокарта» и оказание помощи семье с использованием этой методики.

«Экокарта» — техника, предложенная Аттеневом и Хартманом. Ее цель — схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики, кроме того, она позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи. Экокарта является необходимой составной частью стратегии координации комплексной психологической помощи семье, ориентированной на расширенную семью и метасемейные взаимоотношения, — она позволяет включить в психотерапевтический процесс максимальное количество индивидов. Для составления экокарты следует выяснить, есть ли в окружении клиентов люди (родственники, соседи, коллеги по работе), которые в действительности могли бы помочь в решении семейных проблем, но семья к ним по ряду причин не обращалась? Это же касается профессионалов, помогающих семье, — учителей, социальных работников, врачей и т.д. — они обычно ссылаются друг на друга, но никогда не встречаются. Каждая социальная система или индивид, взаимодействующие с семьей, склонны подталкивать ее в удобном и привычном для них направлении, и это часто является причиной напряженности и семейных конфликтов. При составлении карты взаимоотношений семьи с внешним миром определяются люди, эмоционально значимые для клиентов, включая и тех, кого сейчас нет рядом с ними. Благодаря описательной природе методики и той беседы, которая может быть проведена на ее основе, психотерапевту становится ясна степень эмоциональной и физической близости между членами семьи. Также могут быть изучены взаимоотношения между членами семьи, даже если это вызывает у клиентов эмоциональные трудности и представляет собой нечто гораздо большее, чем составление списка «значимых других». Если члены семьи осознают, что психотерапевт понимает сложность и запутанность их взаимоотношений, они будут с большей готовностью делиться с ним сокровенными мыслями о своей жизни. Составляя экокарту семьи, психотерапевт, по сути дела, присоединяется к ней, становится ее членом, как бы работает с ней над одним общим проектом, что Аттенев называет «процессом ретрибализации».

Процедура

Психотерапевт собирает данные от самого идентифицированного пациента или от всей семьи. Обсуждаются разные семейные связи и люди, на которых она может положиться. При этом могут быть заданы следующие общие вопросы:

«У вас большая семья?»

«Вы работаете?»

«Ваши соседи помогают вам?»

Постепенно психотерапевт переходит к более конкретным вопросам:

«Близки ли вы с членами вашей семьи?»

«Нравится ли вам ваша работа?»

«Кого вы можете попросить о помощи?»

«Расскажите о своих родственниках — где они живут, чем занимаются?»

«Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь?»

«Активно ли вы участвуете в жизни церковной общины?»

«Контактируете ли вы с администрацией школы, в которой учатся ваши дети?»

«Есть ли у вас семейный врач?»

«Есть ли у вас близкие друзья?»

«Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?»

Полученная информация затем заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Люди, живущие под одной крышей, более тесно связаны между собой, чем другие. Отмечаются позитивные и негативные установки с позиции идентифицированного клиента. Знакомые друг другу индивиды соединяются линиями. Когда возникает подозрение на какие-нибудь специфические поведенческие образцы в отношениях между центральными фигурами в семье, проводится специальное изучение связей между группами и кластерами. При этом легко выявляются индивиды, находящиеся в изоляции, а также всевозможные альянсы. Кроме того, изучаются вопросы секса, карьеры, а также то, кого можно включать в семью, с точки зрения ее членов, а кого — нет. Собственно процесс составления экокарты семьи основывается на символах и техниках, привычных для генограммы и социограммы. Само участие в составлении экокарты семьи и изучение получившейся диаграммы стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это прежде всего важно для закрытых семей, которые «варятся в собственном соку» и не могут использовать уже существующие у них ресурсы для улучшения положения. Экокарта особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. Не только психотерапевты, но и другие социальные работники могут найти эту технику весьма эффективной для изучения метасемейной среды и стрессовых факторов, присутствующих во взаимодействиях семьи с другими социальными институтами. Информация, представленная членами семьи в ходе заполнения экокарты, в иных условиях может не проявиться, о чем-то они могут просто забыть сказать, что-то не будет упомянуто из-за естественного для психотерапевтической ситуации сопротивления. Экокарта указывает на место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте, становятся очевидными изолированные индивиды, звезды и всевозможные альянсы.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.