Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема личности в философии

ЛИЧНОСТЬ (от лат. persona - маска, роль актера) - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъек­та отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле сло­ва); или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризую­щих индивида как члена того или иного общества или общности. В своем первоначальном значении слово «Л.» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Выделяют две основные кон­цепции личности: Л. как ролевая (функциональная) характеристика чело­века и Л. как его сущностная характеристика. Первая опирается на понятие социальной функции человека, его социальной роли. При всей важности эта концепция не позволяет раскрыть внутренний мир человека, его сущ­ность. Более глубокой интерпретацией понятия «Л.» является та, которая раскрывает Л. не в функциональном, а в сущностном плане. В этом случае Л. называются качества индивида как социального субъекта, «усвоенные» им как очражение активного взаимодействия с окружающим миром, т.е.качества обретенные, а не заданные природой. Л. есть целостная характеристика человека, в которой условно выде­ляют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона –это положение индивида в системе общественных отношений, функции (роли;, которые он выполняет в силу сложившегося в обществе разделения труда, принадлежности к тем или иным социальным группам. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания как результат и условие его деятельности в обществе и как призма, через которую он воспринимает мир. Личностные качества выступают в таком случае как производные от его социального образа жизни и самосознающего разума.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ дают определение личности изнутри психических процессов, которые могут быть вызваны либо врожденными инстинктивными стимулами, либо внешними воздей­ствиями на психику человека. П.Т.Л. неоднородны, они различаются по тому, как определяется ядро личности. 1) Можно выделить группу теорий, в которых ядро личности видится в бессознательном, а область сознания (ЭГО и суперЭГО) ставятся в зависимость от бессознательного (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг).

2) Вторая группа П.Т.Л. переносит ядро личности в сферу осознанного «Я». «Я» автономно и способно преодолевать бессознатель­ное. Главной функцией «Я» является социальная адаптация. ЭГО-психология описывает людей как более рациональных и поэтому прини­мающих ответственные решения.

3) Третья группа П.Т.Л. смещает акцент с внутренних определений личности на внешнее влияние. Это прежде всего научающе-бихевиористская концепция (Скинер, Уотсон, Торндайк), от­талкивающаяся от поведения человека, мотив которого обусловлен внеш­ним воздействием, при этом мотив рассматривается только как цепь реф­лексов, возбуждаемых взаимодействием со средой. «Под личностью мы будем подразумевать всю совокупность ее реакций, а также ее предраспо­ложения к реакциям» (Уотсон). Поведение личности детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. К этой группе относятся также социально-когнитивное направление (А. Бандура, Роттер, Пиаже), исходящее из того, что каждый человек осознает и интерпретирует свой жизненный опыт, объясняет его для себя. Причем любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Это направление П.Т.Л. подчеркивает влияние интеллектуальных, мыслительных процессов на поведение человека: каждый человек обладает уникальной мыслительной конструктной системой, которая составляет ядро личности. И наконец, гуманистическое направление в П.Т.Л. (А. Маслоу и др.), согласно которому человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, он в высшей степени разумен и является активным творцом своей жизни без доминирования бессознательных потребностей и конфликтов. Человек стремится к высшему, совершенному, поэтому невозможно понять человека, исследуя поведение животных.

ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимый) - понятие, употребляе­мое для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, соци­альной группы, общества в целом. Это понятие фиксирует представление об единичном человеке как своего рода социальном атоме, т.е. далее не­разложимом элементе социального бытия. Оно описывает человека в ас­пекте его отдельности и обособленности. И. в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологиче­ской и психологической организации, активностью, устойчивостью во взаимодействии со средой. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - процесс формирования самобытности, уникальности, неповторимого своеобразия человека. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это уникальность, самобытность, непоторимое своеобразие человека. Это то, что характеризует индивидуальные качественные отличия данного человека в противоположность типическому как общему, присущему всем элементам данной социальной группы или ее части. Каждая личность - это индивидуально-самобытное существо. Уникальность личности связана, во-первых, с ее наследственными особенностями, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых личность «взращивается» (социализируется). Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и деятельность личности, развёртывающаяся в этих условиях, формируют социально-психологическую уникальность личности. Подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним миром, с особенным способом его бытия в мире, способом мышления, манеройповедения, общения с другими людьми и природой.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) - процесс ус­воения человеческим индивидом определенной системы знаний, опыта, норм, идеалов и ценностей общества, к которому он принадлежит, позво­ляющих ему быть полноправным членом этого общества. Рождаясь, чело­век выходит на просторы культурного мира, перед ним разворачивается бесконечный мир материальных и духовных ценностей, который ему необходимо освоить. Основными средствами, факторами социализации яв­ляются: 1) люди; 2) язык и духовная культура (наука, искусство, мораль, религия и т.д.); 3) материальная, вещная, предметная среда; 4) социальньные институты. Основные пути социализации: социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, обучение образование, просвещение и т.д.); стихийные, спонтанные процессы, влияюшие на формирование личности (вся система существующих в

обществе экономических, политических, нравственных, правовых и других условий жизнедеятельности людей). Формирование личности есть также процесс ее самотворчества, саморазвития, самосовершенствования.

СМЫСЛ ЖИЗНИ человека. Смысл - в философии и традиционной логике - то же, что значение. Вопрос о С.Ж. человека пронизывает всю ис­торию философии. Гедонисты видели С.Ж. в наслаждении, И. Кант - в добровольном подчинении нравственному закону, В. Соловьев - в служе­нии Добру, марксизм — во всестороннем развитии личности и т.д. В отечественной литературе одни исследователи под С.Ж. понимают осознание человеком своего отношения к миру и к самому себе; другие -осознание основного содержания своей собственной жизни; третьи - мо­ральную установку личности и направленность ее деятельности; четвертые - способность человека содействовать реализации необходимых людям за­кономерностей общественного развития и т.д. Во всех подходах есть нечто общее, позволяющее определить С.Ж. как стратегическую цель нашей жизнедеятельности. Эта цель более или менее осознанна. Она, как прави­ло, ориентирована в будущее. Эта цель может изменяться по мере зрелости человека, обогащения его жизненного опыта. Практика показывает, что рационалистическая формула «жить ради общества», будучи односторонней, становится социально опасной, когда ее прямолинейно проводят на практике, пренебрегая самоценностью инди­вида. Не менее опасна и формула: «Я - превыше всего». Сегодня необхо­дима новая, демократическая формула, синтезирующая индивидуальное и социальное начала, реализация которой приведет к ускоренному общест­венному прогрессу за счет реального увеличения материальной и духовной инициативы человека. С.Ж. каждый может видеть по-своему. Но важно, чтобы каждый не прошел «мимо цели, мимо смысла бытия».

ЧЕЛОВЕК - родовое, т.е. самое общее понятие, характеризующее биологический вид «Homo Sapiens», а также то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность и то, что принадлежностьк этому виду дает право называться Ч. Таким oбразом понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных и это прежде всего природное существо. Как природное существо он наделен определенными природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, влечений. Но в отличие от других природных существ Ч. - деятельное природное существо. Именно в труде он утверждает себя как родовое существо. Развитие трудовой активности измен природную сущность Ч. и повлекло за собой формирование его новых социальных качеств: мышления, языка, общения, нравственных каче убеждений, ценностных ориентации и т.д. Ч. - это существо, биосоциальное, т.е. генетически связанное со всеми другими формами жизни, но в делившееся из них благодаря способности производить, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами, эстетическими вкусами, ценностными ориентациями и т.д.

Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.Основателем психоанализа считается австрийский уче­ный — психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939). Началом пси­хоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом • бессознательного - особой психической реальности, кото­рая присуща каждому человеку, существует наряду с соз­нанием и в значительной степени контролирует сознание; • реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрица­тельных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде " случайных", спонтанных действий, по­ступков, оговорок, описок, " странностей". Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрей­ду, сны - это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул кон­цепцию, согласно которой в основе " великих" действий чело­века, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, кото­рый человек желает компенсировать, добиваясь успеха в биз­несе, политике, науках, искусстве, личной жизни. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энер­гия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бес­сознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, " код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержа­ние снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — " зашифро­ванная" история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку " расшифровать" архе­типы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую дей­ствительность.

Эрих Фромм (1900 — 1980) поставил проблему противоре­чивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия чело­веческого существования: • патриархат и матриархат;

•гуманистическое и авторитарное сознание; • власть и подчинение; *стремление к обладанию и просто жизнь;

• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история); • " свобода от" и " свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения — культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы " желание жизни" повсеместно вытесня­ло " желание смерти", разрушительные истины.

Темперамент- совокупность телесных и психических особенностей людей, проявляющихся, главн. образ., различиями в степени восприимчивости, силе чувствований и активности. Различают четыре главн. Т.: 1)холерический - быстрая восприимчивость, сильная активность; 2)меланхолический - медленная восприимчивость, сильная активность; 3)сангвинический - быстрая восприимчивость, слабая активность; 4)флегматический - медленная восприимчивость, слабая активность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
density, hardness, heat conductivity, electrical conductivity, weight. | Найти вероятность того, что событие А произойдет не менее двух раз в 4 независимых испытаниях, если вероятность наступления события А в одном испытании равна 0,6.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.