Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 14. Внеурочная работа из физики






 

План 1. Значение внеурочной работы. 2. Формы внеурочной работы из физики. 3. Организация индивидуальной и групповой внеурочной работы. 4. Особенности организации массовых внеурочных мероприятий. 5. Выпуск информационных материалов.

Литература

4, с.5-30; 16, с.6-34; 15, с. 13-18.

1. Развитие учеников одной возрастной группы очень неоднородно. Не одинаковый также интерес учеников к изучению физики. Ограниченность времени и зарегламентированость форм организации учебы не дают возможности учесть все индивидуальные особенности учеников. Поэтому учитель решает все задания вне границ школы, класса, урока. Вся эта работа получила название внеурочной или внеклассной.

Основной особенностью внеурочной работы является ее очень слабая зарегламентированность. Учитель свободен в выборе форм, содержания и методов работы. Ценным есть и то, что он имеет возможность вовлекать учеников в активную практическую деятельность. Поэтому проведение внеурочной работы позволяет формировать умение и навыки, творческое мышление, осуществлять политехническую учебу, профориентацию учеников, формировать моральные качества. И если возможности внеурочной работы совпадают с заданиями, которые стоят перед школьной физикой в целом, то эффективность учебного процесса становится значительно выше.

2. Внеурочная работа сравнительно давняя форма организации работы с учениками. Ее корни прячутся в первых годах ХХ век, а массовое развитие приобрела лишь в середине ХХ века.

Установились разные формы внеурочной работы. Одна из классификаций осуществляется за мерой охватывания учеников, а именно:

· индивидуальная;

· групповая;

· массовая.

Более детально классификация форм внеурочной работы учеников из физики представлено в таблице:

3. Все виды внеурочной работы должны быть хорошо организованными и согласованными. Это возможно при использовании передового опыта учителей, результатов научных исследований ученых-методистов.

Одной из самых сложных и самых распространенных групповых форм организации внеурочной работы есть физические кружки.

Организации кружка должна предшествовать большая подготовительная работа. Суть ее заключается в том, что учеников информируют о будущем кружке, основных направлениях его работы. Для этого используются не только школьные средства информации, но и индивидуальные и групповые беседы с учениками. Большой эффект дает проблемная организация учебной работы из физики, когда на уроке учитель анализирует ту или другую проблему и предлагает найти ее решение на занятиях кружка.

Физические кружки могут иметь разные направления в зависимости от подготовки и собственных вкусов учителя, который будет вести этот кружок, а также от начальных интересов и пожеланий учеников.

В зависимости от тематики работы кружки могут быть:

1. Теоретические (история физики, рассмотрение определенных теоретических вопросов физики, развязывания задач).

2. Физико-технические (моделирования, радиотехнические, авиамодели и т.п.).

3. Экспериментальные (конструирования физических приборов, проведения физических опытов и исследований).

4. Комплексные (общефизические).

После изучения тематики кружка и надлежащей агитационной работы проводится организационное заседание, на котором утверждается план работы, избираются руководящие органы кружка (староста, редколлегия, завхоз). Практика показывает, что оптимальным количеством членов кружка будут 10-15 человек. Если же запишется большее количество, то это не может служить причиной для перебора учеников.

На первом занятии выясняется распорядок работы кружка, ученики выбирают предложенные учителем задания для индивидуальной работы. Если кружок объединяет учеников разных возрастных групп и с разным стажем кружка, то целесообразно создать небольшие бригады по 2-3 человек во главе со старшим и более опытным учеником. Этим достигается взаимообучение и обмен опытом.

Работа планируется таким образом, чтобы теоретические занятия чередовались с практическими. Результаты работы освещаются на специальных зачетных мероприятиях: выставках, вечерах, конференциях.

В частных случаях организуются творческие группы. Они комплектуются из хорошо подготовленных учеников, которые объединяются общим интересом в определенной отрасли физики. Такие группы дают возможность эффективно готовить будущих участников олимпиад разных уровней. Творческие группы есть, также, важной организационной формой работы МАН (Малой Академии наук).

4. Наиболее распространенными среди массовых мероприятий во внеурочной работе являются вечера физики. Это форма, которая соединяет все наиболее интересные формы работы и имеет большое активизирующее действие на учеников.

Вечера физики разделяются на тематические и занимательной физики.

Тематические вечера посвящаются определенной теме школьной программы, или какой-либо проблеме науки физики. Например, " Механика в космосе", " Сверхпроводимость в технике", " Проблемы электроники" и т.п.

Вечера занимательной физики переносят акцент на заинтересованность учеников физикой и чаще организуются для учеников 7-8 классов.

Вечер занимательной физики готовится предварительно. Прежде всего, составляется его план. Один из таких планов имеет такой вид:

1. Вступление и открытие вечера.

2. Выбор жюри.

3. Интересное сообщение.

4. Занимательные опыты.

5. Викторина.

6. Подведение итогов и награждения победителей.

Как правило, ведущими вечера выступают ученики, предварительно подготовленные учителем.

В состав жюри избирают лучших учеников, но обязательно вводят учителя, который исполняет роль консультанта и арбитра.

Во время вечера ученики слушают доклады, наблюдают опыты, принимают участие в их обсуждении. Жюри регистрирует правильные ответы и определяет победителей, награждение которых проводится в конце вечера.

Вечера занимательной физики могут проводиться также в форме КВН.

Часть учеников и кружковцев вовлекается в подготовительную и агитационную работу. Они изготавливают интересные объявления, выпускают физическую газету, организуют выставку физических приборов.

Тематические вечера имеют более простую структуру, но должны обязательно содержать элемент соревнования. С этой целью часто организуют тематические вечера занимательной физики.

5. Школьные средства пропаганды физики имеют несколько видов:

· физические газеты;

· физические бюллетени;

· викторины.

Выпуск физической газеты посвящается определенному событию: годовщине выдающегося ученого, открытию, вечеру физики, началу изучения новой темы. Их оформление и подбор материалов осуществляют ученики под руководством учителя. Газета должна содержать интересный материал и быть хорошо иллюстрированной.

Физический бюллетень выпускается чаще, чем газета. Он дополняет ее, поскольку содержит оперативный материал об интересных событиях в физике на данное время. Поэтому он имеет меньший объем и более слабый изобразительный ряд.

Физические викторины могут быть как элементом вечера физики, так и самостоятельным элементом активизации учеников вне урока. Ее содержание составляют интересные вопросы или короткие задачи из всего курса физики или отдельных разделов. Если викторина проводится самостоятельно, то все ее вопросы предлагаются ученикам в виде большого плаката. Рядом с ним вывешивается шкатулка, в которую ученики опускают письменные ответы. За ответами определяются победители, которые определенным образом отмечаются.

Если же викторина является составной частью вечера, то и вопрос, и ответы на них подается в устной форме. Поздравление победителей осуществляется в рамках вечера.

 

Вопросы для повторения: 15.1. Какая основная особенность внеурочной работы по сравнению с другими формами организации учебной работы из физики? 15.2. За какими признаками проводится классификация внеурочной работы из физики? 15.3. Какие есть виды физических кружков? 15.4. Как организуется работа кружка? 15.5. Чем определяется тематика работы кружка? 15.6. Опишите структуру одного из вечеров физики. 15.7. Какие наглядные средства пропаганды физических знаний используются в школе?

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.