Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гештальттерапия. Техники консультирования.






Основная идея гештальттерапии состоит в том, что человек - это целое, состоящее из множества взаимосвязанных процессов. Кроме того, идея целостности означает понимание человека как части более широкого поля, включающего также среду. Если гештальт не завершен, мы остаемся с незавершенной ситуацией.

Поскольку главной целью гештальттерапии является повышение контакта в данный момент, одним из основных, применяемых упражнений является «сейчас я осознаю», (метод концентрации) т.е. необходимость заставить клиента просто рассказать о том, что он осознает в данный момент, чтобы выработать у него внимание, центрированное на настоящем. Это часто показывает насколько трудно оставаться сосредоточенным на данном моменте, поскольку клиент обычно старается отклониться от темы и перейти к рассуждениям или самоанализу.

С точки зрения гештальттерапии, за требованием концентрации вовсе не стоит мелочная придирчивость. Чтобы пациент мог приближаться к полному участию а настоящем, предпринять первый шаг к продуктивной жизни, он должен научиться направлять свою энергию, а это и есть концентрация. Он сможет переходить от того, что считает необходимым в один момент, у тому, что считает необходимым в следующий, если он действительно способен пережить каждое «теперь» и каждую потребность. Концентрируясь на каждом симптоме, на каждой области сознавания, пациент многое узнает о себе и своих комплексах.

Сходным, с указанным выше, является упражнение «пребывание». Суть его заключается в том, что клиент получает указание задержаться на каких-то мыслях или чувстве. Сохранение внимания на чувстве может привести к появлению некоторого незавершенного гештальта или вопроса, на котором клиент хочет сосредоточиться. Можно сказать, что оба эти упражнения непосредственным образом тренируют внимание, центрированное на настоящем.

Есть также клиенты, которые совершенно не умеют слушать. Они прямо-таки забрасывают терапевта словами. Они перебивают его. Или они притворяются внимательными, но при этом очевидно, что все, что терапевт говорит, входит в одно ухо и тут же выходит через другое. Такие пациенты могут буквально не слышать терапевта. Гештальттерапия предлагает таким пациентам переходить от говорения к слушанию себя и обратно (метод «челночного движения»). Первоначально, после каждого сказанного ими предложения, терапевт задает вопрос: «Сознаете ли вы это предложение?» Обычно они помнят, что сказали какие-то слова, но часто замечают, что не сознавали их, когда говорили. Часто это связано с нечувствительностью рта, тогда клиенту предлагается прочувствовать в процессе говорения свои язык и губы. Если такие клиенты научаться в процессе собственной речи слушать и чувствовать, - это важный шаг. Теперь они смогут слушать и других, а также обнаруживать путь к невербальному общению и невербальному существованию. Таким образом, челночное движение развивает сознание, давая пациенту более ясное ощущение взаимосвязей в его поведении.

Другие техники призваны расширить поле переживания клиента. Гештальт - это холистический подход, и считается, что невербальное выражение зачастую более точно передает переживания клиента, чем его слова. Его могут попросить преувеличить жест или тон голоса, чтобы повысить действительное переживание того, что он говорит. Например, если клиент говорит тихим голосом: «Я сержусь», его можно попросить сказать эти слова громче. Если во время рассказа о своих депрессивных чувствах клиент играет со своим обручальным кольцом, гештальттерапевт может попросить его сосредоточиться на этом жесте и вести разговор с точки зрения своего переживания этого жеста: «Сейчас я двигаю кольцо по пальцу. Мой брак вызывает у меня множество противоречивых чувств».

Есть и другие методы, которые, поощряя самовыражение, также способствуют как большему сознаванию, так и возрастанию опираться на себя. Один из таких методов, психодраматический метод Морено, где пациенту предлагается переходить от одной роли к другой, например, от задерганного ребенка к ругающей его матери. Таким образом, клиент может понять, что ругающее его Супер-эго - это его воображаемая мать (его интроекция), что в действительности он ругает сам себя. Терапевтическая ценность метода состоит в том, что это дает возможность разнять клинч, - постоянную схватку между собакой сверху и собакой снизу, - не посредством приспособления, а посредством интеграции.

Ролевая игра довольно часто используется в гештальттерапии. Одним из эффективных упражнений ролевой игры является техника «пустого стула» или «двух стульев». Оно используется, чтобы помочь клиентам разрешить внутренние конфликты и разобраться в своих чувствах относительно конфликтов с окружающими. Клиент сидит лицом к пустому стулу. Если проблемой является внутренний конфликт между различными аспектами «Я», его просят представить, что одна из конфликтующих сторон сидит напротив него. Клиент разыгрывает роль «второй» стороны, а затем пересаживается на второй стул и разыгрывает противоположную роль. Во время диалога проявляются чувства уязвимости, которые являются сутью конфликта. Как только клиент сумеет «завладеть» своими чувствами, он сможет оперировать ими и сможет свободно сделать выбор.

Гринберг исследовал процесс принятия решения с использованием техники «двух стульев». Он обнаружил, что критикующая сторона начинает с того, что выражается терминами «следует» и «нужно» в ответ на слова другой стороны «хочу» и «не хочу» (последнюю Гринберг назвал «переживающей стороной»). В конце концов, с помощью ролевой игры критикующая сторона начинает смягчаться и перестает быть резким критиком. Когда это происходит переживающая сторона перестает оборонятся. Когда они обе начинают понимать, что находятся на одной «стороне», достигается некое слияние.

Та же техника может использоваться, чтобы помочь человеку решить «незавершенный вопрос» с межличностным конфликтом.

Другой важный терапевтический метод состоит в подходе через проявленные прерывания, например, к областям замешательства клиента. Замешательство - плохая поддержка для контакта и проблема клиента часто проявляется в сферах его замешательства. Переживание замешательства крайне неприятно, и здесь, как и в случаях тревоги, стыда, отвращения, мы сталкиваемся с сильным желанием аннигилировать это переживание - посредством избегания разговоров, или иными способами. Поэтому очень важно, если клиенту удается сознавать свое замешательство и оставаться с ним. Данный метод состоит в работе с клиентом по визуализации образов, которые часто для клиентов, как бы окутаны дымкой тумана или вообще чернотой (человек имеет некоторые области, куда он запрещает себе смотреть). Клиенту предлагают в фантазии рассеять туман и пристальнее вглядеться в образы, открыть театральный занавес и увидеть, что за ним и т. д. Набравшись мужества отправиться в свои темные углы, можно вернуться оттуда более здоровым. Если изменится прерывающее поведение клиента в кабинете, изменения неизбежно распространяться на весь его жизненный стиль, его характер, его образ жизни.

Существуют и другие гештальт-методы. Важным моментом является то, что для многих гештальт-терапевтов техники являются вторичными по отношению к поддержанию полного сосредоточенного на настоящем, контакта с клиентом и могут включать в свою практику идеи других подходов.

36. Психоаналитический подход в консультировании.
Психоаналитическая консультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайда как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения.
Согласно психодинамической теории жизнь человека определяется его прошлым, т.е. устойчивые личностные характеристики (стереотипы), сформировавшиеся в детстве потом в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавливает их связь друг с другом и с детским опытом человека.
Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.
Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в терминах «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это область подсознательного. «Сверх-Я» — то, что лич­ность приобрела в процессе социализации, «Я» — это проводник между «Сверх-Я» и «Оно». Сильное «Я», ре­гулирующее отношения между «Оно» и «Сверх-Я», — важнейшее условие достижения интенциональности. В современных модифи­кациях теории задачей психолога является нахождение с помощью «Я» человека определенного непротиворе­чивого отношения между «Оно» и «Сверх-Я».
Так как основной задачей «Я» является сохранение баланса между внешними (социальными) силами, действующими на человека, и внутренними (бессозна­тельными), то психолог постоянно работает с самозащитными механизмами личности. В психодинамических теориях считается, что большинство защитных ме­ханизмов применяется для подавления сексуальности.
Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.
Идентификация Преимущества Благодаря интроекции — формированию «Сверх-Я» — перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов
Недостатки Контролер («Сверх-Я») становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроецированных норм и поэтому несвободен. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то я делаю другим.
Вытеснение
Преимущества Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение.
Недостатки Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это — угроза психическому здоровью.
Проекция реимущества Можно не видеть бревна и в собственном глазу и критиковать его в глазу другого. Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой.
Недостатки Затрудняются самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима л ичностью, это лишает ее реалистичности.
Образование симптомов Преимущества Агрессия против самого себя — самоагрессия, которая ведет к ущемлению собственной жизни и поиску сочувствия.
Недостатки Симптомы становятся хроническими, это — медленная деградация.
Замещение Преимущества Замещение — более «здоровый» защитный механизм, чем образование симптомов, так как осуществляется не на собственном теле, а переносится на замещаемый объект.
Недостатки Отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает. Замещение может иметь социально-негативные последствия, отреагировавший получает новую фрустрацию — круг замыкается, и бумеранг возвращается к нему.
Сублимация Преимущества Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и т. д.
Недостатки Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, по -этому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации.
Образование реакций Преимущества Маскировка уже имеющихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия. Недостатки Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает самого человека и окружающих его людей.
Бегство
Преимущества Человек избегает критики и благодаря этому— фрустрации Недостатки
Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией.
Рационализация
Преимущества Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики. Недостатки Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше.
Оглушение Преимущества Благодаря алкоголю или нар котикам устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности
Недостатки Зависимость от алкоголя и наркотика. Изменение органических структур организма, болезнь.
Экранирование Преимущества Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие — удовлетворительное временное освобождение.Недостатки Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний.
Толкование бессилием Преимущества Я ничего не могу сделать — таковы обстоятельства» — таким образом, человек избегает решения проблем. Недостатки Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций
Игра ролей Преимущества Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности. Недостатки Неспособность выйти за пределы, запрограммированные ролью.
Окаменение, притупление чувств Преимущества Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата.Недостатки
Межличностныё контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мускулы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, тот становится больным телесно и психически.
Важными механизмами самозащиты являются также
фиксация (задержка на одной стороне развития),
регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития),
перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например, в головную боль),
провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства, на которые неспособен сам провоцирующий, например, высказать гнев или любовь).

Приемы психодинамической теории
В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы
1. Анализ символов повседневности, например, на­правленная ассоциация клиента на заданное слово
2 «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.
3 Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.
4 Анализ сопротивления как проявление более широкого механизма вытеснения.
5 Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту
Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — составная часть работы практического психолога любого направления
Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию.
Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем дли­тельного систематического обучения, при бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психо­анализ, который не приносит клиенту облегчения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.