Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малое предпринимательство: критерии, особенности, роль в экономике.






Малое предприятие — это коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятель­ность на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от осуществления этой деятельности, имеющая каче­ственные и количественные критерии, установленные законода­тельством отдельных стран.

Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующй календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малые предприятия является базовой ячейкой рыночной экономики. Чем устойчивее позиции малого предпринимательства (МП) в экономике и чем активнее его участие в рыночной конкуренции, тем сильнее противодействие, которое он оказывает тенденции к монополизации рынка, изначально присущей крупному бизнесу.

Малое предпринимательство содействует:

- поддержанию на должном уровне конкуренции как высшей формы экономической состязательности;

- значительному увеличению без существенных капитальных вложений производства многих потребительских товаров и услуг, расширению их ассортимента;

- освобождению государства от нерентабельных и убыточных предприятий путем сдачи их в аренду мелким фирмам и частным предпринимателям, призванным обеспечить их рентабельное функционирование;

- включению в производство части материальных финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления;

- более полному и эффективному использованию уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан;

- формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости;

- вовлечению в производство (особенно в сфере услуг) таких резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве;

- приближению производства товаров и услуг к потребителю, сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров;

- ускорению инновационных процессов;

- равномерному развитию регионов страны.

К преимуществам малого предпринимательства, определяющим его существенную роль в экономике любой страны, относятся следующие:

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Вместе с тем, деятельность субъектов МП сопряжена с определенными проблемами, среди которых можно выделить:

- более высокий уровень риска;

- высокая степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний;

- недостаточная квалификация управленческих кадров;

- сложность привлечения финансовых средств и получения кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров и др.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.